Античность: колыбель европейской художественной культуры. Греческая художественная культура

Содержание

Слайд 2

Античная культура Антикус (лат.) – древний Мифология – переход от первобытности

Античная культура

Антикус (лат.) – древний
Мифология – переход от первобытности к древнегреческой

цивилизации.
Греческая мифология - это не только мир религиозных представлений, это мир греков, это сложное и обширное целое, куда входят и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.
Слайд 3

Религия, мифология Антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о

Религия, мифология

Антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных,

прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью.
Гора Олимп –место обитания Богов
Софокл: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Слайд 4

Этапы развития античной художественной культуры Эгейская (крито-микенская культура) – III-II тыс.

Этапы развития античной художественной культуры

Эгейская (крито-микенская культура) –
III-II тыс. до

н. э.
2. Культура Древней Греции – XI-I вв до н.э.
- гомеровский период – XI-VII вв до н.э.
- архаический период – VII-VI вв до н.э.
- классический период –V-IVвв до н.э.
- эллинистический период – IV- I вв до н. э.
3. Культура этрусков - VIII-VI вв до н.э.
4. Культура Древнего Рима - V в. до н.э.- V в. н.э.
- период республики V – I вв. до н.э.
- период империи I в. до н.э. – V в. н.э
Слайд 5

Древнейшая Греция.

Древнейшая Греция.

Слайд 6

Древний Рим

Древний Рим

Слайд 7

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ
(минойская) (ахейская)
Остров Крит Материковая Греция Малая Азия
Города Кносс, Фест

города Микены, Тиринф город Троя
Слайд 8

Эгейская (крито- микенская) культура. Циклопические стены Игры с быком Знатная дама

Эгейская (крито- микенская) культура.

Циклопические стены

Игры с быком

Знатная дама

Водоносы

(фрески на стенах дворца

на Крите)
Слайд 9

Эгейская (крито-микенская) культура.

Эгейская (крито-микенская) культура.

Слайд 10

Эгейская (крито-микенская) культура. Львиные ворота в Микенах

Эгейская (крито-микенская) культура.

Львиные ворота в Микенах

Слайд 11

Эгейская (крито-микенская) культура. Агамемнон маски

Эгейская (крито-микенская) культура.

Агамемнон маски

Слайд 12

Гомеровский период (11- 8 в. до. н. э.) Платон: « Гомер – воспитатель Греции».

Гомеровский период (11- 8 в. до. н. э.)

Платон: « Гомер – воспитатель

Греции».
Слайд 13

Слайд 14

Поэмы: «Илиада», «Одиссея».

Поэмы: «Илиада», «Одиссея».

Слайд 15

Троянская война

Троянская война

Слайд 16

Троянская война

Троянская война

Слайд 17

Странствия Одиссея

Странствия Одиссея

Слайд 18

Странствия Одиссея

Странствия Одиссея

Слайд 19

Архаический период (7 - 6 в. до н. э.) Зарождение наиболее

Архаический период (7 - 6 в. до н. э.)

Зарождение наиболее ценных

черт культуры:
Расцвет архитектуры (развитие городов-государств)
Черты : гармония, соразмерность, упорядоченность.
Изобразительное искусство
(открытие человека – носителя природной красоты).
Вазопись (чёрнофигурная, краснофигурная)
Слайд 20

«Ордер»- (порядок, строй), тип соотношения колонны (несущей части здания) и лежащего

«Ордер»- (порядок, строй), тип соотношения колонны (несущей части здания) и лежащего

на ней перекрытия- антаблемента (несомой части) .
Слайд 21

Классический греческий храм Прямоугольная форма, края обнесены колоннами, строгая простота, благородство линий

Классический греческий храм

Прямоугольная форма,
края обнесены колоннами,
строгая простота,
благородство линий

Слайд 22

Дорический ордер Лаконичный, мужественный, монументальный (мужской) .

Дорический ордер

Лаконичный, мужественный, монументальный (мужской) .

