Культура Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Самостоятельная работа на дом: Составить кроссворд по теме: «Культура Древней Руси». Минимум 15 слов.

Самостоятельная работа на дом:

Составить кроссворд по теме: «Культура Древней Руси».
Минимум

15 слов.
Слайд 3

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе

их материально-трудовой деятельности.
Отличительная черта культуры Киевской Руси:
синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии.
Слайд 4

Владимир I Святославович (960 -1015) — князь новгородский в 970 —

Владимир I Святославович (960 -1015) — князь новгородский в 970 —

988 годах, киевский великий князь в 978- 1015 гг.

Провел две церковные реформы:
980 г. (принятие культа Перуна)
988 г. – отказ от язычества, принятие христианства

Слайд 5

ВЫБОР ВЕРЫ кн. ВЛАДИМИРОМ СВЯТОСЛАВИЧЕМ ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Единобожие укрепляло государство

ВЫБОР ВЕРЫ кн. ВЛАДИМИРОМ СВЯТОСЛАВИЧЕМ

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Единобожие укрепляло государство и его

территориальное единство.
Русь вступала в семью европейских народов.
Проповедь смирения и послушания становилась эффективным идео-логическим оружием в период социально-имущественной диффе-ренциации.
ПРИЧИНЫ ВЫБОРА
Давние культурные и экономические связи с Византией.
Православная церковь подчинялась светской власти. Это соответство-вало восточнославянской традиции
Православие было более терпимо к местным традициям, а Византия в то время была самой развитой и культурной страной Европы, насле-дницей культур древней Греции и Рима.
Слайд 6

КРЕЩЕНИЕ РУСИ - 988 год

КРЕЩЕНИЕ РУСИ - 988 год

Слайд 7

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Христианство помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян; объединило

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

Христианство помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян;
объединило их

в единое древнерус-ское общество;
Создало духовную основу русской го-сударственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать то-лько частью семьи, общины, племени, он все более осознавал себя русским православным.
Православная церковь воспитывала древнерусское общество. Она смягча-ла нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пе-режитков.
Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодче-ства, возникновение иконописи, фрес-ковой живописи и мозаики.
У восточных славян появилась пись-менность.
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРА Нестор – монах Киево-Печерской лавры, автор «Повести временных лет»

ЛИТЕРАТУРА

Нестор – монах Киево-Печерской лавры,
автор «Повести временных лет»

Слайд 11

Слайд 12

Остромирово Евангелие – 1056-1057 гг.

Остромирово Евангелие – 1056-1057 гг.

Слайд 13

Береста – верхний слой коры березы Пергамен – особым образом выделанная кожа телят

Береста – верхний слой коры березы
Пергамен – особым образом выделанная кожа

телят
Слайд 14

ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ

Слайд 15

Икона Владимирской Божией матери Икона Богородицы, считается чудотворной. По преданию икону

Икона Владимирской Божией матери

Икона Богородицы, считается чудотворной.
По преданию икону написал

евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос и Мария.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха.
Вначале икона находилась в женском Богородичном монастыре в Вышгороде (близ Киева).
Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир.
Слайд 16

Икона «Ангел Златые Власы» Новгородская школа иконописи, вторая половина XII века. Хранится в Государственном Русском музее.

Икона «Ангел Златые Власы»

Новгородская школа иконописи, вторая половина XII века.
Хранится в

Государственном Русском музее.
Слайд 17

Спас Нерукотворный Новгородская школа иконописи, вторая половина XII века.

Спас Нерукотворный

Новгородская школа иконописи, вторая половина XII века.

Слайд 18

Икона «Ярославская Оранта» (Великая Панагия) Ярославская школа иконописи, начало XIII века.

