Изобразительное искусство древнего Рима

Содержание

Слайд 2

«Вся история римского падения выражена бровями, лбами, губами…» А.И. Герцен Римский

«Вся история римского падения выражена бровями, лбами, губами…»
А.И. Герцен

Римский скульптурный портрет.

Лучшим

в художественном наследии римской скульптуры был портрет.
Слайд 3

История римского скульптурного портрета статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в руках

История римского скульптурного портрета

статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в

руках
Слайд 4

«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с

«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» -

неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с

культом мертвых

Верующая.
Из святилища
Дианы Немийской.
Древний Рим
200 - 150 до н. э.
Франция, Париж, Лувр

"Большая женщина",
(вечерняя тень) бронза 

I. Искусство этрусков

Слайд 5

Этрусская бронзовая скульптура юноши из Перуджи. Значится как крышка этрусской урны

Этрусская бронзовая скульптура юноши из Перуджи.

Значится как крышка этрусской урны

V в. до н.э.

Саркофаг, ок. 150—130

Этрусская урна для пепла. Терракота.

Слайд 6

Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до

Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до

н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в Средние века, вероятно, сделана также этрусками.

Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков.

ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ АПОЛЛОНА

СИМВОЛ РИМА, знаменитая Капитолийская волчица.

Слайд 7

Как представляет человека той эпохи известный римский оратор и общественный деятель

Как представляет человека той эпохи известный римский оратор и общественный деятель

Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:

Впервые общественный человек был поднят на высокий пьедестал.
Площади городов и провинций украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей и просто достойных граждан.

II. Искусство Римского государства

«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Слайд 8

1 - Скульптура Римской республики Скульптуры – небольшие бюсты видных общественных

1 - Скульптура Римской республики

Скульптуры – небольшие бюсты видных общественных

деятелей.
Фигуры задрапированы в тоги (большие широкие покрывала -плащи , перекинутые через плечо и образовавшие красивые складки).
Тога одевалась поверх туники (длинная рубашка с короткими рукавами).
Слайд 9

«Брут Капитолийский» Один из лучших скульптурных памятников. Именно он стал для

«Брут Капитолийский»
Один из лучших скульптурных памятников. Именно он стал для римлян

образцом истинного гражданина, для которого чувство долга пред родиной превыше родственных чувств.
Перед нами некрасивый, немолодой человек. Небритые щеки, тонкий и горбатый нос, пряди заметно редеющих волос - все эти детали призваны с максимальной точностью передать портретное сходство. Скульптору удалось передать решительный характер персонажа, живой и смелый взгляд.

Капитолийский Брут
Древний Рим
210 - 190 до н. э.
Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Слайд 10

2 - Скульптура Римской империи Основы искусства заложены в эпоху правления

2 - Скульптура Римской империи

Основы искусства заложены в эпоху правления


Октавиана Августа

Это время называют «золотым веком»
Римского государства.
Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства.

Было создано многочисленное количество статуй прославленного римского императора – для римлян он был эталоном гражданственности и патриотизма.

Слайд 11

«Октавиан Август» Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при жизни.

«Октавиан Август»
Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при

жизни. В данной статуе удачно сочетаются и индивидуальные, и идеализированные черты императора.
Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, жезл в руке – все призвано подчеркнуть значительность образа.

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта
Древний Рим
20 н. э.
Ватикан, музеи Ватикана

Слайд 12

«Конная статуя император Марк Аврелий» - до сих пор возвышается в

«Конная статуя император Марк Аврелий»
- до сих пор возвышается

в самом центре Рима. Современники называли его «философом и мыслителем на троне».
Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, восседает на коне. Спокойным жестом он обращается к толпе.
Художнику удалось передать волевой характер, способность подчинять своей власти окружающих.
Слайд 13

Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия,

Авл Метел
Древний Рим
110 - 90 до н. э.
Италия, Флоренция, Археологический музей

Римские

мастера проявляли интерес не только к императорам, но и к достойным гражданам Отечества.

