Методы анализа визуальной информации (тема 2)

Содержание

Слайд 2

Задание на самостоятельную работу: аналитическая записка: Подберите 5 рекламных роликов аналогичных

Задание на самостоятельную работу: аналитическая записка:
Подберите 5 рекламных роликов аналогичных продуктов

разных фирм.
Выделите знаковое содержание роликов.
Опишите смыслы, представленные в рекламе.
Выявите мифологическое содержание.
Опишите целевую аудиторию и их систему ценностей.
Опишите достоинства и недостатки роликов с точки зрения визуального, смыслового и мифологического ряда.
Какие характеристики культуры позволяют ролику воздействовать на потребителя.
Эссе о современном потреблении и влиянии рекламы.
Напишите эссе на тему «Мой друг – потребитель».
Каждый ставит проблему в рамках этой темы индивидуально. Проводит исследование методом включенного наблюдения, берет интервью (опросник согласовывает с преподавателем). Формулирует не менее пяти тезисов и приводит аргументы и примеры.

Контрольный точки

Слайд 3

Герменевтический анализ Семиотический анализ Структурный анализ План лекции

Герменевтический анализ
Семиотический анализ
Структурный анализ

План лекции

Слайд 4

Герменевтический анализ Сьюзен Сонтаг: «никто не делает одинаковых снимков одного и

Герменевтический анализ
Сьюзен Сонтаг: «никто не делает одинаковых снимков одного и того

же объекта, и предположение, что камера предоставляет безличный, объективный образ, уступило констатации того, что фотографии являются свидетельством не только того, что на них представлено, но и того, что личность наблюдает, не только регистрацией, но и оценкой мира»
Слайд 5

Слайд 6

Фотоснимок посредством объектива или «субъектива»? Автор Образ Аудитория

Фотоснимок посредством объектива или «субъектива»?

Автор

Образ

Аудитория

Слайд 7

Исследовательские вопросы: Кто сделал снимок? Какую социальную роль играл автор? В

Исследовательские вопросы:

Кто сделал снимок?

Какую социальную роль играл автор?

В какой ситуации находился?

С

какой целью сделан снимок?

Для кого сделан снимок?

Какова общественная позиция автора?

Каковы стереотипы автора, связанные с его социальной позицией?

Слайд 8

Слайд 9

Мотивацией фотографа являются художественные устремления «жажда реализации "искусства" может привести фотографа

Мотивацией фотографа являются художественные устремления
«жажда реализации "искусства" может привести фотографа к

пренебрежению деталями, которые могли бы расстроить его художественную концепцию» уменьшить документальную или доказательную роль снимка
идентификация вида, к которому относится фотография: для прессы, репортерская, соответствующая данному моменту, официальная, пропагандистская, рекламная, портретная, памятная, семейная, туристическая, художественная, одиночная или фрагмент серии. Свой тип мотивов.
Презентация по Гофману И.:«культа самого себя». «Личность фиксируется в тот момент, когда находится в идеальном окружении, рядом с теми, чье общество ценит, в одежде, повышающей ее престиж (...), готовится к чему-то многообещающему или завершает какой-то важный этап» (для приватных снимков)

Авторский аспект снимка

Слайд 10

1966 приватный

1966 приватный

Слайд 11

Подпись: ? Играет важную роль

Подпись: ? Играет важную роль

Слайд 12

репортерский снимок, имеющий гуманитарное значение показать, как «в другом отношении анонимные

репортерский снимок, имеющий гуманитарное значение показать, как «в другом отношении анонимные

и не достойные внимания изображения подтверждают наши обиходные взгляды о человеческой экспрессии через выражение (и, вероятно, ненамеренное) таких реакций, как страх, удивление, изумление, любовь, стыд, или таких состояний, как радость, безнадежность, невинность, а также то, как мы выглядим и что делаем, когда считаем, что нас никто не видит»
Эмпатия - представление себя в роли автора снимка, проникновение в его ситуацию, общественную позицию, перспективу, с которой фотографирует
Проблема - мы сами субъективны, со своими намерениями, мотивациями, запасом знаний, предрассудками, стереотипами, недовольством, опытом.
Слайд 13

Кто они? Какое отношение они имеют к автору снимка? Каковы их

Кто они?
Какое отношение они имеют к автору снимка?
Каковы их

общественные позиции или роли?
Что они делают?
На что смотрят?
Каковы их намерения и мотивы?
Знают ли они о присутствии фотографа и о том, что их фотографируют?
Они ведут себя естественно или позируют?
Что они хотят показать, а что скрыть?

Герменевтика образа: люди на снимке

Слайд 14

Границы применения герменевтической интерпретации Позволяет выявить сложные и неочевидные смыслы изображения.

