Фотография первой половины 20 века

Содержание

Слайд 2

Когда появилось первое изображение мира, зафиксированное на носителе без помощь руки

Когда появилось первое изображение мира, зафиксированное на носителе без помощь руки

человека? (Простыми словами – первый прообраз фото?)
Слайд 3

Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна. Гелиография, 1826

Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна. Гелиография, 1826

Слайд 4

Дагерротипия и фотография – в чем разница? Дагерротип – фотография в

Дагерротипия и фотография – в чем разница?

Дагерротип – фотография в 1

экземпляре, промежуточный вариант между картиной и фотографией
В момент доминирования техники дагерротипии не было никакой другой технологии, чтобы переснять дагерротип, то есть скопировать
Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технологической воспроизводимости» – ставит вопрос об аутентичности, то есть наличии оригинала и его копии (есть аутентичность) или ее отсутствии в принципе
Дагерротип еще обладает аутентичностью, фотография уже нет
Слайд 5

Методы производства ранних фотографий Дагерротипия (конец 1830-х гг) – по сути

Методы производства ранних фотографий

Дагерротипия (конец 1830-х гг) – по сути

фото в 1 экземпляре, популярна до 1850-х гг., потом более совершенные методы;
Калотипия или соленая печать (конец 1830-х гг.) – фотобумага с солями серебра вместо серебряных пластин, мягкость, небольшая контрастность и сохранность снимков, не стала популярной из-за поплуряности дигерротипии, хоть и совершеннее ее;
Цианотипия (1842) – вместо серебра железо в колоиде, ярко-синее изображение в тенях и полутенях;
Альбуминовые отпечатки (1850) – альбумин (эмульсия из яичного желтка), можно было сделать много отпечатков с негатива на бумагу, популярны до 1890-х гг, пока их не сменили желатиносеребряные отпечатки;
Амбротипия (1850) – мокроколоидный процесс, фото стало доступно широким массам, так как дешевле дагерротипии и калотипии, лучше детализация и оттенки, но фотать надо было, пока пластинка сырая, метод вытеснился тинтайпом;
Carte-de-visitе (1854) – камера с 4 объективами давала 8 отпечатков на 1 стеклянной пластинке, что стало очень популярным;
Ферротипия или тинтайп (вторая половина 19 в.) – мокроколоидный процесс, но вместо стекла тонкие листы железа, еще дешевле, этот метод сделал фотографию популярной, был популярен вплоть до 1950-х гг.;
Каллитипия или «Ван Дейк» (1889 ) – в основе механизм цианотипии, получаются шоколадные отпечатки (назван в честь фламандского художника за сходство с его красками), лучше градация оттенков и детализация, предвестница платинотипии и потому не популярна, «бедняк платиновой печати»;
Платинотипия (1880-е гг.) – бумага под солями железа и платины, очень высокое качество, но в 20в. платина резко дорожает, и фотографы возвращаются к использованию серебра;
Бромойль (начало 20в.) – бромомасляный процесс, широко применялся в первой половине 20 века, мягкость, похож на живопись
Слайд 6

Рудольф Арнхейм «О природе фотографии»: две эпохи фотографии - до и после технологии моментальной съемки

Рудольф Арнхейм «О природе фотографии»: две эпохи фотографии - до и

после технологии моментальной съемки
Слайд 7

«Монументальная» фотография

«Монументальная» фотография

Слайд 8

Монументальная фотография на службе государства Империалистский взгляд на другие культуры –

Монументальная фотография на службе государства

Империалистский взгляд на другие культуры – составление

каталогов народов, одежд и т.д.
19- начало 20 века – госзаказ на каталогизацию архитектурных объектов и проживающих групп людей
Слайд 9

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – фотограф Российской Империи Грандиозный проект по созданию

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – фотограф Российской Империи

