Культура России IX-XX вв

Содержание

Слайд 2

Культура IX-XII вв

Культура IX-XII вв

Слайд 3

Основные черты древнерусской культуры 1) Изначально культура Древней Руси формировалась как

Основные черты древнерусской культуры

1) Изначально культура Древней Руси формировалась как синтетическая,

объединяя традиции и обычаи этносов, проживающих на территории государства (славян, балты, финно-угры) и его соседей;
2) На раннем этапе формирования культуры важным фактором выступала религия. Первоначально господствовали языческие традиции и мировоззрение, многие из которых сохранились до нашего времени (праздники: Коляда, Масленица, Иван-Купала; устное народное творчество обрядовые песни и пр.). После Крещения Руси в 988 г. князем Владимиром I, языческие традиции стали вытесняться христианской идеологией, появились новые отрасли культуры (каменное зодчество, живопись (фрески, иконы, мозаики), письменность).
Слайд 4

Язычество восточных славян Языческие верования восточных славян подразумевали почитание одухотворенных сил

Язычество восточных славян

Языческие верования восточных славян подразумевали почитание одухотворенных сил природы;
Явления

окружающего мира олицетворялись в виде божеств-покровителей: Сварог (Небо), Даждьбог (Солнечный свет, плодородие), Симаргл (божество подземного мира, охранитель посевов), Хорс (Солнце), Стрибог (ветер, атмосферные явления), Ярило (солнечное тепло, урожай), Перун (гроза, война), Велес (покровитель скотоводства), Мокошь (покровительница домашнего очага, плодородие).
Наряду с верованиями в богов первого порядка, присутствовали и демонологические представления, вера в обитателей леса, водных источников, полей (леший, водяной, русалки, кикиморы, полевик, полудница, домовой).
Местами отправления языческих обрядов, являлись капища, на которых размещались идолы.
Во главе религиозных обрядов стояли специально подготовленные люди - волхвы.
Слайд 5

Устное народное творчество Легендарный и сказочный цикл: «Предание о Кие, Щеке

Устное народное творчество

Легендарный и сказочный цикл: «Предание о Кие, Щеке и

Хориве, их сестре Лыбеди и основании Киева»; «Легенда о призвании варягов».
Былинный эпос:
Догосударственный этап: былины о Микуле Селяниновиче, Вольге Святославиче, Сухмане Домантиевиче, Соловье Будимировиче, Илье Муромце (Муровлянине).
IX-Х вв. – цикл былин о Добырне Никитиче («Добырня и змей», «Добрыня-сват», «Добрыня и Настасья»).
Начало XI в. - «Иван – гостинный сын», «Михайло Потык», «Ставр Годинович»).
Конец XII – начало XIII вв. – б \ылины об Алеше Поповиче («Алеша Попович и Тугарин», «Алеша Попович и сестра Збродовичей»).
Слайд 6

Письменность Создание полноценного славянского алфавита связывается с именами «солунских братьев» Кирилла-Константина

Письменность

Создание полноценного славянского алфавита связывается с именами «солунских братьев» Кирилла-Константина и

Мефодия которые в 850-860 гг. вели проповедь в Хазарии, Болгарии, Моравии и Крыму. Кирилл-Константин на основе греческого скорописного письма создает глаголицу, в дальнейшем Климент Орхидский на основе греческого уставного письма создает кириллицу.
Основным писчим материалом был пергамент – тщательно выделанная телячья кожа. В Древней Руси пергамент именовали «кожи», «телятина», «харатья».
Стиль письма в Древней Руси именовался «устав». Характерными чертами является строгая геометричность букв и ровные строки.
Писали чернилами на основе солей железа с добавление дубильных веществ, камедь (клейкое вещество). Рукопись украшали минеральными красками (киноварь, охра, лазурь.)
Слайд 7

Уставное письмо Глаголица и кириллица

Уставное письмо

Глаголица и кириллица

Слайд 8

Рукописи Древней Руси Памятники древнерусской письменности: «Остромирово Евангелие» (1057 г.), автор

Рукописи Древней Руси

Памятники древнерусской письменности:
«Остромирово Евангелие» (1057 г.), автор дьякон Григорий.

