И. Г. Фихте о государстве и праве Выполнила: студентка 3-го курса юридического факультета группа Ю-091 Абдурафиева Инара

Содержание

Слайд 2

Труды «Учение о праве» (1812) «Учение о государстве» (1813) Иоганн Готлиб

Труды

«Учение о праве» (1812)
«Учение о государстве» (1813)

Иоганн Готлиб Фихте

(1762 – 1814 гг.)

Во взглядах Фихте двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта

Выдающийся философ
и общественный деятель

Слайд 3

На государство На право и Общетеоретические взгляды Фихте развивались в русле естественно-правовой доктрины

На государство

На право

и

Общетеоретические взгляды Фихте

развивались в русле
естественно-правовой доктрины

Слайд 4

убежденный субъективный идеалист Фихте для которого материальный мир во всех его

убежденный субъективный идеалист

Фихте

для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах

существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа

вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности

Слайд 5

по Фихте, право выводится из «чистых форм разума» Внешние факторы не

по Фихте, право выводится из «чистых форм разума»

Внешние факторы не имеют

отношения к природе права

Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило

Однако право базируется не на индивидуальной воле

Конституируется оно на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них

1

3

5

4

2

«Понятие права - есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Слайд 6

нужна правовая общность людей Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить

нужна правовая общность людей

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с

ней свободу всех

Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона

Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека

Слайд 7

1) Господство закона не наступает автоматически. 2) Правовые отношения, свободу надлежит

1) Господство закона не наступает автоматически.
2) Правовые отношения, свободу надлежит защищать

принуждением
Других средств нет
Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость

государства

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений

Слайд 8

Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля Ею может

Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля

Ею может быть

лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор.
И люди заключают такой гражданско-государственный договор.
Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства.

Благодаря ему и устанавливается государственность.

Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности

Слайд 9

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, Если такой ответственности нет,

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал,

Если такой ответственности нет, государственный

строй вырождается в деспотию

что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть

Ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом

Слайд 10

Фихте предлагает учредить эфорат — постоянную контрольную, надзирающую власть, представители которой

Фихте предлагает учредить эфорат — постоянную контрольную, надзирающую власть, представители которой

– эфоры: избираются самим народом

Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ.

Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной

Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону,

Слайд 11

«...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над

«...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над

которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед Богом».
Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию.

убежденно отстаивал идею

верховенства народа

Фихте

Слайд 12

С 1800 г. Фихте отходит от столь радикальных позиций и начинает

С 1800 г. Фихте отходит от столь радикальных позиций и начинает

все больше уповать на реформы сверху

 До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразований.

Тем не менее убежденность в острой необходимости либерализации политического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте.

Слайд 13

Мечтая о таком государстве, построенном в интересах обездоленных масс на основе

Мечтая о таком государстве, построенном в интересах обездоленных масс на основе

организованного труда, Фихте резко критикует общественные отношения в Германии и выставляет свои известные тезисы о правах человека на обеспечение существования и на труд.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов

Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантирует благоденствие каждого индивида

Слайд 14

зиждется на частной собственности, создаваемой личным трудом Государство дает максимум возможного

зиждется на частной собственности, создаваемой личным трудом

Государство дает максимум возможного

для развития и подъема производительных сил

Оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая главный упор на сельское хозяйство

Население разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и политики

Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Жестко регламентируется быт. С точки зрения экономической государство стремится превратить страну в «самодостаточный» организм

1

3

5

4

2

«Замкнутое торговое государство»

Слайд 15

В котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику Фихте

В котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику

Фихте видел

в государстве

не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя

решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном

«цель всякого правительства - сделать правительство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состояние наступит через мириады лет