Эгейская культура

Содержание

Слайд 2

КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ Термин античный возник в 15 веке. В переводе с

КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

Термин античный возник в 15 веке. В переводе с латинского

antiguus означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
Античная культура просуществовала 15 веков.
Слайд 3

ПЕРИОДИЗАЦИЯ (этапы культуры) Крито-микенский, или эгейский 3-2 тыс.до н.э. Гомеровский 11-8

ПЕРИОДИЗАЦИЯ (этапы культуры)

Крито-микенский, или эгейский 3-2 тыс.до н.э.
Гомеровский 11-8 вв. до

н.э.
Архаика 7-6 вв. до н.э.
Классика 5-4 вв. до н.э.
Эллинизм 3-1 вв. до н.э.
Слайд 4

Географическое положение Остров Крит Города Кносс, Фест Материковая Греция Города Микены, Тиринф Малая Азия, город Троя

Географическое положение

Остров Крит
Города Кносс, Фест

Материковая Греция
Города Микены, Тиринф
Малая Азия, город Троя

Слайд 5

Минойская цивилизация

Минойская цивилизация

Слайд 6

Слайд 7

Минойская цивилизация существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на

Минойская цивилизация существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на острове

Крит. Первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции.
Слайд 8

Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о Троянской войне. В 1873 он

Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о Троянской войне. В 1873 он

обнаружил в Малой Азии развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 повторил то же самое в Микенах, городе, где правил царь Агамемнон, который повел объединенную греческую армию против Трои. Престиж Гомера был восстановлен.
Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского любителя древностей и журналиста Артура Эванса, который решил, что раз Троя действительно существовала, то существовать мог и Кносс. В 1900 Эванс начал на острове раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов. Однако обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.
Слайд 9

Археологи Артур Джон Эванс (1851-1941) Генрих Шлиман (1822-1890)

Археологи

Артур Джон Эванс
(1851-1941)

Генрих Шлиман
(1822-1890)

Слайд 10

Возникновение минойской цивилизации Первыми обитателями Крита, которые оставили о себе материальные

Возникновение минойской цивилизации

Первыми обитателями Крита, которые оставили о себе материальные свидетельства,

были пользовавшиеся каменными орудиями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э.
Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э., насчет же т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.
Слайд 11

Возникновение минойской цивилизации Минойские поселенцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного

Возникновение минойской цивилизации

Минойские поселенцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря.

Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии.
Слайд 12

Возникновение минойской цивилизации Минойская держава была образована конфедерацией городов-государств, таких, как

Возникновение минойской цивилизации

Минойская держава была образована конфедерацией городов-государств, таких, как Кносс,

Маллия и Фест. Мы знаем имена нескольких царей, самым известным из которых был Минос. Это имя носили по крайней мере два царя, и возможно, что слово «минос» сделалось общим обозначением правителя.
Слайд 13

Слайд 14

Быт Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли

Быт

Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их

особенно разнообразно, укладывая локонами и завитками. Одежда мужчин состояла практически лишь в широком кожаном поясном ремне и кожаном же гульфике. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками.
Слайд 15

Слайд 16

Быт Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать

Быт

Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и

жрецы), средний класс и рабы. Как можно предполагать, по положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий.
Слайд 17

Религия

Религия

Слайд 18

Религия Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой

Религия

Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности.

Наши сведения об этих богах скудны, но подмечая сходные моменты с более известными богами в других регионах Ближнего Востока, можно делать заключения относительно самих критских богов и характера поклонения. Так, в горных святилищах поклонялись широко почитаемому богу (Y)a-sa-sa-la-mu (произносится «йа-ша-ша-ла-муу»), имя которого означает «Тот, Кто Дает Благополучие». Ему посвящены по крайней мере шесть минойских культовых объектов – каменных столов для возлияния и т.п.
Слайд 19

Религия Наиболее широко известное минойское божество – это богиня, обыкновенно изображаемая