Грандиозный проект по созданию портрета

Империи
Проект Прокудина-Горского имел поддержку Николая II – свой вагон для фотолаборатории, разрешение фотографировать все и всех, разгонять людей для съемки объектов или наоборот заставлять позировать
Не успел закончить из-за революции
Цветные фотографии получены сейчас, тогда снимал на три фильтра с идеей позже совместить
Большинство снимков в Библиотеке Конгресса СШЭ
http://prokudin-gorskiy.ru/ Открытый исследовательский проект посвящен изучению наследия С. М. Прокудина-Горского
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Фотография «момента»

Фотография «момента»

Слайд 18

Первые репортажи 19 века Сложно назвать репортажем в нашем понимании Толкачева

Первые репортажи 19 века

Сложно назвать репортажем в нашем понимании
Толкачева И. «Фоторепортаж

19 века: две войны»
Крымская война (1853-1856) и Гражданская война в США (1861-1865) – классические примеры военных фоторепортажей;
Технология ограничивала возможности военных корреспондентов;
Крымская война - впервые фотография используется как инструмент пропаганды (ужасы не показываются, кошмар войны цензурируется в снимках британского корреспондента Роджера Фентона о том, как Британия ведет войну);
Гражданская война в США – впервые война показывается без прикрас, последовательно и беспристрастно фотографируется происходящее. Гражданскому населению показали новый взгляд на войну, фото изменило восприятие новостей – далекое стало ближе.
Слайд 19

Четыре компонента технологии «момента» в 20 веке: портативная камера мотаемая пленка

Четыре компонента технологии «момента» в 20 веке:

портативная камера
мотаемая пленка в

рулоне
светочувствительность пленки от 100 iso
короткая выдержка
Слайд 20

Портативные камеры 20 века 1925 г. – первая модель камеры Leiсa

Портативные камеры 20 века

1925 г. – первая модель камеры Leiсa на

Лейпцигской ярмарке
1930-1960-е годы – Leiсa доминирует на мировом рынке фототехники
Советский аналог Leica – ФЭД и Зоркий
После 1960-х годов –мировой рынок захватили японские компании (Fuji, затем Nikon и Canon), в СССР – популярен Зенит
Слайд 21

Пленочная фотография 20 века Гибкая фотопленка появляется благодаря кинематографу Конец 1920-х

Пленочная фотография 20 века

Гибкая фотопленка появляется благодаря кинематографу
Конец 1920-х годов -

пленка становится основным носителем для фотографии (до нее – пластины)
При съемке репортажа пленку удобнее перемотать, чем заменять пластину
Лидер рынка любительской фотопленки в мире – Кодак, известная профессиональная – Agfa, Ilford, с 1960-х - Fujifilm, в СССР основная фирма «СВЕМА», везучим ФОМА (Чехия), совсем везучим - Agfa (ГДР)
35 мм - самый популярный формат пленки в 20 веке  - «шириной 34,975±0,025 мм с двухсторонней перфорацией», компромисс между стоимостью и качеством изображения, среднее положение между широкими и узкими форматами
Слайд 22

«Выдержка — интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного

«Выдержка — интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного

материала или светочувствительной матрицы»
Четкое фотоизображение, снятое с рук – выдержка 1/60 секунды и короче
Слайд 23

Светочувствительность пленки - «характеристика фотографического материала, отражающая его способность изменять свою

Светочувствительность пленки

- «характеристика фотографического материала, отражающая его способность изменять свою оптическую

плотность под воздействием света и последующего проявления»
1974 год – закреплен стандарт ISO, до этого условно
Первый дагерротип – ISO 004
Первые ISO массовых пленок – 100, 200, 400, сейчас есть пленка на 6400, а максимальное ISO цифровых фотоаппаратов – 102400 (эта информация очень быстро устареет) .
Слайд 24

Leica X2, iso 3200

Leica X2, iso 3200

Слайд 25

Фотожурналистика в Германии: Эрих Саломон Один из отцов фотожурналистики; По образованию

Фотожурналистика в Германии: Эрих Саломон

Один из отцов фотожурналистики;
По образованию юрист;
Посещал

общественно-политически значимые мероприятия, где явно и тайно фотографировал происходящее;
«Ловил момент»;
После прихода нацистов к власти эмигрировал в Голландию, скрывался до 1944, потом был выдан и погиб в Освенциме.
Слайд 26

