Древнерусское государство. Порядок управления, властные структуры, традиции политической культуры

Содержание

Слайд 2

1. Периодизация истории Древнерусского государства 2.1. Ранняя Древнерусская держава как союз

1. Периодизация истории Древнерусского государства
2.1. Ранняя Древнерусская держава как

союз племенных княжеств
2.2. Единое Древнерусское государство: период наивысшего подъема и расцвета
2.3. Начало политического распада Древнерусского государства.
2. Властные структуры ДРГ. Двухполюсная модель властвования и традиции политической культуры
3.1. Княжеско-вечевая модель властвования. Соотношение властных полномочий веча и князя
3.2. Князь и военно-правительственная элита: статус дружины и механизм взаимного влияния князя и дружины.
Слайд 3

1. Периодизация истории ДРГ Ранняя Древнерусская держава как союз племенных княжеств

1. Периодизация истории ДРГ
Ранняя Древнерусская держава как союз племенных княжеств

Конец IX в. – конец X в.
Единое древнерусское государство период наивысшего подъема и расцвета
Конец X в. – середина XI в.
3. Начало политического распада древнерусского государства
Середина XI – рубеж XI-XII вв. (вторая треть XII в.)
Точка зрения:
киевская государственность так и не сложилась
(И. Данилевский, В. Даркевич, А. Ахиезер, Р. Пайпс и др.)
И. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX– XII вв.). Раздел: «Была ли Киевская Русь государством?»
Слайд 4

1 период: Ранняя Древнерусская держава: союз племенных княжеств / межплеменная конфедерация

1 период: Ранняя Древнерусская держава: союз племенных княжеств / межплеменная конфедерация /

федерация княжеств Конец IX в. – конец X в.

862 – 879 гг. княжение Рюрика
882 – поход Олега на юг.
Объединение Севера и Юга.
Княжеская резиденция перенесена в Киев.
Факторы, определившие складывание конфедерации:
Экономический интерес: стремление варягов и местной племенной верхушки поставить под свой контроль "путь из варяг в греки".
В.О. Ключевский о причинах "процесса постепенного взаимного сцепления" восточнославянских племен: "Связующим элементом в новых общественных построениях служил… экономический интерес".
Точка зрения:
ДРГ - ФАКТИЧЕСКИ ТОРГОВАЯ (МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ) КОМПАНИЯ , ВОЗНИКШАЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАД ОСНОВНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТОРГОВЫМ ПУТЕМ.
Р. Пайпс: «варяжское государство в России напоминало великие торговые предприятия XVII-XVIII вв.», « в пору расцвета киевской государственной властью пользовались в духе средневекового торгового предприятия …»
(Пайпс Р. Россия при старом режиме …, Глава 2).
2. Внешняя опасность.

Слайд 5

Система управления федерацией: Во главе федерации Великий киевский князь (контролировал Киевскую

Система управления федерацией:

Во главе федерации Великий киевский князь
(контролировал

Киевскую область, земли вдоль пути "из варяг в греки")
В остальных землях власть сохранили
местные племенные вожди / князья
правившие совместно с народными вечевыми собраниями
Отношения/союз регулировались договорами ("ряд" / "пакт")
Условия союза:
1. Право великого князя на полюдье в землях союзных князей (и политическая акция – своеобразная присяга на верность);
2. Союзные князья были обязаны поставлять военные ополчения в случае больших внешнеполитических акций (н-р, походы на греков или хазар).
В остальном, по-видимому, еще долго сохраняли независимость.
⇒ Борьба между центральной киевской (ВКК) и местной (племенные князья) властями.
Слайд 6

Второй период. Единое Древнерусское государство конец X в. – середина XI

Второй период. Единое Древнерусское государство конец X в. – середина XI

в.

Государственные реформы Владимира (980–1015 гг.)
Цель: укрепление единства русских земель и идеологическое возвышение власти киевского князя (над властью племенных князей).
1. Реформа системы управления русскими землями
⇒ Ликвидирована власть племенных князей, контроль Рюриковичей над всей территорией государства (соединение подчиненных варягам территорий родовой связью).
2. Религиозная реформа
♦ Цели (причины) религиозной реформы:
внутриполитические внешнеполитические
♦ Причины принятия христианства в православной форме:
– Летописная (мифологическая) версия (Нестор)
– Богословская (РПЦ)
– Научная (внутриполитические и внешнеполитические причины)

Слайд 7

♦ «Крещение Руси». ♦ Последствия религиозной реформы (цели ⇒ последствия) Общепризнанно:

♦ «Крещение Руси».
♦ Последствия религиозной реформы (цели ⇒ последствия)
Общепризнанно:
Траектория цивилизационного движения

задавалась исходным выбором мировой религии.
Цивилизационный выбор Рюриковичей предопределил исторический маршрут страны на столетия вперед.
Начало движения русской цивилизации по особому пути, отличному от западно-христианской цивилизации.
Слайд 8

Третий период. Начало политического распада древнерусского государства середина XI – рубеж

Третий период. Начало политического распада древнерусского государства середина XI – рубеж

XI-XII вв. (вторая треть XI в.)

