Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания

Содержание

Слайд 2

После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном

После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном

языке программирования.
Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля — французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.
Автор языка Паскаль — швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Слайд 3

Паскаль — это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи

Паскаль — это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи

обработки информации.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
Слайд 4

Структура программы на Паскале

Структура программы на Паскале

Слайд 5

Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом: Program ;

Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное

имя, придуманное программистом:
Program <имя программы>;
Слайд 6

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет

список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия.
В стандарте языка Паскаль существуют два типа числовых величин: вещественный и целый.
Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа).
Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
var a, b: integer; с, d: real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Слайд 7

Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов

Раздел операторов — основная часть программы.
Начало и конец раздела операторов

программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец).
В самом конце программы ставится точка:
begin
<операторы>
end. 
Слайд 8

Операторы ввода, вывода, присваивания

Операторы ввода, вывода, присваивания

Слайд 9

Оператор ввода Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read

Оператор ввода

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (read line —

читать строку):
Read (<список переменных>);
Readln (<список переменных>);
Слайд 10

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя.
Пользователь набирает на

клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком переменные указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами.
Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> ().
Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Слайд 11

Оператор вывода Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать)

Оператор вывода

Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (write line — писать в строку):
Write

(<список вывода>);
Writeln (<список вывода>);
Слайд 12

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке.

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке.

Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Слайд 13

Оператор присваивания Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат: := ;

Оператор присваивания

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:
<числовая переменная> := <арифметическое

выражение>; 
Слайд 14

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций,

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций,

круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются:
+ сложение,
- вычитание,
* умножение,
/ деление
Слайд 15

Пунктуация Паскаля Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в

Пунктуация Паскаля

Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно

определено назначение знаков пунктуации.
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем описания переменных в разделе переменных и разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списках вводимых и выводимых величин.
Текст программы заканчивается точкой.
Слайд 16

Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным

Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем

программы.
Если разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка.
Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой.
Если программист забыл поставить «;» между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.
В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий — это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.
Слайд 17

В Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для

В Паскале нет различия между строчными и прописными буквами.
Например, для

Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN.
Использование строчных или прописных букв — дело вкуса программиста.
Слайд 18

program qq; var a,b: integer; begin { начало программы } {

program qq;
var a,b: integer;
begin { начало программы }
{ тело программы

}
end. { конец программы }

комментарии в скобках {} не обрабатываются

название алгоритма

описание переменных

Слайд 19

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на

алгоритмическом языке.
Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:

Алгоритмический язык

Язык Паскаль

Слайд 20

Задание 1. Переписать в тетрадь Написать программу для проверки числа на

Задание 1. Переписать в тетрадь Написать программу для проверки числа на четность

program

z1;
var a:integer;
begin
read (a);
if (a mod 2 = 0) then writeln ('четное') else writeln ('нечетное');
end.
Слайд 21

Вопросы 1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор? 2.

Вопросы

1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?
2. Как записывается

заголовок программы на Паскале?
3. Как записывается раздел описания переменных?
4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
6. Что такое оператор присваивания?
7. Как записываются арифметические выражения?
8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?