Произведение написано для новгородского посадника Остромира. В сборник вошли статьи богословского, философского и этического характера. Украшено миниатюрами богословов Иоанна, Марка и Луки.
«Изборники Святослава» (1073 и 1076 гг.), автор дьякон Иоанн. м для Великого киевского князя Святослава Ярославича в 1073-1076 гг. Сборники нравоучительных текстов предназначенных для чтения княжеским и боярским отрокам. «Изборник» 1073 г. был переводным текстом с болгарского языка, «Изборник» 1076 г. оригинальное русское произведение.
«Архангельское Евангелие» (1092 г.), «Служебные Минеи» (1095-1096) созданные в Новгороде.
К древним актовым материалам относится «Грамота князя Мстислава Великого новгородскому Юрьеву Монастырю» (1130 г.).
Слайд 9

Остромирово Евангелие Изборник Святослава (1073 г.)

Остромирово Евангелие

Изборник Святослава (1073 г.)

Слайд 10

Письменность Древней Руси С 1951 г. в результате раскопок в Новгороде

Письменность Древней Руси

С 1951 г. в результате раскопок в Новгороде Великом,

Старой Руссе, Пскове, Ладоге обнаружено большое количество берестяных грамот отражающие быт населения этих городов.
К памятникам эпиграфики (надписи на поверхности камня)относится текст с Тьмутараканского камня сделанная от имени внука Ярослава Мудрого Глеба Святославича.
Слайд 11

Древнерусское летописание «Повесть временных лет» сохранилась в составе больших летописных сводов

Древнерусское летописание

«Повесть временных лет» сохранилась в составе больших летописных сводов XIV-XVI

вв. (Лаврентьевская, Ипатьевская летопись и др.). Сама повесть была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (первая редакция). Вторая редакция выполнена в 1116 г. игуменом Сильвестром (добавлен текст «Поучения Владимира Мономаха»).
Слайд 12

Древнерусская литература «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 – 1050

Древнерусская литература

«Слово о Законе и Благодати» (между 1037 – 1050 гг.),

автор митрополит Илларион.
Произведение состоит из 3-х частей:
1) Сравнение Содержания Ветхого и Нового заветов, критика иудаизма за идеи «богоизбранного народа» и объяснение всемирного значения христианства.
2) История распространения христианства на Руси и его благотворных последствиях.
3) Посвящена деятельности князя Владимира и его прославлению.
Слайд 13

Древнерусская литература «Поучение Владимира Мономаха». Состоит из трех частей: 1) «Поучение

Древнерусская литература

«Поучение Владимира Мономаха».
Состоит из трех частей:
1) «Поучение детям» дидактические наставления

детям и потомкам на примере жизненного опыта Владимира Мономаха;
2) «Книга путей» - автобиография Владимира Мономаха. Сведения о походах на вятичей и против половцев. Описание охоты.
3) «Письма черниговскому князю Олегу Святославичу» - обращение к черниговскому князю Олегу Святославичу зачинщику многих усобиц на Руси.
Слайд 14

Архитектура Древней Руси До принятия христианства архитектура Древней Руси была деревянной.

Архитектура Древней Руси

До принятия христианства архитектура Древней Руси была деревянной. С

принятием христианства распространяется каменное зодчество.
Большое влияние оказал старовизантийский архитектурный стиль. В основе лежала традиция строительства храмов по крестово-купольной схеме.
Внутренней пространство прямоугольных в плане зданий делилось при помощи четырех столбов, на которые опирался центральный световой барабан, увенчанный куполом. Концы пространственного креста перекрывались сводами выполненные из камня и кирпича. С восточной стороны к храму пристраивали полукруглые выступы – апсиды. Изнутри межрядное пространство называлось – нефы.
Русские зодчие привнесли свои особенности в архитектуру (многоглавие, пирамидальность).
Слайд 15

Слайд 16

Глава – наружное завершение церковного купола. Она может повторять очертания лежащего

Глава – наружное завершение церковного купола. Она может повторять очертания лежащего

под ней купола или иметь более сложную форму. Глава покоится на круглом или многогранном барабане.
Слайд 17

Барабан – цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, перекрытая куполом или

Барабан – цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, перекрытая куполом или сомкнутым

сводом. В храмах крестово-купольного типа обычно устраивался световой барабан – барабан, имеющий оконные проемы для освещения внутреннего помещения.
Слайд 18

Закомара – полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания, соответствующее по форме очертаниям внутреннего свода.