Слайд 27

«Парижская школа»: Эжен Атже предтеча традиций французского репортажа; снимал в 1900-27-х

«Парижская школа»: Эжен Атже

предтеча традиций французского репортажа;
снимал в 1900-27-х гг.,

до появления Лейки - на тяжелую камеру;
в основном, бытовые сюжеты и архитектуру;
«документы для художников» - продавал снимки художникам, пишущим здания, статуи и пр.;
ясность и точность снимков;
позиция наблюдателя.
Слайд 28

Слайд 29

Появление «документальной» фотографии в США Период Великой Депрессии; 1935 г. -

Появление «документальной» фотографии в США

Период Великой Депрессии;
1935 г. - госзаказ на

фотографирование сельской жизни США - «Farm Security Administration» ;
Объект – не события, а условия жизни; акцент на трудностях и т.д.;
Представители: Доротея Ланж, Уолкер Эванс, Рассел Ли и многие другие.
Слайд 30

Доротея Ланж

Доротея Ланж

Слайд 31

Уолкер Эванс

Уолкер Эванс

Слайд 32

Рассел Ли

Рассел Ли

Слайд 33

Вторая мировая война – классика советского фоторепортажа «От Москвы до Бреста

Вторая мировая война – классика советского фоторепортажа

«От Москвы до Бреста Нет такого

места, Где бы ни скитались мы в пыли. С «Лейкой» и блокнотом, А то и с пулемётом Сквозь огонь и стужу мы прошли».
Константин Симонов «Песня военных корреспондентов»
Слайд 34

Домашнее задание №1: советские фотографы Великой Отечественной Войны Посмотрите в Интернете

Домашнее задание №1: советские фотографы Великой Отечественной Войны

Посмотрите в Интернете фотографии следующих

советских фотографов:
Дмитрий Бальтерманц
Аркадий Шайхет
Евгений Халдей
Борис Игнатович
Иван Шагин
Посмотрите фильм «Евгений Халдей – фотограф Сталина»
Слайд 35

Европейский авангард первой половины 20 века: фотография и ее «новый язык»

Европейский авангард первой половины 20 века: фотография и ее «новый язык»

Слайд 36

Что такое «авангард»? От фр. дословно аvant – впереди, garde –

Что такое «авангард»?

От фр. дословно аvant – впереди, garde –

стража;
В военной терминологии – передовой отряд армии, «который выдвигается вперёд по движению войска, с целью ограждения последнего от разведки или неожиданного нападения противника, а также для разведки или неожиданного нападения на противника»;
Экстраполирован из военного дискурса на искусство в 1885 г. Теодором Дюре (публицист, историк искусства, публикует серию статьей «Критика авангарда» об импрессионистах);
Конец 19 века – «авангард» используется в течении утопических социалистов - «искусство, способствующее социальному и духовному прогрессу»;
До сих пор есть споры, какие направления искусства относить к авангарду, какие нет: модерн (модернизм)=авангард или его часть? И т.д.
Слайд 37

РОДОВЫЕ ЧЕРТЫ АВАНГАРДА* «экспериментальный характер любого авангардистского произведения; отказ от миметических

РОДОВЫЕ ЧЕРТЫ АВАНГАРДА*

«экспериментальный характер любого авангардистского произведения;
отказ от миметических (подражательных)

основ в искусстве, выражающийся в преодолении реалистически-натуралистического изображения действительности;
эпатажный характер почти каждого авангардистские произведения;
тенденция к преодолению границ между искусствами;
относительное значение формы художественного произведения, его содержания, типологии художественного мышления и самого материала, традиционно считавшегося нехудожественным;
множество нетрадиционных приемов, форм выражения, которые затем были адаптированы традиционными направлениями и изменили границы традиционных представлений о художественной и нехудожественной области».
*Виноградов В.В. Французский киноавангард 20-х гг. и неоавангард "новой волны" как факторы развития выразительных средств кинематографа / Автореферат диссертации на соискание степени доктора искусствоведения http://www.dissercat.com/content/frantsuzskii-kinoavangard-20-kh-gg-i-neoavangard-novoi-volny-kak-faktory-razvitiya-vyrazitel#ixzz28zxGAgUh
Слайд 38

