Язык программирования Pascal

Содержание

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ «Я только с теми, кто стеная, ищет истину» Блез Паскаль (1623-1662) PASCAL

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ

«Я только с теми, кто
стеная, ищет истину»
Блез Паскаль

(1623-1662)

PASCAL

Слайд 3

Первый этап. Постановка задачи. Второй этап. Математическое или информационное моделирование. Третий

Первый этап. Постановка задачи.
Второй этап. Математическое или информационное моделирование.
Третий этап. Алгоритмизация

задачи.

Четвёртый этап. Программирование.
Пятый этап. Ввод программы и исходных данных в ЭВМ.
Шестой этап. Тестирование и отладка программы.
Седьмой этап. Исполнение отлаженной программы и анализ результатов.

Свойства алгоритма:
Понятность.
Дискретность.
Определённость.
Результативность.
Массовость.

Основные этапы решения задач на ЭВМ

Слайд 4

1. Отвечает требованиям структурного программирования Позволяет строить программу из отдельных блоков.

1. Отвечает требованиям структурного программирования
Позволяет строить программу из отдельных блоков.

применяются три управляющие конструкции: следование, выбор, повторение;
структура программы отражает структуру данных;
на первом этапе проводится проектирование программы, а на втором её написание.
2. Строго типизированный язык
Содержит полный набор структурных типов данных, а также развитые средства построения из них новых типов данных.

Основные достоинства языка Pascal

Слайд 5

Объявление идентификаторов Однозначность операций над данными Операции с данными ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА

Объявление идентификаторов

Однозначность
операций над данными

Операции с
данными

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА
ДАННЫХ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ПЕРЕМЕННЫХ

ЗАДАНИЕ
ЗНАЧЕНИЙ

Работа с данными

Слайд 6

Тип данных — это характеристика идентификатора, определяющая множество значений, которые он

Тип данных — это характеристика идентификатора, определяющая множество значений, которые он

может принимать (целые или дробные числа, строки и т. д.).

Простые

Структурированные

Логические (boolean)

Символьные (char)

Перечисляемые

Интервальные

Строковый (string)

Регулярный (array)

Комбинированный (record)

Множественный (set)

byte,
shortint,
integer,
word,
longint

real,
single,
double,
extended,
comp

Файловый (file)

Простые типы: одна переменная — одно значение.
Структурированные типы: одна переменная — несколько значений.

Типы данных

Целые

Вещественные

Слайд 7

Конечный набор возможных значений Выход за пределы диапазона приводит к ошибке

Конечный набор возможных значений

Выход за пределы диапазона приводит к ошибке

Синтаксис:

Var

<имя переменной>:<тип переменной>;

.

Целый и вещественный типы данных


Тип


Диапазон десятичного порядка


real


−39…+38


single


−45…+45


double


−324…+308


extended


−4932…+4932


comp


−263+1…263 −1



Резервирует место в памяти
компьютера под переменные: a, x, y.

Слайд 8

Арифметические операции: Sqr ,+, −, *, / Стандартные функции: Нельзя использовать

Арифметические операции: Sqr ,+, −, *, /
Стандартные функции:

Нельзя использовать с целыми

типами

Работа функций используется в операторе вывода.

Операции с целыми переменными

Слайд 9

Стандартные функции: Pi, Sqrt, Sin, Cos, Abs, Exp, Ln. Арифметические операции:

Стандартные функции: Pi, Sqrt, Sin, Cos, Abs, Exp, Ln.

Арифметические операции:

Sqr, +, -, *, /

Операции с вещественными переменными

Слайд 10

Ввод информации с клавиатуры обеспечивает процедура ввода: Read или ReadLn. Синтаксис:

Ввод информации с клавиатуры обеспечивает процедура ввода:
Read или ReadLn.

Синтаксис:
Read (N1, N2,

… Nn);
Где N1, N2, … Nn — переменные
(целые, вещественные, строковые).
Read(Ln)— курсор устанавливается
на следующую строку.

После ввода значения, необходи-мо нажать клавишу Enter.
Если переменных в операторе указано несколько, то они вводятся через пробел, либо через нажатия клавиши Enter.

В переменную Х и А заносится значение, введённое с клавиатуры.

Запрос данных с клавиатуры

Слайд 11

Через функцию ReadKey для чтения первого байта из очереди нажатий на

Через функцию ReadKey для чтения первого байта из очереди нажатий на

клавишу.
Через процедуру ввода Read(Ln)
3. Через оператор присваивания :=.


Тип переменной должен совпадать с типом вводимых значений для этой переменной.

Ввод данных с клавиатуры в текстовом режиме:

Ввод данных

Ввод данных с клавиатуры
непосредственно в программе:

Слайд 12

Для задания значения переменной необходимо воспользоваться оператором присваивания := := ;

Для задания значения переменной необходимо воспользоваться оператором присваивания :=

<Переменная>:=<Значение>;

В переменную (целочисленную)
с

именем А заносится значение 3.

Синтаксис:

Операторы присваивания