Границы применения герменевтической интерпретации

Позволяет выявить сложные и неочевидные смыслы изображения.
Способствует лучшему

пониманию изображения посредством рассмотрения социального и культурного контекста.
Позволяет исследователю понять смыслы, вкладываемые автором и аудиторией в изображение.
Проблемы:
Ограниченные возможности эмпатии по отношению к автору и его аудитории
Непреодолимость разрывов между культурой исследователя и автора фото.
Интерпретация частичная
Слайд 15

Образ как определенный визуальный факт Образ является знаком или системой знаков,

Образ как определенный визуальный факт
Образ является знаком или системой знаков, за

которыми скрываются культурные значения.
Язык – знак – образ

Семиотический анализ

Слайд 16

Типология знаков Ч. Пирса: знаки-иконы (изображение и значение схожи) знаки-указатели (связывают

Типология знаков Ч. Пирса:
знаки-иконы (изображение и значение схожи)
знаки-указатели (связывают с

тем, что они означают) – природные, общественные, экономические, культурные.
знаки-символы (полностью условные)
Слайд 17

Слайд 18

10 апреля 1912 г. Саутгемптон.

10 апреля 1912 г. Саутгемптон.

Слайд 19

Денотация - все то, что образ наглядно представляет или к чему

Денотация - все то, что образ наглядно представляет или к чему

знак непосредственно относится (что это такое?)
Коннотация - это более сложные ассоциации, мысли чувства, которые вызывает образ (знак) (с чем ассоциируется?)

Ролан Барт: денотации и коннотации

Слайд 20

Слайд 21

Миф – коммуникативная система, сообщение. Форма, способ обозначения Мифологическое слово -

Миф – коммуникативная система, сообщение.
Форма, способ обозначения
Мифологическое слово - Социальное применение

материального
Изображение как носитель мифологического слова
Миф как семиологическая система
Означающее , означаемое, знак.
Миф - вторичная семиологическая система.

МИФ (Р. Барт)

Слайд 22

Предвыборная фотогения. Р.Барт


Предвыборная фотогения. Р.Барт

Слайд 23

Человек-миф 1961-1967

Человек-миф 1961-1967

Слайд 24

«Наиболее тривиальная фотография, независимо от намерений фотографа, выражает систему схем восприятия,

«Наиболее тривиальная фотография, независимо от намерений фотографа, выражает систему схем восприятия,

мыслей и оценок, общих для всей группы (...) Чтобы адекватно понять фотографию, сделана ли она корсиканским крестьянином или парижским фотографом, мы должны не только восстановить значения, которые он декларирует, т.е. проявленные в определенной степени отчетливо намерения фотографа, но и расшифровать значения, которые символизируют возрастную группу, класс или артистический круг»
(Bourdieu Pierre. Photography. A Middle-brow Art. Cambridge: Polity Press. 1990)

Структурная интерпретация проникает в область культуры общих для всего коллектива правил

Слайд 25

Образы как проявление общественной жизни Общественная структура -это сеть (система) отношений

Образы как проявление общественной жизни
Общественная структура -это сеть (система) отношений между

элементами общественной системы.
4 вида элементов:
человеческая деятельность (интеракция)
общественные правила: сложные комплексы: обычаи, нравы, мораль, законы. Сумму дифференцированных и различным образом связанных общественных правил, принятых в данном обществе - нормативная структура.
идеи: убеждения, взгляды, преувеличения и тд. Комплексы: мировоззрения, доктрины, идеологии. Совокупность идей и их разнонаправленных связей - идеальная структура
жизненные возможности: дифференцированные возможности доступа к общественно ценимым благам, т.е. к богатству, власти, престижу, образованию, здоровью. структура возможностей .
Слайд 26

Интеракция

Интеракция

Слайд 27

Email address: akimerling@hse.ru, kimerlinganna@gmail.com www.perm.hse.ru Phone.: 8 (342) 2055233 Спасибо за внимание!

Email address: akimerling@hse.ru, kimerlinganna@gmail.com

www.perm.hse.ru

Phone.: 8 (342) 2055233

Спасибо за внимание!

Слайд 28

Нормативная структура

Нормативная структура

Слайд 29

Идеи (идеальная структура)

Идеи (идеальная структура)

Слайд 30

Доступ к общественно ценным благам

Доступ к общественно ценным благам

Слайд 31

Гендерное неравенство

Гендерное неравенство

Слайд 32

Победительницы американского конкурса красоты 1922 года.

Победительницы американского конкурса красоты 1922 года.

Слайд 33

Власть


Власть

Слайд 34

1986 Игры в СССР

1986

Игры в СССР

Слайд 35

Власть политическая

Власть политическая

Слайд 36

1915 1918

1915 1918