Слайд 23

Ионический ордер Ионический ордер — изящен и строен. Колонны имеют больше

Ионический ордер

Ионический ордер — изящен и строен. Колонны имеют больше каннелюр

(вертикальных желобков), что "стройнит" колонну, капители имеют два завитка, похожих на бараньи рога.
Слайд 24

Коринфский ордер Самый стройный и лёгкий, колонна –символ прекрасной девушки, а

Коринфский ордер

Самый стройный и лёгкий, колонна –символ прекрасной девушки,
а ордер

– выражение её нежности и чистоты
Слайд 25

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Слайд 26

Вазопись Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными

Вазопись

Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами

керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек.
Слайд 27

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе. Черные

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе. Черные

стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль. Не все узоры были окрашены в черный цвет:
Слайд 28

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530

г. до н.э. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури.
Слайд 29

Вазопись Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна

Вазопись

Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна вазы.

Но краснофигурая вазопись, за счет преимущества применения кисти, позволяла более реалистично изобразить человеческую фигуру
Слайд 30

Ваза «Франсуа» Шедевр чёрнофигурного стиля: Более 120 фигур в сценах из

Ваза «Франсуа»

Шедевр чёрнофигурного стиля:
Более 120 фигур в сценах
из греческой мифологии

и гомеровского эпоса.
Гончар – Эрготим,
роспись Клития
Слайд 31

Классический период: укрепление могущества, демократия, расцвет полисов, особенно Афин Сократ (470-399

Классический период: укрепление могущества, демократия, расцвет полисов, особенно Афин

Сократ (470-399 г.

до до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н. э.)

В основе культурного подъема лежала напряженная работа мысли античных философов, поставивших под сомнение мифологические народные верования

философия

Слайд 32

Сократ (ок.470-399 гг до н.э.) «Я знаю, что ничего не знаю».

Сократ
(ок.470-399 гг до н.э.)
«Я знаю, что ничего не знаю».
Исповедовал веру в

высшее благо, в небесный промысел.
Был уверен, что в человеке есть начало, которое открывает путь к творчеству, к гармоничной жизни, к самопознанию.
«Первый христианин до Христа».

Платон
(427- 344 гг до н.э.)
Полагал, что человек в своем земном обличии принадлежит двум мирам. Главное его начало- душа, управляющая телом и уходящая после смерти в подобное ей самой место- божественное, бессмертное.
Видимое бытие имеет прообраз в невидимом мире

Слайд 33

Древнегреческий театр Родился из древних праздников в честь Диониса

Древнегреческий театр

Родился из древних праздников в честь Диониса

Слайд 34

«Трагедия»- «песнь козла»; Темы и сюжеты раскрывали сложные духовные проблемы, рассказывавшие

«Трагедия»- «песнь козла»;
Темы и сюжеты раскрывали сложные духовные проблемы, рассказывавшие

о скорбях и несчастьях человека.
«Комедия»- жанр античного театра, который родился из Дионисовских сельских празднеств с шуточными песнями и плясками.
Слайд 35

Классики комедии и трагедии Эсхил Софокл Аристофан Еврипид Эсхил – «отец»

Классики комедии и трагедии

Эсхил

Софокл

Аристофан

Еврипид

Эсхил – «отец» трагедии(«Семь вождей», «Прометей»,

«Орестея», «Персы»).
Софокл –создатель трагедий для греческого театра («Царь Эдип», «Электра», и др.)
Еврипид –драматург, («Медея», «Ипполита»,
Классик греческой комедии- Аристофан ( «Мир», «Женщины в народном собрании», «Всадники» и «Лисистрата»).
Слайд 36

Зодчество и ваяние Идея возвеличивания человека и его безграничных творческих возможностей

Зодчество и ваяние

Идея возвеличивания человека и его
безграничных творческих возможностей

Слайд 37

Архитектура: храмы дорического ордера Олимпия Храм Зевса в Олимпии, построенный в

Архитектура: храмы дорического ордера

Олимпия

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором

Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Размеры сооружения были под стать величию Зевса: общая площадь храма составляла 1728 кв. м., высота достигала 10,6 м.
Над отделкой и внутренним убранством святилища трудились лучшие мастера эпохи: внешние стены были украшены барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла, интерьер был украшен мозаикой и изобиловал золотом.