1054 г. Завещание Ярослава Мудрого: изменение порядка управления государством
(раздел русских земель между сыновьями)
В. О. Ключевский: "Русская земля считалась отчиной княжеского рода, который был коллективным носителем верховной власти в ней, а отдельные князья, участники этой собирательной власти, являлись временными владетелями своих княжений. <…> Правя своими княжениями по очереди ли или по уговору между собой, князья практиковали в них верховные права, но не были частными собственниками, не передавали их в приданое за дочерьми, не завещали и т.п.».

Слайд 9

♦ Князья Рюриковичи – единый род, глава которого (великий князь) правил

♦ Князья Рюриковичи – единый род, глава которого (великий князь) правил

в Киеве;
♦ Русская земля – отчина (собственность) всего княжеского рода.
Род Рюриковичей – коллективный носитель верховной власти;
♦ Отдельные князья являлись временными владетелями своих княжений, т.е. не являлись частными собственниками;
♦ Раздел был основан на согласовании генеалогического отношения князей с экономическим значением городовых областей. Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших родичей на одну ступень вверх.
Очередной порядок княжения (владения) представлял собой больше теоретическую схему, чем политический факт.

Княжеские усобицы и дальнейшее дробление государства на новые земли и княжества
Слайд 10

1097 г. княжеский съезд в Любече: новый принцип управления русскими землям

1097 г. княжеский съезд в Любече: новый принцип управления русскими землям

Отменялся

«очередной порядок» правления русскими землями;
Русские земли были распределены между отдельными ветвями Рюриковичей в собственность («каждому держать свою отчину») и передаются по наследству.
в русских землях установилось династическое правление
заложены юридические основы существованию суверенных государств на территории бывшей единой Киевской Руси
Слайд 11

Система управления русскими землями (после 1097) Управление отдельными областями (княжествами) ♦

Система управления русскими землями (после 1097)

Управление отдельными областями (княжествами)
♦ Область –

коллективная собственность отдельной княжеской ветви (рода, династии).
♦ Старший в княжеском роде (династии) правил в стольном городе и делил управление с младшими родичами («сидели» в областных городах»).
Изменение:
раньше все Рюриковичи – совместные правители Русской земли, теперь – отдельные ветви (династии) Рюриковичей совместно управляли отдельными областями
♦ Киевские земли – династическая собственность всего рода Рюриковичей.
⇒ Сохранилась традиция общего родового неразделенного княжеского владения
Причины политической раздробленности?
Слайд 12

2. Властные структуры ДРГ. Двухполюсная модель властвования и традиции политической культуры.

2. Властные структуры ДРГ. Двухполюсная модель властвования и традиции политической культуры.

3.1. Княжеско-вечевая модель властвования. Соотношение властных полномочий веча и князя

Княжеская власть Рюриковичи приглашены новгородцами на заранее оговоренных условиях. Власть изначально была договорной.
Народное вече – источник легитимации княжеской власти («Глас народа – глас божий»).
Пути вступления князя во власть:
♦ Путем наследования.
♦ Захватом престола вооруженной силой.
♦ Избранием (призванием по постановлению веча).
* Легитимность: признание народом правомерности власти

Слайд 13

Социальный состав вечевых собраний Точки зрения: 1. Народные собрания 2. Аристократические

Социальный состав вечевых собраний
Точки зрения:
1. Народные собрания 2. Аристократические собрания

⇓ ⇓
Власть князя Власть князя
ограничена обществом ограничена аристократией
3. Компетенция веча. Соотношение властных полномочий веча и князя
1) судьба княжеского престола;
2) состав княжеской администрации;
3) вопросы войны и мира;
4) вопросы, связанные с денежными сборами с горожан и распоряжением городскими финансами.
Слайд 14

Вопросы, связанные с судьбой княжеского престола Самым главным и обыкновенным предметом

Вопросы, связанные с судьбой княжеского престола
Самым главным и обыкновенным

предметом компетенции вечевых собраний было признание, призвание, или принятие князей и изгнание князей, не угодных народу.
1. В мирное время, когда у власти был сильный и популярный князь, вече не вмешивалось в правительственную деятельность князя.
2. В чрезвычайных ситуациях (межкняжеские усобицы, перемена на княжеском престоле или решение вопросов о войне и мире) и когда у власти слабый, непопулярный в народе князь, вече играет важную, зачастую решающую роль
Во всех русских княжествах, кроме Новгорода и Пскова, деятельность вече не превратилось постоянную и систематическую организаторскую правительственную деятельность.
Слайд 15