Религия

Наиболее широко известное минойское божество – это богиня, обыкновенно изображаемая в

юбке с оборками, с поднятыми разведенными в стороны руками, причем тело ее и руки нередко обвивают змеи. Ее статуэтки сделались символом минойской цивилизации. Эта богиня, как и Йашашалам, возможно, также имеет семитское происхождение, поскольку она появляется на цилиндрических печатях из Месопотамии, более ранних, чем изображения с Крита.
Слайд 20

Религия Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе –

Религия

Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе – священным

деревьям, источникам и каменным столбам.
В отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока, минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов. Совместные культовые действия совершались ими на дворцовых площадках, в пещерных святилищах, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьев, но в первую очередь в святилищах на вершинах.
Слайд 21

Архитектура Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых

Архитектура

Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых городов,

таких, как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита. Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.
Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.
Слайд 22

Архитектура Светский характер Крепостной характер

Архитектура

Светский характер

Крепостной характер

Слайд 23

Открытость

Открытость

Слайд 24

Свободная живописная планировка Регулярная планировка, наличие мощных крепостных стен лабиринт

Свободная живописная планировка

Регулярная планировка, наличие мощных крепостных стен

лабиринт

Слайд 25

Центральное помещение дворца Открытый двор Мегарон

Центральное помещение дворца

Открытый двор

Мегарон

Слайд 26

Архитектура Светский характер Открытость Разноэтажность Живописная планировочная композиция Связь с окружающим

Архитектура

Светский характер
Открытость
Разноэтажность
Живописная планировочная композиция
Связь с окружающим пейзажем

Крепостной характер
Замкнутость
Мужественность
Суровость
Монументальность
Колоссальные размеры

Слайд 27

КНОССКИЙ ДВОРЕЦ Колонны дворца имели необычную форму – они сужались книзу

КНОССКИЙ ДВОРЕЦ Колонны дворца имели необычную форму – они сужались книзу

Слайд 28

Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами

Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми

верандами
Слайд 29

МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ При строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались

МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ При строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались камни

огромных размеров. Такую кладку эллины назовут «циклопической»
Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Гомер в своей «Илиаде» назвал Микены «златообильными», а Тиринф – «крепкостенным».

Гомер в своей «Илиаде» назвал Микены «златообильными», а Тиринф – «крепкостенным». Крепость возвышалась

над огромными просторами, где раскинулись равнины и склоны невысоких холмов
Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Гробницы ахейских царей Шахтная гробница Толос – купольная гробница

Гробницы ахейских царей

Шахтная гробница

Толос – купольная гробница

Слайд 41

Живопись Фреска – роспись по сырой штукатурке

Живопись

Фреска – роспись
по сырой штукатурке

Слайд 42

Слайд 43

Фрески Кносского дворца

Фрески Кносского дворца

Слайд 44

Слайд 45

"Дельфины" Новодворцовый период (1500 г. до н.э.) Фреска с восточной стены

"Дельфины"
Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)
Фреска с восточной стены "мегарона

царицы" Кносского дворца с изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде.
Слайд 46

Парижанка. Фреска. Середина II тысячелетия до н.э. Кносский дворец.

Парижанка. Фреска. Середина II тысячелетия до н.э. Кносский дворец.

Слайд 47

Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)

Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)

Слайд 48

Тем не менее изображений игр с быками на Крите немало. Учёные

Тем не менее изображений игр с быками на Крите немало. Учёные

сходятся во мнении, что перед нами сцены некоего религиозного действа, ведь эта древняя цивилизация поклонялась быку. Прыгунами были и юноши, и девушки, их стройные, лёгкие тела различаются на фресках по цвету: мужчины изображались красновато-коричневыми, женщины — белыми.
Вероятно, он был одним из любимых развлечений минойцев.
Слайд 49

"Дамы в голубом"

"Дамы в голубом"

Слайд 50

«Синие обезьяны» Фреска с Санторини Собиратель шафрана 1700-1600 гг. до н.э.

