Содержание
- 2. ПЛАН ЛЕКЦИИ: I. Общая характеристика западно-европейской средневековой культуры. II. Сословные культуры европейского средневековья. III. Наука и
- 3. I. Общая характеристика западноевропейской средневековой культуры Средние века (средневековье) – период всемирной истории, следующий за историей
- 4. Периодизация европейского средневековья раннее средневековье (конец V – середина ХI вв); зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье
- 5. Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были: феодальная форма собственности; господство натурального хозяйства; жесткая сословно-иерархическая
- 6. Основными достижениями средневековой культуры были: образование жизнеспособных наций и государств; формирование современных европейских языков; складывание историко-культурного
- 7. Мировоззренческие основы средневековой культуры Источники формирования культуры европейского средневековья Европейская культура родилась из слияния трех противоречивых
- 8. Наследие античности 'Семь свободных искусств': Грамматика, Диалектика, Риторика, Арифметика, Астрономия, Музыка и Геометрия. Гравюра (XV в.)
- 9. Дороги Древнего Рима
- 10. Романские языки
- 11. Конституция лат. constitutio англ. constitution фр. сonstitution итал. costituzione испанск. сonstitución португ. сonstituição нем. Verfassung (Konstiution)
- 12. ЖЕЛУДОК англ. stomach итал. stomaco исп. estomago португ. estomago фр. estomac нем. magen
- 14. Римляне называли «варварами» племена, жившие на границах Римской империи – кельтов, германцев, славян. В 476 году
- 16. Культура варваров Корабль викингов из Осеберга. Норвегия. Остготская фибула языческое мировосприятие, чувство нерасчлененности природы, мира людей
- 17. Христианство Христианство появилось в I в. до н.э. в восточных провинциях Римской империи. Христианство провозгласило: единобожие;
- 18. Христианство стало идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры. Оно явилось той объединяющей оболочкой, в
- 19. Христианский Символ веры Христиане верят: в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли; в Духа Святого,
- 20. в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был
- 21. в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех
- 22. Средневековая картина мира Для христианской средневековой картины мира характерно полное безусловное противопоставление Бога и природы, неба
- 25. Воронка Ада
- 26. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со
- 27. Представления средневекового человека о мире. Почему люди имели незначительные представления о мире? Низкий уровень развития науки
- 28. Дороги Древнего Рима
- 29. Временные ориентиры рутинной цивилизации средневековья расплывчаты. Личное время человека двигалось по замкнутому кругу: утро – день
- 30. Представления средневекового человека о мире. Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату
- 31. Представления средневекового человека о мире. К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к
- 32. Представления средневекового человека о мире. Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.
- 33. Время солнечные часы песочные часы водяные часы
- 34. Представления средневекового человека о мире. Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были
- 35. Представления средневекового человека о мире. К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к
- 36. Представления средневекового человека о мире. Фалес Милетский Древнегреческий учёный Фалес представлял Землю в виде диска, покрытого
- 37. Представления средневекового человека о мире. Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится
- 38. Представления средневекового человека о мире. На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая
- 39. Представления средневекового человека о мире. Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли
- 40. II. Сословные культуры Средневековья Три сословия (надписи означают: 'Ты молись!', 'Ты защищай!', 'Ты работай!') Гравюра XV
- 41. 1. Монастырская культура Монастыри - общины монахов, принимающих единые правила жизни. Устав Василия Великого (IV в.,
- 42. У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден. "Правила" Бенедикта: строгая
- 43. Монастырь Монтекассино
- 45. Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского (ХIII в.), проповедовавшего святую бедность. Христианская
- 46. Св. Франциск Ассизский Проповедь птицам
- 47. Сон папы Иннокентия III
- 48. Монастыри – хранилища книжной культуры Трехчастная структура: библиотека (книгохранилище); книжная мастерская (скрипторий); школа. Монастырская школа Шпаргалки
- 49. Скрипторий
- 50. Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь
- 51. Соборные школы Карл Великий приказал откр ыть школы при больших монастырях, в X – XI веке
- 52. Соборные школы Особенности соборных школ. Дети учились вместе с юношами Деление по возрасту не было. Обучение
- 53. « Семь свободных искусств» Список свободных искусств по Исидору Севильскому: Тривиум Квадриум Грамматика Риторика Диалектика Арифметика
- 54. Всплеск «деятельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени – это проповедник, школьный
- 55. С развитием феодализма монастыри "обмирщаются". Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство.
- 56. Борьба с еретиками объявляется высшим христианским подвигом. Возникает доминиканский орден, появляется «святая католическая инквизиция» (ХII-ХIII вв.).
- 57. 2. Рыцарская культура Рыцарство – это военно-аристократическое сословие, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту
- 58. Посвящение в рыцари: посвящаемому повязывают меч, пристёгивают золотые шпоры, вручают щит с гербом и шлем. Миниатюра
- 59. Эволюция доспехов английских рыцарей в XIII- начале XV вв. Рыцари в геральдических одеждах
- 60. Рыцарский кодекс чести Восемь основных добродетелей: древность происхождения, верность сеньору, сила и храбрость, благородное поведение в
- 61. Культ Прекрасной Дамы (средневековые миниатюры)
- 62. Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная (от фр. courtois - учтивый) литература – придворно- рыцарское течение
- 63. Миннезингер Фридрих фон Хаузен (1150-1190) Мое сердце и тело должны расстаться, а они так долго были
- 64. Тристан и Изольда, застигнутые королем Марком. Миниатюра из рукописи. Тибо. Франция, ок. 1275 г. «Тристан и
- 65. Рыцарская культура отличается внешним блеском, особым вниманием к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету. Высокий
- 66. 3. Народная культура Крестьянство составляло подавляющую часть населения средневековой Европы. В деревне по-прежнему верили в духов,
- 67. Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической
- 68. 4. Городская культура К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происходит быстрый рост городов
- 69. Светское образование В ХII-ХIII вв. Западная Европа переживает экономический и культурный подъем. Кафедральные школы в крупнейших
- 70. Старейшие университеты Европы появились в XI в. в Италии; в конце XII - XIII вв. -
- 71. Болонский университет
- 73. Болонский университет
- 74. Болонский университет
- 75. IV. Литература и театр Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры наиболее ярко проявилась в литературе, создававшейся на
- 76. V. Архитектура и изобразительное искусство Дороманское искусство Включает в себя культуру «варварских королевств» и «Каролинский ренессанс»
- 77. Романский стиль Романский стиль - первый общеевропейский стиль, сложившийся в Х в. и получивший свое название
- 78. Основа стиля – храм-крепость и замок-крепость. Внешний вид их отличается - четкостью объемов, - массивностью, -
- 79. Устройство средневекового замка: 1- подъёмный мост; 2 - надвратная башня; 3 - замковый двор; 4 -
- 80. Готика Готика (от назв. герм. племени готов) - художественный стиль, возникший во второй половине ХП в.
- 81. Готическое здание представляет собой каркас, из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Основу каркаса составляют звездообразно перекрещивающиеся
- 82. Ранняя готика Крупнейшие сооружения ранней готики - соборы Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция).
- 83. Общепризнанными классическими образцами готики, повторенными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Франция).
- 84. Шедеврами зрелой готики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Фрейбургский и Кельнский соборы в
- 85. Витражи С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи – своеобразная живопись из
- 87. Скачать презентацию