Закомара – полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания, соответствующее по

форме очертаниям внутреннего свода.
Слайд 19

Кокошник – полукруглое или килевидное украшение, напоминающее закомару, но, в отличие

Кокошник – полукруглое или килевидное украшение, напоминающее закомару, но, в отличие от

нее, не повторяющее лежащий за ней свод.
Кокошники обычно использовались в оформлении завершений храмовых стен (где они имитировали закомары), в основании барабанов (иногда – несколькими ярусами), а также в оформлении наличников окон (в этой своей функции – преимущественно в XVII веке, а также в архитектуре «русского стиля»).
Слайд 20

Аркатура – ряд декоративных арок, примыкающих к стене. На этой модели

Аркатура – ряд декоративных арок, примыкающих к стене. На этой модели

аркатура – единственное декоративное украшение барабана.
Слайд 21

Аркатурно-колончатый пояс – декоративный мотив из небольших арок, опирающихся на колонки,

Аркатурно-колончатый пояс – декоративный мотив из небольших арок, опирающихся на колонки, вид

аркатуры.
Аркатурно-колончатый пояс широко применялся в древнерусской архитектуре в оформлении стен зданий, а также церковных барабанов. Часто в промежутках между двумя колонками прорезали узкие окна.
Слайд 22

Портал – декоративно оформленный вход в здание. Как правило, в древнерусском

Портал – декоративно оформленный вход в здание. Как правило, в древнерусском

храме было три портала: с западной, северной и южной стороны.
Слайд 23

Бровки – декоративные украшения над окнами в виде выступающего валика.

Бровки – декоративные украшения над окнами в виде выступающего валика.

Слайд 24

Фасад – каждая из наружных сторон здания. У крестово-купольного храма все

Фасад – каждая из наружных сторон здания. У крестово-купольного храма все

фасады могли быть почти идентичны, за исключением западного фасада, к которому примыкали одна или несколько апсид.
Слайд 25

Апсида – (в христианской архитектуре) алтарный выступ, размещенный в восточной стороне

Апсида – (в христианской архитектуре) алтарный выступ, размещенный в восточной стороне

храма. В крестово-купольном храме обычно устраивалась одна или три апсиды. Каждая из апсид перекрывалась конхой.
Слайд 26

Конха – полукупол, обычно в форме четверти сферы, которым перекрывались апсиды храма.

Конха – полукупол, обычно в форме четверти сферы, которым перекрывались апсиды

храма.
Слайд 27

Лопатка – плоский вертикальный выступ на стене здания. В крестово-купольном храме

Лопатка – плоский вертикальный выступ на стене здания. В крестово-купольном храме

лопатки являются конструктивными утолщениями стены; так же как и внутренние столпы, они располагаются по углам сводов.
Слайд 28

Прясло – часть поверхности стены храма, ограниченная двумя лопатками. Прясла могут

Прясло – часть поверхности стены храма, ограниченная двумя лопатками. Прясла могут

быть прорезаны оконными или дверными проемами. Обычно прясло завершалось закомарой.
Слайд 29

Архитектура Древней Руси. Киев Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь) (989-996 гг.)

Архитектура Древней Руси. Киев

Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь) (989-996 гг.)
Построена по

указу Владимира Красно Солнышко, из белого туфа и тонкостенного греческого кирпича (плинфы).
Храм венчало 25 куполов. Разрушен в 1240 г. при штурме Киева во время монгольского нашествия.
Слайд 30

Архитектура Древней Руси. Киев Храм Святой Софии (1037 г.). Построен по

Архитектура Древней Руси. Киев

Храм Святой Софии (1037 г.). Построен по указу

Ярослава Мудрого в честь разгрома печенегов в битве на р. Альте в 1036 г.
Храм венчали 13 параболических куполов.
В храме находятся мозаичные фигуры Марии-Оранты, Христа-Вседержителя и 12 апостолов, фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, бытовых сцен «скоморохи», «борьба ряженых», «кулачный бой».
Храм серьезно пострадал в 1240 г . В 1685-1707 г. был подвергнут перестройке в стиле украинского (грушевидного) барокко.
Слайд 31

Мозаичные панно. Мария Оранта. Христос Вседержитель

Мозаичные панно. Мария Оранта. Христос Вседержитель

Слайд 32

Фрески с изображением Ярослава Мудрого и его семьи

Фрески с изображением Ярослава Мудрого и его семьи

Слайд 33

Храм Святой Софии в Киеве Фрески с бытовыми сценами

Храм Святой Софии в Киеве

Фрески с бытовыми сценами

Слайд 34

Архитектура г. Киева Великокняжеский дворец (1024-1036), Золотые ворота (1037), Церковь Ирины

Архитектура г. Киева

Великокняжеский дворец (1024-1036),
Золотые ворота (1037),
Церковь Ирины и

Георгия (1037),
Церковь Богородицы (1052),
Юрьев и Ирининский монастыри (1037-1039)
Слайд 35

Архитектура Древней Руси. Киев Золотые ворота в Киеве. 1037 г.

