Культура Древней Руси (X- первая треть XIII в.)

Содержание

Слайд 2

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством

в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
Слайд 3

Этапы развития

Этапы развития

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Письменность Узелковая письменность Веньзааль – узелково-узорчатое письмо Венедов Узелковая письменность, это

Письменность

Узелковая письменность

Веньзааль – узелково-узорчатое письмо Венедов
Узелковая письменность, это где

каждый Узелок составляет – Слово-Понятие. Отсюда выражения – «Завязать Узелок на память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета».
Слайд 7

Письменность Славянская азбука, Кирилл и Мефодий - создали глаголический алфавит, который впоследствии был переработан в кириллицу.

Письменность

Славянская азбука, Кирилл и Мефодий - создали глаголический алфавит, который впоследствии

был переработан в кириллицу.
Слайд 8

Слайд 9

Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XIII веков, нацарапанные на

Берестяные грамоты
– русские письма и документы XI-XIII веков, нацарапанные на березовой

коре (бересте). В XX веке древние берестяные грамоты были найдены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе, Твери, но больше всего их было обнаружено при раскопках в Новгороде
Слайд 10

Рукописные книги Рукописные книги составляли из отдельных, писанных вручную листов, которые

Рукописные книги Рукописные книги составляли из отдельных, писанных вручную листов, которые

сшивали в тетради и переплетали. Такие рукописи прикреплялись к деревянным доскам – переплетам. Доски снаружи обтягивали кожей или тканью, облекали в драгоценные оклады. Материалом для русских рукописных книг до XIV века служил пергамент, а затем – бумага. Русские писцы употребляли чернила из сажи ("копченые") и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил использовался мелкий кварцевый песок, которым посыпали законченный лист. Слова в рукописной строке не разделяли, а абзацы выделяли инициалом – буквой, написанной киноварью. Широко известные слова писали сокращенно под особым надстрочным знаком – титлом. Тип почерка русского писца с четким, почти квадратным начертанием каждой буквы назывался уставом. С появлением бумаги процесс письма упростился, и уставное письмо сменилось округлым, с наклонным начертанием букв – полууставом, а для деловых бумаг появилась скоропись.
Слайд 11

Слайд 12

Литература

Литература

Слайд 13

Литература Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»

Литература

Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»

Слайд 14

Литература Слово: -торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор- первый

Литература

Слово:
-торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит

Илларион
-нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).
- «Слово о полку Игореве»
Рассказ о неудачном походе князя Игоря против половцев в 1185 г, как призыв к объединению Руси
Слайд 15

Литература Летопись- «Повесть временных лет», Нестор - монах Киево-Печорского монастыря.

Литература

Летопись-
«Повесть временных лет»,
Нестор - монах Киево-Печорского монастыря.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Литература Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину». (1106-1108 гг)

Литература

Хождения
«Хождение игумена Даниила в Палестину».
(1106-1108 гг)

Слайд 20

Архитектура срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная

Архитектура

срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из

камней

пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Архитектура Крестово-купольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989-996г)

Архитектура

Крестово-купольный стиль.
Десятинная церковь в Киеве
(первый каменный памятник
- 989-996г)

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Архитектура Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут

Архитектура

Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в

честь победы над печенегами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
Слайд 27

Слайд 28

Фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве

Фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого
в Софийском соборе в Киеве

Слайд 29

Слайд 30

Архитектура Собор Святой Софии в Новгороде

Архитектура

Собор Святой Софии в Новгороде

Слайд 31

Слайд 32

Архитектура

Архитектура

Слайд 33

"Золотые ворота" во Владимире

"Золотые ворота" во Владимире

Слайд 34

Архитектура Церковь Покрова – на - Нерли Церковь Покрова на Нерли

Архитектура

Церковь
Покрова – на - Нерли

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром

мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем
Слайд 35

Слайд 36

Архитектура Успенский собор В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей

Архитектура

Успенский собор

В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал

своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской», Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.
Слайд 37

Слайд 38

Архитектура Дмитровский собор Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194-1197, храм

Архитектура

Дмитровский собор
Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194-1197, храм входил в

дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены богатейшим резным убором.
Храм выражал апофеоз власти и духовного могущества Владимирской земли.
Слайд 39

Архитектрура Галицко – Волынского княжества

Архитектрура Галицко – Волынского княжества

Слайд 40

Архитектрура Владимиро – Суздальского княжества вВВладимирская Богоматерь

Архитектрура Владимиро – Суздальского княжества

вВВладимирская Богоматерь

Слайд 41

Архитектрура Новгородских земель

Архитектрура Новгородских земель

Слайд 42

Георгиевский собор юрьева монастыря в Новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Георгиевский собор юрьева монастыря в Новгороде

церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Слайд 43

Георгиевский собор юрьева монастыря в Новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Георгиевский собор юрьева монастыря в Новгороде

церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Слайд 44

Церковь Николы на Липне в Новгороде церковь Спаса на Нередице

Церковь Николы на Липне в Новгороде

церковь Спаса на Нередице

Слайд 45

Живопись

Живопись

Слайд 46

Живопись Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты. Св.Георгия Победоносец

Живопись

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Св.Георгия Победоносец

Слайд 47

Живопись Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Фреска

Живопись

Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку.

Фреска на южном

склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире
Слайд 48

Живопись Миниатюра- красочная иллюстрация

Живопись

Миниатюра- красочная иллюстрация

Слайд 49

Живопись Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа,

Живопись

Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа,

Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых

"Ангел Златые власы". Новгородская икона. XII век. Русский музей.

Слайд 50

Алимпий Печерский

Алимпий
Печерский

Слайд 51

Дмитрий Солунский. Икона. Конец XII — начало XIII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Дмитрий Солунский. Икона. Конец XII — начало XIII века. Государственная Третьяковская

галерея, Москва.
Слайд 52

Икона "Знамение Богоматери"

Икона "Знамение
Богоматери"

Слайд 53

Икона "Владимирская Богоматерь" Написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на

Икона "Владимирская Богоматерь"

Написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь

из Греции и до 1155 года находилась в Киеве. В 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский увез икону во Владимир.
Слайд 54

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Слайд 55

Декоративно - прикладное искусство чернь - вид ювелирной техники, при котором

Декоративно - прикладное искусство

чернь - вид ювелирной техники, при котором изображения

наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.
Слайд 56

Слайд 57

Декоративно - прикладное искусство Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

Декоративно - прикладное искусство

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический

предмет и закрепляемое обжигом
Слайд 58

Слайд 59

Декоративно - прикладное искусство скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

Декоративно - прикладное искусство

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой

проволоки
Слайд 60

Слайд 61

Декоративно - прикладное искусство зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие

Декоративно - прикладное искусство

зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные

или золотые шарики напаиваются на орнамент