Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛИ: 1.Комплексное исследование деятельности национальной интелегенции . 2.Пересмотреть историю создания идеологии

ЦЕЛИ: 1.Комплексное исследование деятельности национальной интелегенции . 2.Пересмотреть историю создания идеологии национально

освободительного движения ЗАДАЧА:  Сохранить национальную самобытность казахского народа, но и воссоздать историческое прошлое
Слайд 3

список использованной литературы. 1.Козыбаев ИМ. Историография Казахстана: уроки истории. — Алма-Ата:

список использованной литературы.

1.Козыбаев ИМ. Историография Казахстана: уроки истории. — Алма-Ата: Ғылым,

1990
2.https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9306/
3.Алаш Орда.Сборник документов. Алматы.Жалын 1992
4. 9 класс Учебник « История Казахстана»
Слайд 4

Актуальность проекта Сегодня интеллигенция является создателем новых духовных ценностей, которые приобретают

Актуальность проекта

Сегодня интеллигенция является создателем новых духовных ценностей, которые приобретают

особое значение в периоды кризисов и переходных этапов истории. Таким образом, интерес к изучению одного из основных элементов социальной структуры развитого общества, а именно интеллекта, в настоящее время не ослабевает.
Слайд 5

Содержание 1.Становление казахской интеллигенции 2. Политическая позиция казахских демократов в начале

Содержание

1.Становление казахской интеллигенции
2. Политическая позиция казахских демократов в начале

1916 г.
3. Национально-освободительное движение в Семиречье, его ход, руководители.
Слайд 6

1.Становление казахской интеллигенции После Октябрьской революции 1917 года потребовалось более полувека,

1.Становление казахской интеллигенции После Октябрьской революции 1917 года потребовалось более полувека,

чтобы в Казахстане появилась многочисленная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования.

По неполным данным, в дореволюционном крае было 3 тысячи учителей, 590 сельскохозяйственных рабочих, 244 врача и 393 фельдшера.
Нехватка квалифицированных рабочих усугубилась гражданской войной и иностранной интервенцией.
К 1919 году на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько фельдшеров.

Слайд 7

Казахская интелигенция искала пути возрождения казахской государственности. Огромный вклад в развитие

Казахская интелигенция искала пути возрождения казахской государственности. Огромный вклад в развитие общественно-политического

развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Шокай, Х. Досмухамедов, Ж. Досмуха-медов, О. Альжанов и многие другие. Ими же было воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жу-мабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, Х. Болганбаев и другие.
Слайд 8

Процесс использования старого интеллекта, его переход на позиции социализма был непростым

Процесс использования старого интеллекта, его переход на позиции социализма был непростым

и длительным. 4 апреля 1919 года ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды. Возвращению старой интеллигенции к работе в своей сфере способствовали также наступление долгожданного мира, введение нэпа и успешное преодоление последствий двух войн.
Слайд 9

2. Политическая позиция казахских демократов в начале 1916 г. В 1916

2. Политическая позиция казахских демократов в начале 1916 г.

В 1916 г.

царская администрация готовилась к изъятию новых земель для российских колонистов.
Шла «добровольная» вербовка Оатраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях. На фронт из Казахской степи отправлялись мясо, тысячи лошадей и верблюдов. «Само существование казахской нации стало острой проблемой», — писал еще в 1913 г. А.Байтурсынов.
Слайд 10

В степи, по определению местной царской администрации, образовались две партии: На

В степи, по определению местной царской администрации, образовались две партии:

На стороне

царского указа оказалась часть баев, колониальная местная администрация — волостные управители, аульные старшины
Слайд 11

Либерально-демократическая интеллигенция во главе с А.Бокейхановым, А.Байтурсыиовым, М.Дулатовым придерживалась другой позиции.

Либерально-демократическая интеллигенция во главе с А.Бокейхановым, А.Байтурсыиовым, М.Дулатовым придерживалась другой позиции.


Они считали, что казахи — подданные российского государства, сыны своей родины. «Казахи должны быть на фронте, наравне с дру­гими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к "черной” работе считаем, унизи­тельным», — писал А.Байтурсынов. 
Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов в своем обращении выдвинули следующие альтернативы: «Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие».

Слайд 12

Движение 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и

Движение 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и

Кавказа. Оно поднималось стихийно и было неоднородным.
В нем принимали участие казахские рабочие угольных копей, нефтяных промыслов, Иртышского пароходства, Омской, Оренбургско-Ташкентской железной дороги.

Их связь с аулом и крестьянством придала движению характер стихийной народной войны. Главной движущей силой стали народные массы.

Слайд 13

3. Национально-освободительное движение в Семиречье, его ход, руководители. Одним из крупных

3. Национально-освободительное движение в Семиречье, его ход, руководители.

Одним из

крупных центров движения 1916 г. было Семиречье.
К тому времени весь огромный регион был охвачен пламенем народной войны.
Движение охватило всю территорию, прилегавшую к реке Чу, к озеру Иссык-Куль.
Повстанцы уничтожали телеграфные линии, нападали на почтовые станции, на аулы волостных управителей.
Слайд 14

Крупным центром национально-освободительного движения 1916 г. была также Тургайская область. Борьба

 Крупным центром национально-освободительного движения 1916 г. была также Тургайская область.

Борьба казахских крестьян здесь оказалась особенно упорной и длительной. Местная аульно-волостная администрация была отстранена от управления, и власть перешла в руки повстанцев.
Повстанцы избрали своим ханом Абдулгафара Жанбосынова, пользующегося уважением в народе, а своим сардарбеком — Амангельды, внука известного батыра Имана.
Слайд 15

В регионах, где интенсивно шло переселенческое движение, царские чиновники умело использовали

В регионах, где интенсивно шло переселенческое движение, царские чиновники умело

использовали противоречия между русскими, украинскими крестьянами, казачеством и казахскими, киргизскими шаруа, дунганскими, уйгур­скими, узбекскими дехканами. 
Не было единства в рядах национальной демокра­тической интеллигенции.
В ряде случаев феодально-байские элементы, ханы предали интересы восставших. Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение.
Так, был публично повешен на сопке Бурундай один из лидеров восстания в Семиречье Бекболат Ашекеев. В Каркаре в тюрьме был отравлен один из вожаков повстанческого движения Жаменке Мамбетов, растерзаны 12 других руководителей.
Слайд 16

Алихан Бокейханов писал: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало

Алихан Бокейханов писал: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми,

пострадало их хозяйство, но зато они проявили свои качества. Кто не борется, не рвется к победе — никогда не достигнет свободы, не освободится от оков рабства, не сможет распоряжаться ни своим имуществом, ни своей собствен­ной головой». В действительности движение 1916 г. осталось в истории казахского народа как один из этапов в его борьбе за политическую независимость и национальную государственность, которые в полной мере были достигнуты в конце XX в.
Слайд 17

Вывод На основании проведённых исследований,мы узнали,что лидеры казахского национально-освободительного движения старались

Вывод

На основании проведённых исследований,мы узнали,что лидеры казахского национально-освободительного движения

старались быть понятыми новой властью в своих намерениях, т.е. они стояли на позиции возрождения своей национальной государственности на автономных началах, что казахское общество совершенно не готово к немедленному размежеванию на основе классовых различий.