3.2. Князь и военно-правительственная элита: статус дружины и механизм взаимного влияния

3.2. Князь и военно-правительственная элита: статус дружины и механизм взаимного влияния

князя и дружины

Между князем и дружинниками устанавливалось устное соглашение, которое основывалось на нормах традиции, обычного права.
Структура дружины
⇓ ⇓
старшая младшая
привилегированный слой свободные и холопы
(полные и временные)
«служилые»
– бояре – детские (военные слуги ?)
– княжие мужи – отроки (дворовые слуги ?)
(воины) (дворня ⇒ дворяне)

Слайд 16

Бояре (болярить – говорить) ♦ наиболее приближенные дружинники (бояре) составляли постоянный

Бояре (болярить – говорить)
♦ наиболее приближенные дружинники (бояре) составляли постоянный

совет, правительство, «думу». Князь с боярами «думу делает» ⇒ Боярская дума;
♦ из числа бояр назначались преимущественно и все высшие должностные лица государственной администрации.
Статус старшей дружины, т.е. ее место (позиция) во властных отношениях, определяли два фактора:
1. Дружина – это составная часть аппарата управления;
Князь в своих действиях постоянно должен был ориентироваться на дружину. Обычай вольной службы бояр в период в период существования независимых русских государств-княжеств.
Князь вынужден был считаться с мнением старших дружинников (бояр), т.к. в противном случае, в условиях существования права «ухода» («вольной службы»), рисковал остаться без правительства и воинов.
Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. (История России: конец или новое начало?):
«На протяжении всего киевского периода дружинники оставались абсолютно свободными, могли покинуть князя в любой момент и перейти на службу к другому, если видели в этом свою выгоду. <…> Князья не могли покушаться на свободу дружинников, а те не хотели ею поступаться».
Слайд 17

Источники существования дружины: ♦ Война и торговля ♦ Взимание дани ♦

Источники существования дружины:
♦ Война и торговля
♦ Взимание дани
♦ Доходы от эксплуатации

вотчин (ч/с на землю)
Возникновение боярских вотчин: вторая полов. XI в. (рубеж XI-XII вв.) / «Оседание бояр на землю»
(«обояривание»)
⇒ Трансформация (перерождение) боярства
Появление новой социальной категории:
бояре-советники (госслужащие) превращаются
в бояр-землевладельцев (вотчинники).
Слайд 18

Оценка властных полномочий князя и веча в отечественной историографии Поляков А.Н.

Оценка властных полномочий князя и веча в отечественной историографии
Поляков А.Н. Древнерусская

цивилизация: основы политического строя (Вопросы истории. 2007. №3):
«… развитие историографии политического строя Киевской Руси напоминает петлю.
Дореволюционная русская наука двигалась от понимания Руси как самодержавной монархии к представлениям об ограниченности княжеской власти и затем к признанию основой древнерусской государственности городовой волости, где фигура князя, хотя и признаётся важной, но подлинная власть отдаётся городу в лице общего собрания горожан – веча.
Советская историографическая наука, опираясь на марксистскую идеологию, и открещиваясь от дореволюционного наследия, по сути, заново повторила этот путь.
Основной задачей, стоящей перед современными исследователями, является необходимость преодолеть это «топтание на месте», опираясь на совокупное наследие как дореволюционной, так и советской историографии».
Слайд 19

Киевская Русь – страна европейская? Дискуссии историков 1. ДРГ – часть

Киевская Русь – страна европейская? Дискуссии историков

1. ДРГ – часть

западной цивилизации (европейское развитие древнерусской государственности)
Киево-Новгородская Русь – носитель европейской культуры, европейских ценностей.
В целом русское общество было довольно похоже на скандинавские (германские) страны раннего средневековья. 
Концепцию о «европейскости» ДРГ разделяют и «славянофилы» («почвенники») и «западники».
2. ДРГ и Зап. Европа – разные векторы развития
ДРГ не знало феодальных отношений западноевропейского типа
Основные элементы западноевропейского феодализма:
- условное землевладение;
- вассалитет
Р. Пайпс: «Отсутствие какой-либо формальной зависимости между землевладением и несением службы означало, что там отсутствовала коренная черта того феодализма, который практиковался на Западе».
- распад государств (политическая раздробленность) как результат узурпации королевской власти аристократией.
(Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. «История России: конец или новое начало?»)
Слайд 20

Русский мир XII-XV вв. ⇓ ⇓ ⇓ Новгородская Русь Литовская Русь

Русский мир XII-XV вв.

⇓ ⇓ ⇓
Новгородская Русь Литовская Русь Восточная

Русь
(Новгород, Псков, Русско-Литовское княжество Владимиро- Суздальская
Вятская земля) старорусский Московская Русь
(старожильский) запад
Продолжали политические традиции Складывание древнерусской государственности новой
политической
традиции