Архитектура Древней Руси. Киев

Золотые ворота в Киеве. 1037 г.

Слайд 36

Ирининская церковь. 1037 г.

Ирининская церковь. 1037 г.

Слайд 37

Архитектура Древней Руси. Чернигов Спасо-Преображенский собор (1031-1036 г.). Построен по указу

Архитектура Древней Руси. Чернигов

Спасо-Преображенский собор (1031-1036 г.).
Построен по указу Великого

князя Мстислава Храброго (соправитель Ярослава Мудрого до 1036 г.).
Восьмистолпный пятиглавый храм. Серьезно поврежден в 1239 г. Перестраивался в 1675 г. и 1792-1798 гг.
Слайд 38

Спасо-Преображенский собор. Чернигов.

Спасо-Преображенский собор. Чернигов.

Слайд 39

Архитектура Древней Руси. Новгород Храм Святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.).

Архитектура Древней Руси. Новгород

Храм Святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.).
Пяти

купольный пятинефный храм.
В отличии от храма Святой Софии в Киеве:
Не имел декоративных украшений и выделялся традиционной для северной архитектуры «суровой монументальностью
Не было смальтовой мозаики, кварцита и мрамора.
Вместо многочисленных колонн и тройных арок, в Новгородской Софии были двуарочные пролеты и четырех-или-восьмигранные столбы.
Роспись фресками была начата в 1108 г. в центральной части.
Слайд 40

Храм Святой Софии. Новгород

Храм Святой Софии. Новгород

Слайд 41

Монастырское строительство Первый монастырь Киево-Печерский основан в 1062 г. Феодосием Печерским.

Монастырское строительство

Первый монастырь Киево-Печерский основан в 1062 г. Феодосием Печерским.
Храмы

Киево-Печерского монастыря: однокупольный Великий Успенский собор (церковь Богородицы) (1073-1078), Надвратная и Михайловская церкви (1106-1108). В Михайловской церкви находилось мозаичное полотно с изображение Дмитрия Солунского.
Храмы иных монастырей:
Кафедральный собор в Киевском Дмитриевском монастыре (1070—1075),
Собор архангела Михаила в Киевском Выдубицком монастыре (1070—1088),
Кафедральные соборы Михайло-Златоверхого и Кирилловского монастырей под Киевом (1080-е гг.).
Слайд 42

Надвратная церковь Киево-Печерского монастыря (1106 – 1108 гг.)

Надвратная церковь Киево-Печерского монастыря (1106 – 1108 гг.)

Слайд 43

Успенская церковь Киево-Печерского монастыря (1073 – 1078 гг.)

Успенская церковь Киево-Печерского монастыря (1073 – 1078 гг.)

Слайд 44

Дмитрий Солунский. Мозаика. Михайловский собор Киево-Печерского монастыря

Дмитрий Солунский. Мозаика. Михайловский собор Киево-Печерского монастыря

Слайд 45

Архитектура первой трети XII в. Новгород Церковь Николы на Ярославовом дворище

Архитектура первой трети XII в. Новгород

Церковь Николы на Ярославовом дворище (1113),
Георгиевский

собор Юрьева монастыря (1119),
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117-1119)
Храмы построены архитектором Петром в Новгороде по просьбе князя Мстислава Великого.
Слайд 46

Церковь Николая Чудотворца (Николы) на Ярославовом дворище (1113 г.)

Церковь Николая Чудотворца (Николы) на Ярославовом дворище (1113 г.)

Слайд 47

Архитектура первой трети XII в. Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)

Архитектура первой трети XII в. Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)

Слайд 48

Архитектура первой трети XII в. Новгород. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117 – 1119 гг.).

Архитектура первой трети XII в. Новгород. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117

– 1119 гг.).
Слайд 49

Архитектура первой трети XII в. Чернигов. Борисоглебский собор (1128 г.).