«Синие обезьяны»
Фреска с Санторини

Собиратель шафрана
1700-1600 гг. до н.э. Фрагмент фрески

Кносского дворца. Хранится в музее Гераклиона
Слайд 51

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до

н. э.
Слайд 52

Микенская женщина.

Микенская женщина.

Слайд 53

Связь с окружающим пейзажем

Связь с окружающим пейзажем

Слайд 54

Кносский дворец Лабиринт Центр – открытый двор Разноуровневое, хаотичное расположение помещений

Кносский дворец
Лабиринт
Центр – открытый двор
Разноуровневое, хаотичное
расположение помещений
Тронный зал
Ульеподобные гробницы

Микены
дворец-крепость
Акрополь
Центр

– мегарон
Циклопическая кладка
Гробницы ахейских царей:
Скальные «шахтные»
Купольные (толосы)
Слайд 55

Скульптура Богиня со змеями Рельеф Львиных ворот

Скульптура

Богиня со змеями

Рельеф Львиных ворот

Слайд 56

Богатства гробниц ахейских царей Погребальная маска царя Агамемнона

Богатства гробниц ахейских царей

Погребальная маска
царя Агамемнона

Слайд 57

Линейное письмо Б Линейное письмо Б — позднейшая форма критского письма

Линейное письмо Б

Линейное письмо Б — позднейшая форма критского письма (XV—XII

вв. до н. э.). Использовалась для записи текстов на древнегреческом языке в эпоху микенской культуры. Линейное письмо Б было открыто в начале XX века Артуром Эвансом, который, однако, не смог его дешифровать. Безуспешные попытки дешифровать письмо предприняли Бедржих Грозный (1942), Владимир Георгиев (1949) — оба использовали метод сравнения со знаками других письменностей, а также Эрнст Зиттиг (1950)
Слайд 58

Микенцы и упадок минойской цивилизации Около 1400 до н.э. микенцы овладели

Микенцы и упадок минойской цивилизации

Около 1400 до н.э. микенцы овладели Кноссом,

и начиная с этого момента Крит был родиной объединенной минойско-микенской культуры. С этой датой и последующими двумя или тремя столетиями у нас прежде всего ассоциируется линейное письмо Б: микенские греки приспособили критскую письменность к собственному языку.
Слайд 59

Микенцы и упадок минойской цивилизации Микенская культура продолжала процветать. Троянская война

Микенцы и упадок минойской цивилизации

Микенская культура продолжала процветать. Троянская война произошла

ок. 1200 до н.э., и Гомер упоминает, что царь Идоменей с Крита прибыл с отрядом микенцев, чтобы помочь грекам. Крушение микенцев произошло ок.1200 до н.э., когда они были разгромлены вторгшимися дорийцами, последним грекоязычным народом, явившимся в Грецию с севера, после чего сама Греция и Крит вошли в период т.н. «Темных веков», который длился свыше 300 лет.
Слайд 60

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими «осиными» талиями

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими «осиными» талиями

Слайд 61

Символы Кносского дворца Лабрис – двусторонний топор

Символы Кносского дворца

Лабрис – двусторонний топор

Слайд 62

Гончарное искусство Крита

Гончарное искусство Крита

Слайд 63

Вазопись стиля Камарес (1450 г.до н.э.)

Вазопись стиля Камарес (1450 г.до н.э.)

Слайд 64

Ваза «Осьминог»

Ваза «Осьминог»

Слайд 65

Микенцы и упадок минойской цивилизации В какой-то момент после 1900 до

Микенцы и упадок минойской цивилизации

В какой-то момент после 1900 до н.э.

из области Балкан или, быть может, из более отдаленных регионов на востоке в континентальную Грецию вторглись грекоязычные народы. Распространившись от Македонии до Пелопоннеса, они основали множество городов, таких, как Пилос, Тиринф, Фивы и Микены. Этих греков, которых Гомер называет ахейцами, принято теперь называть микенцами.
Слайд 66

Заполни таблицу

Заполни таблицу