Людовик XIV Великий, король-солнце

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Регент Филипп Орлеанский Филипп II, герцог Орлеанский (1674 – 1723) –

Регент Филипп Орлеанский

Филипп II, герцог Орлеанский (1674 – 1723) – регент Французского

королевства при малолетнем короле Людовике XV c 1715 по 1723 гг., племянник Людовика XIV. Период регентства ознаменовался также усилением свободомыслия в обществе и смягчением строгих нравов, царивших при дворе Людовика XIV. Французский двор эпохи Регентства имел самую дурную репутацию в Европе. Филипп Орлеанский перенёс свою резиденцию из Версаля в Париж; центром общественной и политической жизни стал дворец Пале-Рояль. В моду вошли «галантные празднества», балы, маскарады и салоны. В этот период во Франции складывается так называемый «стиль Регентства», переходный от классицизма к рококо.
Слайд 4

Людовик XV Возлюбленный Людовик XV (официальное прозвище Возлюбленный (15 февраля 1710,

Людовик XV Возлюбленный

Людовик XV (официальное прозвище Возлюбленный (15 февраля 1710, Версаль — 10 мая 1774, Версаль) — король Франции c 1 сентября 1715 года из династии Бурбонов. Его правление —

одно из самых длительных в мировой истории, второе во французской истории по продолжительности после его прадеда, предыдущего короля Франции Людовика XIV. Оно характеризуется расцветом французской культуры, так называемой эпохой рококо, но его многолетнее правление ознаменовалось постепенным упадком экономики и нарастанием напряжённости в стране. По легенде, ему принадлежит фраза «После меня хоть потоп», и эти слова оказались пророческими — «потоп» в лице Великой французской революции ждал уже его преемника Людовика XVI.
Слайд 5

Маркиза де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше Жанна-Антуанетта Пуассон (29 декабря

Маркиза де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше

Жанна-Антуанетта Пуассон (29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), более

известная как маркиза де Помпаду́р — официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам. Маркиза ведала всеми придворными приёмами и увеселениями, лично подбирала для короля юных любовниц, для встреч с которыми был выделен т. н. Олений парк. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.
Любимым стилем мадам де Помпадур был рококо. Она покровительствовала Франсуа Буше и другим представителям этого направления — живописцам, скульпторам, краснодеревщикам. Её брат ведал всеми строительными работами, которые велись за казённый счёт. Под его руководством созданы ансамбли площади Людовика XV, Малый Трианон и др.
Король Людовик был равнодушен к литературе, но сама маркиза знала в ней толк. Она заступалась за энциклопедистов и за «Энциклопедию».
Вольтер искренне восхищался ею, хотя в то же время и подсмеивался над её мещанскими манерами.
Слайд 6

Стиль рококо

Стиль рококо

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Людовик XVI Людо́вик XVI (23 августа 1754, Версаль, — 21 января

Людовик XVI

Людо́вик XVI (23 августа 1754, Версаль, — 21 января 1793, Париж) после 21 сентября 1792 официально именовался Луи Капет — король Франции из династии Бурбонов,

сын дофина Людовика Фердинанда, наследовал своему деду Людовику XV в 1774 году. Последний монарх Франции Старого порядка (абсолютной монархии). При нём после созыва Генеральных штатов в 1789 году началась Великая Французская революция. Людовик сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. 21 сентября 1792 года низложен, предан суду Конвента и вскоре казнён на гильотине.
После свержения республиканские власти лишили Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию Капет, по имени его предка Гуго Капета, основателя династии Капетингов (ветвью которой является династия Бурбонов).
Это был человек доброго сердца, но незначительного ума и нерешительного характера.  С самыми добрыми чувствами вступал он на престол с желанием работать на пользу народа и уничтожить существовавшие злоупотребления, но не умел смело идти вперёд к сознательно намеченной цели. Он подчинялся влиянию окружающих, то тёток, то братьев, то министров, то королевы (Марии Антуанетты), отменял принятые решения, не доводил до конца начатых реформ.
Слайд 17

Мария-Антуанетта – королева Франции, супруга Людовика XVI. Портрет работы Элизабет Виже-Лебрен

Мария-Антуанетта – королева Франции, супруга Людовика XVI. Портрет работы Элизабет Виже-Лебрен

Мари́я-Антуане́тта (урождённая Мария

Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская; 2 ноября 1755, Вена, Священная Римская империя — 16 октября 1793, Париж, Первая французская республика) — королева Франции и Наварры (с 10 мая 1774 года), младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. После начала Французской революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине. Во время правления была европейской законодательницей мод. Её тяга к придворным развлечениям, дорогим нарядам, украшениям, увеселительным постройкам негативно сказалось на государственной казне, что, впоследствии, было вменено ей в вину на суде.
Слайд 18

Ангелика Кауфман. Портрет Винкельмана, 1764 Помпеи. Росписи виллы мистерий и дом фавна

Ангелика Кауфман. Портрет Винкельмана, 1764

Помпеи. Росписи виллы мистерий и дом фавна

Слайд 19

И. В. Гете. Портрет работы В. Тишбейна, 1787 г.

И. В. Гете. Портрет работы В. Тишбейна, 1787 г.