Архитектура первой трети XII в. Чернигов. Борисоглебский собор (1128 г.).

Слайд 50

Памятники живописи Древней Руси Живопись развивалась под влиянием канонов Византии в

Памятники живописи Древней Руси

Живопись развивалась под влиянием канонов Византии в первую

очередь в монастырях. В работах этого времени преобладают византийская суровость, напряженность и драматизм.
Мозаики, фрески и темперы: Киевской Софии, Десятинной церкви, в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, Спасо-Преображенском соборе в Чернигове..
Распространяется станковая живопись – иконы.
Иконы писались на специально подготовленных липовых и сосновых досках, покрытых обработанным холстом (паволокой). Краски готовились на яичном растворе.
Слайд 51

Памятники живописи Древней Руси. Иконопись Памятники иконописи второй половины ХІ—ХІІ вв.:

Памятники живописи Древней Руси. Иконопись

Памятники иконописи второй половины ХІ—ХІІ вв.:
«Владимирская

богоматерь»,
«Боголюбская богоматерь»,
«Устюжское благовещение»,
«Ангел Златые власы»,
«Спас Нерукотворный»,
«Успение Богородицы»,
«Георгий Победоносец» .
Слайд 52

Владимирская икона Божией Матери Боголюбская икона Божией Матери Устюжское Благовещение

Владимирская икона Божией Матери

Боголюбская икона
Божией Матери

Устюжское Благовещение

Слайд 53

Ангел златые власы Успение Пресвятой Богородицы

Ангел златые власы

Успение Пресвятой Богородицы

Слайд 54

Спас Нерукотворный Георгий Победоносец

Спас Нерукотворный

Георгий Победоносец

Слайд 55

Памятники живописи Древней Руси. Миниатюры. «Остромирово Евангелие», «Изборник» Святослава (1073 г.),

Памятники живописи Древней Руси. Миниатюры.

«Остромирово Евангелие»,
«Изборник» Святослава (1073 г.),
«Трирский

псалтырь» (супруги Великого князя Изяслава Гертруды),
Евангелия «Мстиславово» и «Юрьевское».
Слайд 56

Остромирово Евангелие. Миниатюры Святой Лука Святой Иоанн Святой Марк

Остромирово Евангелие. Миниатюры

Святой Лука

Святой Иоанн

Святой Марк

Слайд 57

Трирский Псалтырь. (Молитвенник Гертруды)

Трирский Псалтырь. (Молитвенник Гертруды)

Слайд 58

«Изборник» Святослава

«Изборник» Святослава

Слайд 59

«Изборник» Святослава. Портрет семьи

«Изборник» Святослава. Портрет семьи

Слайд 60

Мстиславово Евангелие Святой Иоанн с Прохором Святой Лука

Мстиславово Евангелие

Святой Иоанн с Прохором

Святой Лука

Слайд 61

Культура Древней Руси второй половины XII – первой трети XIII вв.

Культура Древней Руси второй половины XII – первой трети XIII вв.

Слайд 62

Летописание Увеличение числа центров летописания, кроме Киева, Новгорода, Ростова, также центры

Летописание

Увеличение числа центров летописания, кроме Киева, Новгорода, Ростова, также центры удельных

княжеств.
Основные памятники:
«Новгородская Первая летопись», описывала событий 1015 г. по 1209 г.
«Софийский владычный свод» составлен по указанию архиепископа Никона доместиком новгородского Антониева монастыря Кириком.
Галицко-Волынский летописный свод (кон. XII – нач. XIII вв.), особое внимание уделено борьбе галицких князей с боярской оппозицией.
Киевский великокняжеский свод (1119-1200 гг.), особое внимание уделено киевским князьям и их деятельности.
Владимирский летописный свод (1174-1177 гг) создан при Успенском соборе епископом Федулом.
Слайд 63

Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в. Крупными центрами развития

Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в.

Крупными центрами развития русской

литературы было Владимиро-Суздальское княжество, Новгородское княжество.
Владимирская литература:
«Слово о милости божьей к Андрею Боголюбскому»;
«Сказание о победе над болгарами 1164 года и празднике Спаса»;
«Сказание об обретении мощей Леонтия Ростовского»;
«Слово на Покров».
Слайд 64

Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в. Новогородская литература: «Житие

Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в.

