Содержание
- 2. География региона ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, совокупность греческих государств во II–I тыс. до н.э. Территориальное ядро – южная
- 3. Мировоззрение и общественное устройство «Государство, — писал Аристотель, — состоит из многих частей. Одна из них
- 4. Структура и композиция орнамента Орнаментальная композиция зависит от формы носителя, но преимущественно орнамент структурирован. Орнамент линейный,
- 8. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
- 9. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И СТИЛИЗОВАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
- 10. МЕАНДР
- 11. МЕАНДР
- 12. МЕАНДР
- 13. МЕАНДР
- 14. МЕАНДР
- 15. ВОЛЮТЫ
- 16. ОВЫ И КИМАТИИ
- 17. ОВЫ И КИМАТИИ
- 18. ПАЛЬМЕТТА
- 19. ПАЛЬМЕТТА
- 20. АНТЕФИКС
- 21. АНТЕФИКС
- 22. ЛЮДИ И БОГИ
- 26. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ
- 27. Протогеометрика тип греческой вазописи, характерный для среднего периода «тёмных веков» (примерно 1150—900 гг. до н. э.).
- 32. Геометрика Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами
- 37. Ориентализирующий период начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф.
- 52. Чернофигурная керамика Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись
- 64. Краснофигурная керамика В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным
- 81. Белофонные лекифы Во второй половине V в. до н.э. в Аттике и Эретрии, расположенной на близлежащем
- 95. Апулийские вазы Апулийские вазы — яркое явление позднего периода существования великого искусства греческой вазописи, превращения самих
- 109. Скачать презентацию
География региона
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, совокупность греческих государств во II–I тыс. до н.э.
География региона
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, совокупность греческих государств во II–I тыс. до н.э.
Термин «Греция», «греки» – негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в обиход благодаря римлянам, которые первоначально обозначали им греков-колонистов в Южной Италии. Сами греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой (от названия небольшого города и области в южной Фессалии).
Мировоззрение и общественное устройство
«Государство, — писал Аристотель, — состоит из многих
Мировоззрение и общественное устройство
«Государство, — писал Аристотель, — состоит из многих
Мировоззрение: развитый политеизм.
Полисная система, полисная демократия. Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде,селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).
Структура и композиция орнамента
Орнаментальная композиция зависит от формы носителя, но преимущественно
Структура и композиция орнамента
Орнаментальная композиция зависит от формы носителя, но преимущественно
Орнамент линейный, в нем чередуются орнаментальные и сюжетные полосы.
Меандр, аканф, пальметта – стилизованные, геометризованные мотивы реального мира.
Процессии, пиры, фигуры воинов и т.д.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
И СТИЛИЗОВАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
И СТИЛИЗОВАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
МЕАНДР
ВОЛЮТЫ
ВОЛЮТЫ
ОВЫ И КИМАТИИ
ОВЫ И КИМАТИИ
ОВЫ И КИМАТИИ
ОВЫ И КИМАТИИ
ПАЛЬМЕТТА
ПАЛЬМЕТТА
ПАЛЬМЕТТА
ПАЛЬМЕТТА
АНТЕФИКС
АНТЕФИКС
АНТЕФИКС
АНТЕФИКС
ЛЮДИ И БОГИ
ЛЮДИ И БОГИ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ
Протогеометрика
тип греческой вазописи, характерный для среднего периода «тёмных веков» (примерно 1150—900 гг. до
Протогеометрика
тип греческой вазописи, характерный для среднего периода «тёмных веков» (примерно 1150—900 гг. до
Благодаря использованию быстрого гончарного круга сосуды этого периода технически более совершенны, чем сосуды раннего этапа «тёмных веков».
Декоративные элементы на протогеометрических сосудах ограничиваются чисто абстрактными мотивами; чаще всего встречаются широкие горизонтальные полосы вокруг горла и середины, а также концентрические круги, нанесённые при помощи циркуля и нескольких мазков.
Среди инноваций нужно отметить некоторые новые формы амфор, возникшие под микенским влиянием, такие, как амфора с ручками в средней или горловой части, кратер и лекиф. Аттические гончары изменили форму этих сосудов благодаря использованию быстрого гончарного круга — увеличилась их высота, а следовательно, и площадь нанесения рисунка.
Геометрика
Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг
Геометрика
Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг
Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического.
Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и многих длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.
Ориентализирующий период
начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики
Ориентализирующий период
начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики
положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов.
техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.
Чернофигурная керамика
Со второй половины VII в. до начала V в. до
Чернофигурная керамика
Со второй половины VII в. до начала V в. до
Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем.
Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты).
После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.
Краснофигурная керамика
В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения
Краснофигурная керамика
В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения
С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.
Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских.
Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
Белофонные лекифы
Во второй половине V в. до н.э. в Аттике и
Белофонные лекифы
Во второй половине V в. до н.э. в Аттике и
Эти сосуды всегда имеют подчеркнуто элегантную форму: небольшой поддон, удлиненное цилиндрическое тулово и высокое узкое горло; нижняя и верхняя его части сплошь покрывались лаком, плечики расписывались тонким декором пальметт в чернофигурной технике, а сюжетная роспись наносилась на тулово.
Темы рисунков разные: Гипнос и Танатос, переносящие тело усопшего к могиле; Гермес, провожающий душу покойного до потусторонней реки, где ее поджидает в ладье перевозчик Харон; подготовка женщин к посещению кладбища или пребывание на нем, у надгробного памятника.
Позднее изображения на лекифах становятся более обыденными – бытовые сюжеты, ремесло.
Апулийские вазы
Апулийские вазы — яркое явление позднего периода существования великого искусства
Апулийские вазы
Апулийские вазы — яркое явление позднего периода существования великого искусства
В корне меняется и стилистика орнаментальной части; это уже не орнамент с четко выраженной композицией, а свободная декоративная роспись, геральдичность расположения элементов которой определяется лишь в самых общих чертах, тогда как вся композиция обнаруживает явное стремление к асимметричности.
Чрезвычайно характерны при этом сами формы апулийских ваз. Многие вазы имеют асимметричные, «биологические» формы с текучими, словно оплывающими очертаниями.
Сюжеты проникнуты эротизмом, появляются эрот, нифы, цветочные гирлянды, ленты.