Возник как реакция на Первую Мировую войну – протест против агрессии,

Возник как реакция на Первую Мировую войну – протест против агрессии,

вторгающейся в жизнь человека;
Реакция на экспрессионизм в живописи и литературе – восприятие жизни не через патетику и мораль, а так как она есть в ее единстве, непосредственно;
Основатель дадаизма – поэт Тристан Тцара;
Во Франции дадаизм сросся с сюрреализмом, в Германии – с киноэкспрессионизмом.
Основной жанр – коллаж, выделяют 3 направления дадаистского коллажа: «случайный», «манифестационный» и «поэтический»;
Фотомонтаж наиболее часто используется в «манифестационном» и «поэтическом» коллаже;
Фотография для дадаистов – беспристрастна и объективна; фотомонтаж в отличие от фотографии дает возможность представить сразу несколько кадров в одном;
Представители: Джон Хартфилд, Рауль Хаусман, Ханна Хёх, Макс Эрнст и др.;
В «поэтическом» фотомонтаже встречаются аполитические произведения, в манифестационном – жесткая сатира (широко известны коллажи с Гитлером).

Дадаизм в фотографии

Слайд 39

Макс Эрнст. Punching Ball or the Immortality of Buonarroti. Фотомонтаж, гуашь,

Макс Эрнст. Punching Ball or the Immortality of Buonarroti. Фотомонтаж, гуашь,

чернила. 1920.

Рауль Хаусманн.ABCD (автопортрет). Фотомонтаж. 1923(24).

Рауль Хаусманн

Слайд 40

Ханна Хёх – вариации о женщине

Ханна Хёх – вариации о женщине

Слайд 41

Слайд 42

Джон Хартфилд – остро политический фотоколлаж

Джон Хартфилд – остро политический фотоколлаж

Слайд 43

Слайд 44

Джон Хартфилд. – Почему у него искривление позвоночника? – Это естественный результат вечного «Хайль Гитлер». Фотомонтаж.

 Джон Хартфилд. – Почему у него искривление позвоночника? – Это естественный

результат вечного «Хайль Гитлер». Фотомонтаж.
Слайд 45

Французский сюрреализм и фотография Вторая четверть 20 века; Вырос из дадаизма

Французский сюрреализм и фотография

Вторая четверть 20 века;
Вырос из дадаизма и психоанализа

З. Фрейда;
Основатель движения сюрреалистов во Франции – Андре Бретон (Manifesto of Surrealism, 1924);
Сюрреальность – совмещение сна и реальности;
Цель – подняться над материальным миром через бессознательное человека;
Использование аллюзий, пародоксального сочетания форм и т.д.
Приемы: двойная и более экспозиция, комбинированная печать, фотомонтаж, соляризация, искажение и деформация фотоизображения и т.д.
Представители: Ман Рей, Морис Табард, Ганс Беллмер, Филипп Халсман и др.
Слайд 46

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ТЕХНОЛОГИЙ КИНО И ФОТО* Camera obscura/Camera lucida (фотографическая тенденция)

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ТЕХНОЛОГИЙ КИНО И ФОТО*

Camera obscura/Camera lucida (фотографическая тенденция) –

копирование реальности, тенденция усиления реализма, «апполоническое» начало (реалистический стиль – воплощение апполонических иллюзий человека), по Юнгу – Персона, идентификация Эго с социальными ролями;
«Волшебный фонарь», или Laterna magica (кинематографическая традиция) – проекция на реальность, создание изображения, «дионисийское» начало, по Юнгу – Анима (женское начало, эмоции, направленные вовнутрь) и Тень (вытесняемые в подсознание желания, стремления, ощущения).