Новогородская литература:
«Житие Варлаама

Хутынского»,
«Хождения»: «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломника», повествующая о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200 – 1204 гг.,
«Повесть о взятии Царьграда фрягами (крестоносцами)» в 1204 г.
Слайд 65

Древнерусская литература Хо́ждения, хо́жения – жанр средневековой русской литературы, форма путевых

Древнерусская литература

Хо́ждения, хо́жения – жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок,

в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель.
«О хождении 40 новгородцев ко граду Иерусалиму» (1163);
«О паломничестве в Иерусалим полоцкой княжны Ефросиньи» (1173);
«Хождение игумена Даниила в Святые места» (1106 – 1108 гг.)
Слайд 66

Литература второй половины XII – начала XIII в. Среди авторов церковно-религиозной

Литература второй половины XII – начала XIII в.

Среди авторов церковно-религиозной литературы

выделяются:
Кирилл Туровский, был автором «Послания к Андрею Боголюбскому», В Послании обвиняет Андрея Боголюбского и ростовского епископа в жестокости в политической борьбе.
Климент Смолятич, был вторым митрополитом РПЦ русского происхождения. Из работ сохранилось «Послание пресвитеру Фоме», в Послании опровергаются обвинения пресвитера в незаконности занятия митрополичей кафедры Климентом.
Слайд 67

Литература второй половины XII – начала XIII в. «Слово о полку

Литература второй половины XII – начала XIII в.

«Слово о полку Игореве»,

повествует о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.
Сохранилось в составе «Рукописного сборника» XVI в. Хранился в Спасо-Ярославском монастыре. После упразднения в 1787 г. сборник был передан собирателю древнерусских рукописей графу А.И. Мусину-Пушкину. Оригинал рукописи погиб во время пожара в 1812 г.
Автором по мнению Б.А. Рыбакова был киевский тысяцкий Петр Бориславич.
Слайд 68

Литература второй половины XII – начала XIII в. «Слово» (1197 г.)

Литература второй половины XII – начала XIII в.

«Слово» (1197 г.) и

«Моление» (1299 г.) Даниила Заточника
Автор «Слова» обращается к владимиро-суздальскому князю Юрию Долгорукому. Изложение на точных описанях бытовых и социальных отношений средневековой Руси, изложенных в форме разнообразных притч, поучений, афоризмов и изречений.
Автор «Моления» обращается к переяславскому князю Ярославу Всеволоводовичу. Текст изложен в виде просьбы-послания, религиозного поучения, и обличительного слова, было написано с позиций прославления сильной княжеской власти.
Слайд 69

Архитектура второй половины XII – начала XIII в. Каменные храмы возводятся

Архитектура второй половины XII – начала XIII в.

Каменные храмы возводятся в центрах

удельных земель.
Общие черты: сохраняется крестово-купольный тип храмов.
Особенности архитектуры:
Новгородская школа:
Отличается строгостью форм, отсутствием украшений;
Храмы кубические четырехстолпные однокупольные с тремя апсидами и деревянными хорами.
Ростово-суздальская школа:
Изящные декоративные формы (аркатурные пояса и каменная резьба).
Южно-русская школа:
традиционный крестово-купольный стиль перерабатывался в результате появления башнеобразных украшений верхних частей храма.
Слайд 70

Новгородская школа

Новгородская школа

Слайд 71

Новгород. Церковь Благовещения в Аркажах (1179 г.)

Новгород. Церковь Благовещения в Аркажах (1179 г.)

Слайд 72

Новгород. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192)

Новгород. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192)

Слайд 73

Новгород. Церковь Спаса на Нередице (1198)

Новгород. Церковь Спаса на Нередице (1198)

Слайд 74

Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207)

Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207)

Слайд 75

Псков. Спасо-Преображенский собор. Мирожского монастыря (1156 г.)

Псков. Спасо-Преображенский собор. Мирожского монастыря (1156 г.)

Слайд 76

Псков. Собор Иоанна Предтечи (1173)

Псков. Собор Иоанна Предтечи (1173)

Слайд 77

Старая Ладога. Церковь Святого Георгия (1160)

Старая Ладога. Церковь Святого Георгия (1160)

Слайд 78

Старая Ладога. Церковь Успения (1172)

Старая Ладога. Церковь Успения (1172)

Слайд 79

Ростово-Суздальская школа

Ростово-Суздальская школа

Слайд 80

Владимиро-Суздальская архитектура Построен при князе Всеволод Большое гнездо. Средний ярус храма

Владимиро-Суздальская архитектура

Построен при князе Всеволод Большое гнездо.
Средний ярус храма был

декорирован колончато-аркатурным поясом с богатой каменной резьбой.
Верхний ярус, включая купольный барабан и закомары, также был украшен богатой и изящной резьбой по белому камню.
Орнамент включает изображения православных святых в том числе равноапостольных Бориса и Глеба, царя Давида играющего на музыкальном инструменте, библейских животных птиц и растений.
Слайд 81

Переяславль-Залесский Спасо-Преображенский собор (1152-1160).

