Основные понятия языка Pascal

Содержание

Слайд 2

Pascal Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом. Паскаль считается важнейшим

Pascal

Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом. Паскаль считается важнейшим инструментом

для обучения методам структурного программирования и с 1983 г. введен в учебные курсы в школах для учащихся, которые специализируются в области информатики.
В дальнейшем язык Паскаль совершенствовался и приобрел новые свойства, отличные от авторского варианта.
Слайд 3

Язык Паскаль относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и,

Язык Паскаль относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен  и,

будучи первым изучаемым языком  программирования, приучает к хорошему стилю.
Слайд 4

Как и естественные языки, каждый язык программирования имеет свой стиль и

Как и естественные языки, каждый язык программирования имеет свой стиль и

свои правила.
Синтаксис языка программирования – это набор правил, которые определяют способы построения правильных программ из символов алфавита.
Слайд 5

Алфавит языка Паскаль 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:

Алфавит языка Паскаль

26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:
A

B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
подчеркивание _
10 цифр:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
знаки операций:
+ - * / = <> < > <= >= := @
ограничители (разделители):
. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
спецификаторы:
^ # $
Слайд 6

Структура программы {1. заголовок программы} program Имя_Программы; {2. раздел указания используемых

Структура программы

{1. заголовок программы}
program Имя_Программы;
{2. раздел указания используемых модулей}
uses Список_Используемых_Модулей;
{3. Раздел

описаний}
label Описания_меток;
const Описания_Констант;
type Описания_Типов;
var Описания_Переменных;
procedure Описания_Процедур_и_функций;
function
exports Описания_Экспортируемых_Имен;
{4. Раздел операторов}
begin
Операторы
end.
Слайд 7

Упрощенная структура программы {1. заголовок программы} program Имя_Программы; {2. раздел указания

Упрощенная структура программы

{1. заголовок программы}
program Имя_Программы;
{2. раздел указания используемых модулей}
uses Список_Используемых_Модулей;
{3.

Раздел описаний}
const Описания_Констант;
var Описания_Переменных;
{4. Раздел операторов}
begin
Операторы программы
end.
Слайд 8

Команды языка программирования называются операторами Разделителем операторов в Паскале является ; (точка с запятой)

Команды языка программирования называются операторами
Разделителем операторов в Паскале является ; (точка

с запятой)
Слайд 9

Комментарий представляет собой фрагмент текста программы, ограниченный символами { }. Комменнтарии

Комментарий представляет собой фрагмент текста программы, ограниченный символами { }. Комменнтарии

в программе выполняют информационную функцию.

{Моя первая программа }
program first;
begin
writeln(‘Hello, World!’)
end.

Слайд 10

Пример: периметр прямоугольника program perimetr; {заголовок программы} uses crt; {crt –

Пример: периметр прямоугольника

program perimetr; {заголовок программы}
uses crt; {crt – необходим для

очистки экрана}
var a,b:integer; {объявление переменных}
P:integer;
Begin {начало программы}
clrscr; {очистка экрана}
a:=12; {присваиваем переменной а значение 12}
b:=7; {присваиваем переменной b значение 7}
P:=2*(a+b); {значение выражения присваиваем P}
write('P = ',P); {выводим на экран значение P}
end. {конец программы}
Слайд 11

Программа в своей работе имеет дело с данными. Некоторые данные устанавливаются

Программа в своей работе имеет дело с данными. Некоторые данные устанавливаются

еще до того, как программа начнет выполняться, а после ее запуска сохраняют свои значения неизменными на всем протяжении работы программы. Это константы. Другие данные могут изменяться во время выполнения программы. Они называются переменными.
Слайд 12

Различие между переменной и константой довольно очевидно: во время выполнения программы

Различие между переменной и константой довольно очевидно: во время выполнения программы

значение переменной может быть изменено, а значение константы нет.

переменные

константы

данные

Слайд 13

Под переменной мы будем понимать ячейку («коробку»), куда компьютер может записывать

Под переменной мы будем понимать ячейку («коробку»), куда компьютер может записывать

(«складывать») данные.
Под ячейкой мы в действительности подразумеваем «кусочек памяти» в котором хранится информация.
Чтобы воспользоваться информацией, хранящейся в ячейке, нужно, чтобы каждая ячейка имела свое имя или, как часто говорят, - идентификатор.

a b sum

Слайд 14

Идентификаторы. Именами (идентификаторами) называют элементы языка - константы, метки, типы, переменные,

Идентификаторы.

Именами (идентификаторами) называют элементы языка - константы, метки, типы, переменные, процедуры,

функции, модули, объекты.
Идентификатором является последовательность букв, цифр и знаков подчеркивания, которая начинается с буквы или символа подчеркивания и не содержит пробелов.
Слайд 15

Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются 63 символа.

Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются 63 символа.
Не

разрешается в языке ПАСКАЛЬ использовать в качестве имен служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.
Примеры имен языка ПАСКАЛЬ:
A b12 r1m SIGMA gamma I80_86
Слайд 16

В Паскале разница между строчными и прописными буквами игнорируется, поэтому имена NaMe и name одинаковы.

В Паскале разница между строчными и прописными буквами игнорируется, поэтому имена NaMe

и name одинаковы.
Слайд 17

Служебное слово – это слово, которое в языке ПАСКАЛЬ имеет определенное

Служебное слово – это слово, которое в языке ПАСКАЛЬ имеет определенное

смысловое значение, которое не может быть изменено. Иногда его называют ключевым словом.
Слайд 18

Служебные (зарезервированные) слова: ABSOLUTE EXPORTS LIBRARY SET ASSEMBLER EXTERNAL MOD SHL

Служебные (зарезервированные) слова:
ABSOLUTE EXPORTS LIBRARY SET
ASSEMBLER EXTERNAL MOD SHL
AND FAR NAME

SHR
ARRAY FILE NIL STRING
ASM FOR NEAR THEN
ASSEMBLER FORWARD NOT TO
BEGIN FUNCTION OBJECT TYPE
CASE GOTO OF UNIT
CONST IF OR UNTIL
CONSTRUCTOR IMPLEMENTATION PACKED USES
DESTRUCTOR IN PRIVATE VAR
DIV INDEX PROCEDURE VIRTUAL
DO INHERITED PROGRAM WHILE
DOWNTO INLINE PUBLIC WITH
ELSE INTERFACE RECORD XOR
END INTERRUPT REPEAT
EXPORT LABEL RESIDENT
Слайд 19

Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов. Существуют имена

Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.
Существуют имена которые

называются стандартными.
sin cos real true
В отличие от служебных слов смысл стандартных имен может быть переопределен программистом.
Слайд 20

Это указание компилятору, сколько памяти необходимо зарезервировать для переменных нашей программы.

Это указание компилятору, сколько памяти необходимо зарезервировать для переменных нашей программы.
В

откомпилированной программе для всех переменных отведено место в памяти, и всем переменным присвоены нулевые значения.
Все переменные, используемые в программе необходимо объявить в разделе описания переменных после зарезервированного слова var.

Объявление переменных