*Виноградов В.В. Французский киноавангард 20-х гг. и неоавангард "новой волны" как факторы развития выразительных средств кинематографа / Автореферат диссертации на соискание степени доктора искусствоведения http://www.dissercat.com/content/frantsuzskii-kinoavangard-20-kh-gg-i-neoavangard-novoi-volny-kak-faktory-razvitiya-vyrazitel#ixzz28zxGAgUh

Слайд 47

Ман Рей. Скрипка Энгра. 1924 Морис Табард. Без названия. 1932 Филипп Халсман. Дали атомикус. 1948

Ман Рей. Скрипка Энгра. 1924

Морис Табард. Без названия. 1932

Филипп Халсман. Дали

атомикус. 1948
Слайд 48

Александр Родченко – советский авангард

Александр Родченко – советский авангард

Слайд 49

Первая четверть 20 века; Реакция на романтизм и экспрессионизм, вместо страданий

Первая четверть 20 века;
Реакция на романтизм и экспрессионизм, вместо страданий по

поводу жестокого мира – цинизм;
Интерес к реальной действительности;
Ярче представлена в живописи, графике и фотографии;
Поиск чисто фотографических средств художественной выразительности, уход от повторения за живописью, графикой и пр.;
Есть немецкая «Новой вещественность» и американская (преимущественно фотография), выросшая из «Straight photography»;
Немецкая «новая вещественность» делится на 2 крыла: правое («магический реализм») и левое (социальная критика и карикатура);
Снимают: предметы быта, массового производства, индустриальные объекты, природные образования, растения, камни, обнаженную натуру и т.д.
Среди немецких фотографов преобладает «магический реализм»: они стремятся показать истинную красоту через уморзрительность вещественного, нечто большее, чем сам предмет и его свойства;
Американские фотографы ставят акцент на самом предмете, его форме, структуре, фактуре и т.д.
Представители: Альберт Ренген-Патч, Карл Блоссфельд, Август Зандер и др. (Германия); Пол Стренд, Эдвард Уэстон, Тина Модотти, Ансель Адамс и др. (США);
После прихода к власти нацистов левое крыло немецкой «новой вещественности» было признано «дегенеративным искусством» и публично «осуждено».

«Новая вещественность» и фотография

Слайд 50

Альберт Ренген-Патч Карл Блоссфельд. Адиантум стоповидный. Молодые побеги, увеличенные в 8 раз

Альберт Ренген-Патч

Карл Блоссфельд. Адиантум стоповидный. Молодые побеги, увеличенные в 8 раз


Слайд 51

Нью Йорк. Угол 83 улицы и Вест Энд Авеню. 1915 Эвард

Нью Йорк. Угол 83 улицы и Вест Энд Авеню. 1915

Эвард Уэстон.

Нагота. 1925. (Одна из самых дорогих фотографий мира, продана за $1609000 на аукционе Sothebys в 2008 г.)
Слайд 52

Домашнее задание №2 Разделиться внутри группы по подгруппам 3-4 человека Выбрать

Домашнее задание №2

Разделиться внутри группы по подгруппам 3-4 человека
Выбрать актуальную политическую,

социальную, экономическую, психологическую проблему
Выбрать формат: 1) плакат, 2) иллюстрация к тексту - 2а)публицистическому или 2б)художественному, 3) обложка – 3а) книги или 3б) журнала
Создать фотоколлаж в этом формате на выбранную тему
Необходимо сделать руками (картон, ножницы, вырезки из газет, журналов и тд)
Слайд 53

Основные требования к заданию №3 Наличие четко выраженного (не в общих

Основные требования к заданию №3

Наличие четко выраженного (не в общих чертах)

высказывания о проблеме и/или иллюстрации проблемы
Четко понимать формат коллажа: плакат, иллюстрация, обложка? Если иллюстрация или обложка, то к чему?
Наличие визуального языка – изображения, композиция, цвет и т.д. должно работать на высказывание
Эстетическая компонента, креативность