Икона «Ярославская Оранта» (Великая Панагия)

Ярославская школа иконописи, начало XIII века.
Оранта (от

лат. оrans – молящийся) – один из древнейших христианских образов, изображающий человеческую фигуру с поднятыми в жесте моления руками.
Панагия – с греч. «всесвятая»
Слайд 19

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская иконописная школа, XII век. Софийский собор

Икона Божией Матери «Знамение»

Новгородская иконописная школа, XII век. Софийский собор в

Новгороде.
Икона с молитвенно поднятыми руками.
Слайд 20

Мозаика «Христос-Пантократор» Главный купол Софийского собора в Киеве. Пантократор – Вседержитель,

Мозаика «Христос-Пантократор»

Главный купол Софийского собора в Киеве.
Пантократор – Вседержитель, образ в

иконографии Христа, представляющего Его как Небесного Царя и Судию.
Слайд 21

Мозаика «Богоматерь Оранта» Мозаика в апсиде Софийского собора Киева. Воспринималась киевлянами

Мозаика «Богоматерь Оранта»

Мозаика в апсиде Софийского собора Киева.
Воспринималась киевлянами как образ

защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских». Ее прозвали «Нерушимой стеной»,— по народной легенде, до тех пор пока цела киевская Оранта будет стоять и Киев.
Слайд 22

Фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе Владимира

Фреска «Страшный суд»
в Дмитриевском соборе Владимира

Слайд 23

Архитектура Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич, ширина которого равна

Архитектура

Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич, ширина которого равна его

длине (Киев, Смоленск, Рязань, Чернигов)
Владимирская школа – декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал – белый известняк (церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире, Дмитриевский собор во Владимире).
Новгородская школа – суровость стиля, минимум украшений, основной материал – кирпич (церковь Спаса на Нередице).
Особенности: Русское деревянное зодчество. XII в. – однокупольные храмы. Резьба по камню. Византийский тип крестово-купольного храма.
Слайд 24

Десятинная церковь в Киеве - первая каменная церковь, Х в.

Десятинная церковь в Киеве -
первая каменная церковь, Х в.

Слайд 25

Софийский собор в Киеве, 1037 г.

Софийский собор в Киеве, 1037 г.

Слайд 26

Софийский собор в Новгороде, XI в.

Софийский собор в Новгороде, XI в.

Слайд 27

Золотые ворота в Киеве, XI в.

Золотые ворота в Киеве, XI в.

Слайд 28

Золотые ворота в Новгороде, XI в.

Золотые ворота в Новгороде, XI в.

Слайд 29

Киево-Печерская лавра, XI в.

Киево-Печерская лавра, XI в.

Слайд 30

Спасо-Преображенский Собор в Чернигове, XI в.

Спасо-Преображенский Собор в Чернигове, XI в.

Слайд 31

Дмитриевский собор во Владимире, XII в. придворный храм, возведённый Всеволодом Большое

Дмитриевский собор во Владимире, XII в.

придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на

княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского (1194-1197 гг.).
Слайд 32

Успенский Собор во Владимире, XII в.

Успенский Собор во Владимире, XII в.

Слайд 33

Золотые ворота во Владимире, XII в.

Золотые ворота во Владимире, XII в.

Слайд 34

Церковь Покрова на Нерли, XII в.

Церковь Покрова на Нерли, XII в.

Слайд 35

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на Нередице

Слайд 36

Собор святого Георгия (Юрьев-Польский), XIII в.

Собор святого Георгия (Юрьев-Польский), XIII в.

Слайд 37

Декоративно-прикладное искусство. Виды ювелирной техники.

Декоративно-прикладное искусство.
Виды ювелирной техники.

Слайд 38

Зернь – узор из мельчайших золотых и серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластину

Зернь – узор из мельчайших золотых и серебряных зерен, которые напаивались

на металлическую пластину
Слайд 39

Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.

Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на

металлическую основу.
Слайд 40

Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, пространство между сканными перегородками заполнялось цветной эмалью.

Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, пространство между сканными перегородками заполнялось

цветной эмалью.
Слайд 41

Финифть (эмаль) – прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом.

Финифть (эмаль) – прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и

закрепляемое обжигом.