Художественная культура России первой половины XIX века

Содержание

Слайд 2

Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX века Расцвет русской

Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX века

Расцвет русской культуры,

распространение домашних спектаклей и музыкальных вечеров, интерес к чтению, коллекционированию и т.д.
Усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры – литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки.
Быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных стилей.
Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года.
Слайд 3

Основные художественные направления первой половины XIX века Классицизм Ампир Сентиментализм Романтизм

Основные художественные направления первой половины XIX века

Классицизм
Ампир
Сентиментализм
Романтизм
30-е – 50-е годы

– реализм
Слайд 4

Русская архитектура первой половины XIX века Господствующее направление – классицизм. Его

Русская архитектура первой половины XIX века

Господствующее направление – классицизм. Его вершиной

являлся ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от имперского Рима.
Важный элемент архитектуры ампира – скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий.
В 30-е годы, с началом упадка ампира, начинает
распространяться «русско-византийский» стиль.
Слайд 5

Русская архитектура первой половины XIX века Андреян Дмитриевич Захаров (1761 –

Русская архитектура первой половины XIX века

Андреян Дмитриевич Захаров
(1761 – 1811)


Адмиралтейство
(Санкт-Петербург)

Горбатый мост
в Гатчине

Слайд 6

Русская архитектура первой половины XIX века Андрей Никифорович Воронихин (1759 –

Русская архитектура первой половины XIX века

Андрей Никифорович Воронихин
(1759 – 1814)


Казанский собор
в Петербурге
(1801 -1811)

Слайд 7

Русская архитектура первой половины XIX века Карл Иванович Росси (1775 –

Русская архитектура первой половины XIX века

Карл Иванович Росси
(1775 – 1849)

Здание Главного


штаба и ансамбль
Дворцовой
площади

Михайловский дворец
(здание Русского музея)
в Санкт-Петербурге
(1817 – 1825)

Слайд 8

Русская архитектура первой половины XIX века Огюст Монферран (1786 – 1858)

Русская архитектура первой половины XIX века

Огюст Монферран
(1786 – 1858)

Исаакиевский собор

в Санкт-Петербурге
(1818 – 1858)

Александровская колонна
(1834)

Слайд 9

Русская архитектура первой половины XIX века Образ Александровской колонны использовал в

Русская архитектура первой половины XIX века

Образ Александровской колонны использовал в

своем произведении «Памятник» А.С. Пушкин:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Слайд 10

Русская архитектура первой половины XIX века Осип Иванович Бове (1784 –

Русская архитектура первой половины XIX века

Осип Иванович Бове
(1784 – 1834)

Большой

театр (1821 – 1825) и
Триумфальные ворота (1829 – 1834) в Москве
Слайд 11

Русская архитектура первой половины XIX века Константин Андреевич Тон (1794 –

Русская архитектура первой половины XIX века

Константин Андреевич Тон
(1794 – 1881)

Храм Христа

Спасителя
(1839 – 1883)

Оружейная палата
(1851)

Николаевский (Ленинградский)
вокзал (1844 – 1849)

Слайд 12

Изобразительное искусство первой половины XIX века Петр Карлович Клодт (1805 –

Изобразительное искусство первой половины XIX века

Петр Карлович Клодт
(1805 – 1867)

Квадрига Аполлона

на здании
Большого театра в Москве

Скульптурное оформление
Нарвских триумфальных
ворот в Петербурге

Скульптурное оформление
Аничкова моста в Петербурге

Слайд 13

Изобразительное искусство первой половины XIX века «И был «Последний день Помпеи»

Изобразительное искусство первой половины XIX века

«И был «Последний день Помпеи»
для

русской кисти первым днем!»
Е. А. Баратынский

«Последний день Помпеи» , 1830—1833

Карл Павлович Брюллов
(1799 – 1852)

Слайд 14

Изобразительное искусство первой половины XIX века «Всадница» (1832) – портрет возлюбленной Брюллова – Юлии Павловны Самойловой