Переяславль-Залесский Спасо-Преображенский собор (1152-1160).

Слайд 82

Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша (1152).

Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша (1152).

Слайд 83

Владимир. Золотые ворота (1158-1164).

Владимир. Золотые ворота (1158-1164).

Слайд 84

Владимир. Успенский собор (1158—1161 гг.). Построен при князе Андрее Боголюбском. Между

Владимир. Успенский собор (1158—1161 гг.). Построен при князе Андрее Боголюбском. Между колоннами поясного

украшения помещались фресковые изображения святых, центральное место в иконостасе занимала икона «Владимирской богоматери», вывезенная Андреем Боголюбским из Киева в 1169 г.
Слайд 85

Церковь Покрова на Нерли под селом Боголюбовым (1165) Построена по указу

Церковь Покрова на Нерли под селом Боголюбовым (1165)

Построена по указу князя

Андрея Боголюбского в честь победы над Волжской Болгарией, в память о погибшем сыне князя Изяславе.
Церковь была построена в традициях четырехстолпного однокупольного храма
Украшена аркатурным пояском и прекрасной резьбой по камню с изображением библейского царя Давида и множества фигур библейских птиц, львов и грифонов.
Слайд 86

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 87

Дворец Андрея Боголюбского Дворец возведен около 1158 г. До настоящего времени

Дворец Андрея Боголюбского

Дворец возведен около 1158 г.
До настоящего времени сохранилась

часть перехода на хоры церкви Рождества Богородицы и лестничного перехода.
Слайд 88

Владимир. Дмитровский собор (1194—1197 гг.). Построен при князе Всеволод Большое гнездо.

Владимир. Дмитровский собор (1194—1197 гг.).

Построен при князе Всеволод Большое гнездо.
Средний

ярус храма был декорирован колончато-аркатурным поясом с богатой каменной резьбой.
Верхний ярус, включая купольный барабан и закомары, также был украшен богатой и изящной резьбой по белому камню.
Орнамент включает изображения православных святых в том числе равноапостольных Бориса и Глеба, царя Давида играющего на музыкальном инструменте, библейских животных птиц и растений.
Слайд 89

Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225) Построен из белого тесаного камня

Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225)

Построен из белого тесаного камня и

украшенный аркатурным поясом и каменной резьбой.
Собор украшала фресковая роспись с элементами нового «растительного орнамента».
Особой достопримечательностью этого собора были «Корсунские врата», являвшие собой выдающийся образец ювелирного искусства русских ремесленников конца XII — начала XIII вв.
Слайд 90

Собор Рождества Богородицы. Суздаль Корсунские врата

Собор Рождества Богородицы. Суздаль

Корсунские врата

Слайд 91

Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230 – 1234) Построенный по указанию князя Святослава

Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230 – 1234)

Построенный по указанию князя Святослава Всеволодовича (1212-1246).


Однокупольный четырехстолпный храм,
Богато украшенн ковровым рисунком».
Храм перестраивался в 1471 г. потеряв первоначальный вид
Слайд 92

Георгиевский собор Юрьева-Польского

Георгиевский собор Юрьева-Польского

Слайд 93

Южно-русская школа* * Многие постройки серьезно пострадали в ходе княжеских междоусобиц,

Южно-русская школа*

* Многие постройки серьезно пострадали в ходе княжеских междоусобиц, монгольского

нашествия и многочисленных пограничных конфликтов.
Слайд 94

Киев. Кирилловская церковь (1146)

Киев. Кирилловская церковь (1146)

Слайд 95

Киев. Трехсвятительная церковь (1183).

Киев. Трехсвятительная церковь (1183).