Слайд 38

Статуя Зевса (Фидий) Олимпийский владыка, восседавший на роне облачен в золотые

Статуя Зевса (Фидий)

Олимпийский владыка, восседавший на роне облачен в золотые одежды,

руки его держали скипетр с орлом и символ победы – крылатую богиню Нику. Чело было увенчано венцом из листьев золотой оливы. Основание трона было украшено изображениями богов и мифологическими сюжетами.
Высота скульптурной композиции составила, по различным источникам от 12 до 17 м.
У каждого входящего в святилище создавалось впечатление, что Зевс, если он захочет встать, сможет снести крышу храма.
Для дополнительного эффекта одушевленности статуи, Фидий велел расположить у ног Зевса бассейн с водой, покрытый тончайшей пленкой масла. Блики света, отражавшиеся от маслянистой воды, озаряли свечением голову и плечи гиганта. В результате оптического обмана, люди верили, что от памятника исходит божья благодать
Слайд 39

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

Слайд 40

Главный храм Акрополя Парфенон Фидий. Афина Парфенос (12м, из дерева, покрыта

Главный храм Акрополя Парфенон

Фидий. Афина Парфенос
(12м, из дерева, покрыта
слоновой костью

и золотом,
находилась в главном зале храма)
Слайд 41

Слайд 42

Скульптура Поликлет. «Дорифор»

Скульптура

Поликлет. «Дорифор»

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Пракситель «Афродита Книдская» Лисипп «Македонский»

Пракситель
«Афродита
Книдская»

Лисипп
«Македонский»

Слайд 46

Слайд 47

Эллинистический период (4 – 1 в до н. э.) Распространение культуры

Эллинистический период (4 – 1 в до н. э.)

Распространение культуры при

правлении А. Македонского:
Пора расцвета научного знания

древнегреческий математикдревнегреческий математик, физикдревнегреческий математик, физик и инженердревнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуздревнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, был автором ряда важных изобретений

древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.

Слайд 48

Два из 7 чудес света

Два из 7 чудес света

Слайд 49

Образный мир – экспрессия Пергамский Алтарь Зевса

Образный мир – экспрессия

Пергамский Алтарь Зевса

Слайд 50

Фриз Алтаря Битва богов и гигантов. Фриз алтаря Зевса в... Борьба Зевса с гигантами

Фриз Алтаря

Битва богов и гигантов. Фриз алтаря Зевса в...

Борьба Зевса с гигантами

Слайд 51

Слайд 52

Была создана в честь богини победы Ники и победы в морской

Была создана в честь богини победы Ники и победы в морской

битве. Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Ника Самофракийская находится в Лувре

Стауя богини любви Афродиты из белого мрамора, придерживающая рукой упавшее одеяние.. Высота статуи Венеры Милосской — 2,02 м, пропорции тела при перерасчёте на рост 164 см составляют 89-69-93[3]

Слайд 53

Музыка Музыкальное наследие не дошло, но сохранились свидетельства: настенные росписи, изображения

Музыка

Музыкальное наследие не дошло,
но сохранились свидетельства:
настенные росписи, изображения на

вазах,
мифологические сюжеты о музыкантах.

Гомер с кифарой

Аполлон

Слайд 54

Музыка На одной Босфорской фреске I в. н. е. изображен ансамбль

Музыка

На одной Босфорской фреске I в. н. е. изображен ансамбль музыкантов,

редко случалось в античном искусстве: трио из двух флейт и ручного органа. инструменте. 

Теория Пифагора о музыку

Слайд 55

Музыка Лира кифара, арфа, авлос (разновидность флейты), орган, труба, На многих

Музыка

Лира кифара, арфа, авлос (разновидность флейты), орган, труба,
На многих различных

греческих праздниках происходили музыкальные агоны *. Во время подготовки к ним с музыкантами занимались специальные учителя, чьи имена сохранились в списках участников соревнований.  Исторические памятники свидетельствуют, что среди них были и выходцы из Северного Причерноморья: например боспорянина Исия в III в. до н. е. готовил музыкантов к празднику в Дельфа

авлос (разновидность
флейты),

лира

флейта

Слайд 56

Музыка Орфей Гибель Орфея Пиндар Пифийская ода поэта Пиндара (5в до н.э.) высечена его могильной плите

Музыка

Орфей

Гибель Орфея

Пиндар

Пифийская ода поэта
Пиндара (5в до н.э.)
высечена его могильной плите