Изобразительное искусство первой половины XIX века

«Всадница» (1832) – портрет возлюбленной
Брюллова –

Юлии Павловны Самойловой
Слайд 15

Изобразительное искусство первой половины XIX века Орест Адамович Кипренский (1782 –

Изобразительное искусство первой половины XIX века

Орест Адамович Кипренский
(1782 – 1836)

Любимец

моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
А.С. Пушкин
Слайд 16

Изобразительное искусство первой половины XIX века Портрет В. А. Жуковского (1815) Портрет А. С. Пушкина (1827)

Изобразительное искусство первой половины XIX века

Портрет В. А. Жуковского
(1815)

Портрет А. С.

Пушкина
(1827)
Слайд 17

Изобразительное искусство первой половины XIX века «Автопортрет с кистями и палитрой

Изобразительное искусство первой половины XIX века

«Автопортрет с кистями и палитрой
на

фоне окна с видом на Кремль», 1844

Василий Андреевич Тропинин
(1776 – 1857)

Слайд 18

Изобразительное искусство первой половины XIX века Портрет А. С. Пушкина (1827) «Золотошвейка» (1826) «Кружевница» (1823)

Изобразительное искусство первой половины XIX века

Портрет А. С. Пушкина
(1827)

«Золотошвейка»
(1826)

«Кружевница»
(1823)

Слайд 19

Изобразительное искусство первой половины XIX века «Явление Христа народу», 1837-1857 Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858)

Изобразительное искусство первой половины XIX века

«Явление Христа народу», 1837-1857

Александр Андреевич Иванов
(1806

– 1858)
Слайд 20

Изобразительное искусство первой половины XIX века Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) «Сватовство майора», 1849

Изобразительное искусство первой половины XIX века

Павел Андреевич Федотов
(1815 – 1852)

«Сватовство майора»,

1849
Слайд 21

Изобразительное искусство первой половины XIX века «Свежий кавалер», 1846 «Завтрак аристократа», 1849

Изобразительное искусство первой половины XIX века

«Свежий кавалер», 1846

«Завтрак аристократа», 1849

Слайд 22

Русская музыка первой половины XIX века Катарино Камилло Кавос (1775 –

Русская музыка первой половины XIX века

Катарино Камилло Кавос
(1775 – 1840)
«Иван Сусанин»,

1815

Михаил Иванович Глинка
(1804 – 1857)
«Жизнь за царя», 1836

Русская музыка испытала
на себе колоссальное
влияние героического 1812 года.
Под влиянием патриотического
подъема композиторы
все чаще стали обращаться
к героическим сюжетам
русской истории.

Слайд 23

Русская музыка первой половины XIX века Народные мотивы звучали в музыкальных

Русская музыка первой половины XIX века

Народные мотивы звучали в музыкальных произведениях


А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева. Рождение жанра народно-бытовой психологической драмы ознаменовало появление оперы А.С. Даргомыжского «Русалка).

Александр Александрович Алябьев
(1787 – 1851)

Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813 – 1869)

Слайд 24

Русский театр первой половины XIX века 20-е – 30-е годы XIX

Русский театр первой половины XIX века

20-е – 30-е годы XIX века

– романтическая школа театра. Крупнейший представитель – Павел Степанович Мочалов, снискавший славу ролями Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь».

Павел Степанович Мочалов
(1800 – 1848)

Слайд 25

Русский театр первой половины XIX века 40-е годы – развитие реалистического

Русский театр первой половины XIX века

40-е годы – развитие реалистического направления

в театре. В драматургии оно было связано с произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского.
Основоположником реализма на русской сцене стал
Михаил Семенович Щепкин.

Михаил Семенович Щепкин
(1788 – 1863)

Слайд 26

Русский театр первой половины XIX века Большой театр в Москве Малый

Русский театр первой половины XIX века

Большой театр в Москве

Малый театр в

Москве

Александринский театр
в Санкт-Петербурге