Искусство в системе первобытной культуры

Содержание

Слайд 2

Периодизация первобытной культуры Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества,

Периодизация первобытной культуры

Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и

согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:
• каменный век (40 тыс. лет — 4 тыс. лет до н. э.);
• бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);
• железный век (1-ое тыс. до н. э.).
Слайд 3

Особенности первобытной духовной культуры Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе

Особенности первобытной духовной культуры

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе

палеолита. Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад).
Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.
Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь. Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.
Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы. Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.
Вторая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность. Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие.
Слайд 4

Элементы духовной культуры Элементы духовной культуры: • первоэлементы морали; • мифологическое

Элементы духовной культуры

Элементы духовной культуры:
• первоэлементы морали;
• мифологическое мировосприятие;
• ранние формы

религии;
• ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.
Слайд 5

Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к

Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к

самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.
Слайд 6

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания

рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу, то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.
Слово табу переводится, как запрет, а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.
Слайд 7

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство. Среди

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство. Среди

ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.
На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.
Слайд 8

Слайд 9

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были

невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).
Слайд 10

Слайд 11

Зарождение религии Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной

Зарождение религии

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной

культуры:
• Тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту.
• Анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку.
• Фетишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) — приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье.
• Магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В
Слайд 12

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах. Наиболее древними

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах. Наиболее древними

являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.