Искусство Средневековья (V-XV вв.)

Содержание

Слайд 2

Искусство Средневековья Страны Западной Европы 5 -15 вв. Россия (Др. Русь)

Искусство Средневековья

Страны Западной Европы 5 -15 вв.
Россия (Др. Русь) 10 -17

вв.
Страны Востока 3 -18 вв.
Слайд 3

313 г. - указ императора Константина о признание Христианства государственной религией.

313 г. - указ императора Константина о
признание Христианства государственной
религией.

323 г. –

перенос столицы из Рима в Византий,
в последствии Константинополь, ныне Стамбул.
Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Раздел Римской империи — событие, произошедшее в 395 году н. э.

Раздел Римской империи — событие, произошедшее в 395 году н. э.


после смерти древнеримского императора Феодосия I, заключавшееся в разделе империи на Западную и Восточную части, в каждой из которых у власти стоял свой император.
Правителем Восточной Римской империи стал старший сын Феодосия Флавий Аркадий, тогда как правителем Западной — его младший сын Гонорий. Столицей Восточной империи стал Константинополь, тогда как император Запада проживал сначала в Медиолане, впоследствии большей частью в Равенне и лишь изредка в Риме.
Слайд 7

Римская Империя

Римская Империя

Слайд 8

Слайд 9

476 г. - последний римский император свергнут варварами. 1054 г. -

476 г. - последний римский император
свергнут варварами.
1054 г. - раскол

церкви на католическую и
православную.
1453 г. – Византия захвачена турками.
Слайд 10

Особенности СИ (Средневекового искусства) Христианская церковь – главный идейный вдохновитель и

Особенности СИ (Средневекового искусства)

Христианская церковь –
главный идейный вдохновитель и
главный потребитель

искусства.
Каноничность художественного языка.
Символизм и аллегория.
Анонимность искусства.
Слайд 11

Искусство Византии 395-1453 ранневизантийский период (VI-VII века), «золотой век» императора Юстиниана

Искусство Византии 395-1453

ранневизантийский период (VI-VII века), «золотой век» императора Юстиниана I,

архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик, ранние иконы выполнены в технике энкаустики (заметно влияние античного искусства: передается объем, неглубокая «античная перспектива», анотомическая точность, естественные пропорции).
иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы. В изобразительном искусстве – растительный орнамент.
период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации. Установление канонов в искусстве. 1054 – окончательнй раскол церкви на католическую (во главе с папой римским) и православную (ее оплотом становится Византия).
период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
период Палеологовского Возрождения, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
1453 – турки взяли приступом Константинополь. Гибель Византийской империи.
Слайд 12

Архитектура Византии Гражданская: акведуки, подземные водохранилища (цистерна – базилика), крепостные стены

Архитектура Византии

Гражданская: акведуки, подземные водохранилища (цистерна – базилика), крепостные стены (стена

Феодосия), ипподром.
Церковная: храмы, церкви, соборы, капеллы, часовни, монастыри, баптистерии (крестильни), колокольни, мавзолеи (гробницы).
Слайд 13

Храм св. Софии в Константинополе 6в (532-537). Купол - 31м. Архитекторы

Храм св. Софии в Константинополе
6в (532-537). Купол - 31м.
Архитекторы -

Исидор из Милета, Анфимий из Тралл.
Слайд 14

Купол Софийского собора в Константинополе

Купол Софийского собора в Константинополе

Слайд 15

План Софийского собора в Константинополе. Базилика с куполом опирающимся на паруса.

План
Софийского собора
в Константинополе.
Базилика с куполом опирающимся на паруса.

Слайд 16

Па́рус - элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к куполу.

Па́рус - элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного

основания к куполу.
Слайд 17

Сравнить купольные постройки. Пантеон (Храм всех богов), Рим, 128 Храм св. Софии, Константинополь, 532-537 АНТИЧНОСТЬ ВИЗАНТИЯ

Сравнить купольные постройки.

Пантеон (Храм всех богов), Рим, 128

Храм св. Софии,

Константинополь, 532-537

АНТИЧНОСТЬ

ВИЗАНТИЯ

Слайд 18

Ротонда с опирающимися на стены куполом. Базилика с куполом опирающимся на паруса. Пантеон Св. София

Ротонда с опирающимися на стены куполом.

Базилика с куполом опирающимся на паруса.

Пантеон

Св. София
Слайд 19

Пантеон Св. София

Пантеон Св. София

Слайд 20

Окулас (глаз) – окно в центре купола Окна в основании купола,

Окулас (глаз) – окно в центре купола

Окна в основании купола,
Купол

«парящий в воздухе»

Пантеон Св. София

Слайд 21

Античный храм Обряды проходили около здания. Основной акцент – на экстерьере

Античный храм
Обряды проходили около здания.
Основной акцент – на экстерьере
(внешняя оболочка здания).

Христианский

храм
Богослужения проходят внутри.
Основной акцент – на интерьере
(внутренняя оболочка здания).
Слайд 22

Христианский храм должен быть: вместительным, светлым, не иметь внутренних перегородок, разграничивать

Христианский храм должен быть:

вместительным,
светлым,
не иметь внутренних перегородок,
разграничивать места для священнослужителей и

паствы,
выделять место для алтаря,
заключать в себе особую христианскую символику.
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Нартекс или притвор – помещение при входе в храм, предназначенное для не крещенных.

Нартекс или
притвор –
помещение при
входе в храм,
предназначенное
для не крещенных.

Слайд 26

Хор или Солея - место для священнослужителей перед алтарем, часто приподнято

Хор или Солея
- место для священнослужителей перед алтарем, часто приподнято несколькими

ступеньками над остальным пространством храма (своеобразная сцена).
Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Апсида – полукруглый выступ в восточной стене храма. В этой части храма располагался алтарь.

Апсида – полукруглый выступ в восточной стене храма.
В этой части

храма располагался алтарь.
Слайд 30

В соответствии с древними традициями, восточная стена храма устраивается в виде

В соответствии с древними традициями, восточная стена храма устраивается в виде

полукружия — апсиды. В ней и располагается алтарь.
Слайд 31

Алта́рь, жертвенник. Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В Православии

Алта́рь, жертвенник.
Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений.
В Православии алтарем называют

восточную часть храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтаря находится престол в виде квадратного стола.
Святость алтаря настолько велика, что вход сюда запрещен всем мирянам.
В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — апсиды.