Слайд 96

Овруч. Васильевская церковь (1197)

Овруч. Васильевская церковь (1197)

Слайд 97

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1198—1202). Архитектор Петр Милонег

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1198—1202). Архитектор Петр Милонег

Слайд 98

Владимир-Волынский. Успенский собор (1160)

Владимир-Волынский. Успенский собор (1160)

Слайд 99

Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески г. Киев:

Живопись второй половины XII – начала XIII в.

Фрески г. Киев:
Церковь Спаса

на Берестове под Киевом,
Михайловская церковь Выдубицкого монастыря
Успенский собор Кириллова монастыря.
Особым отличием выступают изображение болгарских и солунских, т.е. греческих святых, а также украшение стен различными медальонами с изображением персонажей русской и мировой истории.
Слайд 100

Киев. Фрески Церкви Спаса на Берестове

Киев. Фрески Церкви Спаса на Берестове

Слайд 101

Фрески Михайловской церкви Выдубицкого монастыря

Фрески Михайловской церкви Выдубицкого монастыря

Слайд 102

Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески Фрески в

Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески

Фрески в г.

Новгород:
Рождественский собор Антониева монастыря (1125),
Церковь святого Георгия в Старой Ладоге (1165),
Церковь Благовещения в Аркажах (1189),
Церковь Ризположения у Пречистинских ворот Новгородского детинца (1196),
Преображенская церковь в Старой Руссе (1198)
Церковь Спаса на Нередице (1198-1199).
Новгородским фрескам были свойственны свободная манера письма, дачное сочетание сочности красок с остротой линейных характеристик и контрастный колорит.
Слайд 103

Фрески Рождественского собора Антониева монастыря. Новгород

Фрески Рождественского собора Антониева монастыря. Новгород

Слайд 104

Фрески церкви Святого Георгия в Старой Ладоге

Фрески церкви Святого Георгия в Старой Ладоге

Слайд 105

Фрески Церкви Благовещения в Аркажах. Новгород

Фрески Церкви Благовещения в Аркажах. Новгород

Слайд 106

Фрески Церкви Спаса на Нередице. Новгород

Фрески Церкви Спаса на Нередице. Новгород

Слайд 107

Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески Фрески Ростово-Суздальской

Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески

Фрески Ростово-Суздальской земли:


Успенский и Дмитровский соборы во Владимире;
Спасский собор Переяславля-Залесского.
Слайд 108

Фрески Успенского собора во Владимире

Фрески Успенского собора во Владимире

Слайд 109

Фрески Дмитровского собора во Владимире

Фрески Дмитровского собора во Владимире

Слайд 110

Живопись 2-ой пол. XII – нач. XIII в. Иконопись Памятники станковой

Живопись 2-ой пол. XII – нач. XIII в. Иконопись

Памятники станковой живопись

сохранились гораздо хуже чем в предшествующий период, сложно соотнести с конкретными школами.
Новгородская школа:
«Богоматерь Великая панагия» («Оранта» или «Успение») из Успенской церкви Десятинного монастыря под Новгородом.
Владимирская школа (тема «деисуса» (моление и прощение)):
«Архангельский деисус» - образ Иисуса Христа, помещенного между двумя архангелами Михаилом и Гавриилом;
«Оплечный деисус» - изображение трех главных персонажей библейской истории – самого Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.
Слайд 111

Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Богоматерь
Великая Панагия (Оранта)

Слайд 112

«Оплечный деисус»

«Оплечный деисус»

Слайд 113

Живопись второй половины XII – начала XIII в. К памятникам живописи

Живопись второй половины XII – начала XIII в.

К памятникам живописи можно

отнести украшения рукописей.
В XII—XIII вв. распространяется чудовищный или тератологический орнамент. Заставки и инициалы книг составлялись из очень сложных и мудреных узоров, где изящно переплетались фантастические звери, птицы, люди, растения и т.д.
Такой орнамент сохранился в «Юрьевском Евангелие», созданном в то- 1128 гг. для Новгородского Юрьева монастыря.
Слайд 114

Тератологический орнамент Заставка Инициал

Тератологический орнамент

Заставка

Инициал

Слайд 115

Мастерство ювелиров Древней Руси. Перегородчатая эмаль (финифть)

Мастерство ювелиров Древней Руси. Перегородчатая эмаль (финифть)

Слайд 116

Мастерство ювелиров Древней Руси. Зернь.

Мастерство ювелиров Древней Руси. Зернь.

Слайд 117

Мастерство ювелиров Древней Руси. Скань (филигрань)

Мастерство ювелиров Древней Руси. Скань (филигрань)