«Оратор Авл Метелл»
Свободный римлянин, сдержанный и деловой человек, исполненный чувством собственного достоинства.
Его ноги слегка расставлены, властный жест руки призывает к вниманию и тишине, на плечи небрежно наброшено тога.
У него немолодое лицо, с морщинами. Вначале глаза его были инкрустированы цветным стеклом, что придавала лицу большую живость и выразительность.

Слайд 14

В III веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных

В III веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных

войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племён.

Главными объектами изображения становятся в скульптуре становятся грубые, жестокие властители Рима.

«Портрет Каракаллы»
- Один из самых злобных и жестоких императоров.
Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок – всё говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере.

Слайд 15

Римские мастера изображали также людей далёких от политики и власти. «Портрет

Римские мастера изображали также людей далёких от политики и власти.
«Портрет

Сириянки».
Выразителен и реалистичен.
Тонкое продолговатое лицо с неправильными чертами лица по-своему трогательно и привлекательно. Выражение лица немного грустное и задумчивое. Сложная прическа кажется слишком большой для её изящной головы. Несомненно перед нами портрет женщины, принадлежавшей к высшим слоям общества. В нем мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.

Портрет "сириянки"
Древний Рим
Около 170
Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Слайд 16

Живопись в Римской республики изобразительное искусство Римской республики впитало в себя

Живопись в Римской республики

изобразительное искусство Римской республики впитало в себя достижения

всех завоеванных земель и народов.
в Римской республике развиваются многие жанры живописи: батальный – фрески с изображением военных действий, написанные с натуры; мифологический – фрески, иллюстрирующие сцены из античной мифологии; натюрморт и пейзаж.
разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей

фреска

мозаика

Слайд 17

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей

Слайд 18

Лессировка — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных

Лессировка  — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок

поверх основного цвета.

Великолепна техника исполнения фресок - это богатейшая цветовая палитра, виртуозность лессировки.

На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью.
Краски составляли из тщательно растёртых полудрагоценных камней и осколков синего и зелёного стекла.
Всё это защищало фрески от растрескивания и на поверхности появлялся яркий блеск.
Лессировка придавала фреске воздушность и прозрачность.
От выцветания краски защищало покрытие и полировка фрески слоем воска с добавлением оливкового масла.

Слайд 19

Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия

Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия

Виллам

присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.
Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.

Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

Фрески в Помпеях, Геркулануме и Стабиях.

Слайд 20

Главное сокровище виллы – фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры

Главное сокровище виллы – фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры

высотой в человеческий рост. 29 участников ритуального действия – праздник, посвящённый богу Вакху (бог празднества и виноделия).
Слайд 21

На фреске и мифологические персонажи и участники мистерии (совокупность тайных культовых

На фреске и мифологические персонажи и участники мистерии (совокупность тайных культовых

мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые).
Слайд 22

Во фресках всё чаще стали встречаться пейзажные зарисовки, натюрморты и бытовые

Во фресках всё чаще стали встречаться пейзажные зарисовки, натюрморты и бытовые

сцены.
Особенность росписи: разрушить пространство между внутренним пространством архитектуры и окружающим внешним миром.
Слайд 23

Девушка символизирует весну. Она как будто плывёт по воздуху, удаляясь в

Девушка символизирует весну. Она как будто плывёт по воздуху, удаляясь в

глубину пространства. В левой руке – рог изобилия, а правой слегка касается цветов. Её одежда гармонирует с фоном цветущего луга
Слайд 24

Мозаика — искусство и техника создания изображений посредством компоновки, набора и

Мозаика  — искусство и техника создания изображений посредством компоновки, набора и закрепления на

поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Слайд 25

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть

вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла (смальты).

На стенах вилл и дворцов знати изображали странствующих актёров, обитателей морского дна, домашние животные и птицы.

Слайд 26

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III около 100 г.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III около 100 г. до

н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей

Мозаика – 15 кв.м., 1,5 миллиона кубиков смальты.

Найдена при раскопках в г.Помпеи

Слайд 27