Слайд 20

Французские просветители Веря в возможность разумного переустройства общества с помощью просвещения

Французские просветители

Веря в возможность разумного переустройства общества с помощью просвещения и

воспитания нравов в духе «естественного человека» с его исконными добродетелями, просветители придавали большое значение искусству.
Слайд 21

Дени Дидро. Портрет работы Л. М. Ванлоо, ок.1767 Дидро с особой

Дени Дидро. Портрет работы Л. М. Ванлоо, ок.1767

Дидро с особой остротой

разоблачал фривольность искусства рококо, выступал в защиту художественных идеалов третьего сословия. Анализируя произведения современного искусства, он давал их оценку с точки зрения реалистической цельности и демократической направленности. Его любимым художником был Грёз. Наряду с требованием правды, содержательности и поучительности он выдвигал перед художниками проблему действия, энергии, общественной активности искусства. Дидро находит в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них.
Критические работы Дидро — «Салоны», «Опыт о живописи»
Слайд 22

Морис Кантен де Латур. Портрет Жан-Жака Руссо. Пастель, около 1753 Жан-Жак

Морис Кантен де Латур. Портрет Жан-Жака Руссо. Пастель, около 1753

Жан-Жак Руссо

– автор философской теории «естественного человека», ратовал за возвращение к патриархальным нравам, единство человека и природы. Произведения Руссо — «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или О воспитании».
Слайд 23

Вольтер. Портрет работы М. Кантена де Латура, ок. 1731 Вольтер (21

Вольтер. Портрет работы М. Кантена де Латура, ок. 1731

Вольтер (21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778,

там же; имя при рождении Франсуа́-Мари́ Аруэ́) — один из величайших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист. Точное происхождение псевдонима Voltaire неизвестно.
Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь». В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершённые христианской церковью. Был сторонником религиозной терпимости.
Вольтер, как представитель школы естественного права, признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.
Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.
Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал.
Слайд 24

Шарль Монтескье. Портрет работы скульптора Мишеля Клода (Клодион) Монтескьё. Шарль Луи́

Шарль Монтескье. Портрет работы скульптора Мишеля Клода (Клодион)

Монтескьё. Шарль Луи́ де

Секонда́, барон де Ля Брэд и де Монтескьё (18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед, философ и политолог, автор романа «Персидские письма» (сатирический роман, изложенный в виде писем персидских путешественников на родину, комментирующих различные аспекты западного общества, особенно французскую политику и нравы), статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748). Монтескьё, а также Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками современных теорий представительной демократии (единственный источник власти в государстве - народ). Монтескьё сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства. Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность.
Слайд 25

Стиль классицизм

Стиль классицизм

Слайд 26

Живописцы рококо

Живописцы рококо

Слайд 27

Антуан Ватто. Портрет работы художницы Розальбы Каррьеры. 1721 г.

Антуан Ватто. Портрет работы художницы Розальбы Каррьеры. 1721 г.

Слайд 28

Антуан Ватто. Жиль. ЛУВР

Антуан Ватто. Жиль. ЛУВР

Слайд 29

Антуан Ватто. Капризница, ок. 1718 г. ЭРМИТАЖ

Антуан Ватто. Капризница, ок. 1718 г. ЭРМИТАЖ

Слайд 30

Антуан Ватто. Савояр с сурком, 1716 г. ЭРМИТАЖ

Антуан Ватто. Савояр с сурком, 1716 г. ЭРМИТАЖ

Слайд 31

Ватто. Квартет (Четверо)

Ватто. Квартет (Четверо)

Слайд 32

Антуан Ватто. Общество в парке, 1718. Жанр – «галантное празднество»

Антуан Ватто. Общество в парке, 1718. Жанр – «галантное празднество»

Слайд 33

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу, 1721

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу, 1721

Слайд 34

Слайд 35

Питер Пауэль Рубенс. Сад любви, ок. 1638. Своего рода прототип «галантных празднеств»

Питер Пауэль Рубенс. Сад любви, ок. 1638. Своего рода прототип «галантных

празднеств»
Слайд 36

Ватто. Затруднительное предложение. ЭРМИТАЖ

Ватто. Затруднительное предложение. ЭРМИТАЖ

Слайд 37

Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена»

Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена»

Слайд 38

Слайд 39

Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга

Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга

Слайд 40

ФРАНСУА БУШЕ. Геракл и Омфала, 1735

ФРАНСУА БУШЕ. Геракл и Омфала, 1735

Слайд 41

Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742 г.

Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742 г.

Слайд 42

Франсуа Буше. Венера, утешающая Амура, 1751 г.

Франсуа Буше. Венера, утешающая Амура, 1751 г.

Слайд 43

Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1751 г.

Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1751 г.

Слайд 44

Портрет маркизы де Помпадур, 1756

Портрет маркизы де Помпадур, 1756

Слайд 45

Обнажённая на софе (Луиза О Мерфи), 1752. Жанр «ню»

Обнажённая на софе (Луиза О Мерфи), 1752. Жанр «ню»

Слайд 46

Пейзаж в окрестностях Бове. 1740-е, ЭРМИТАЖ

Пейзаж в окрестностях Бове. 1740-е, ЭРМИТАЖ

Слайд 47

Пастораль (сценка из сельской жизни)

Пастораль (сценка из сельской жизни)

Слайд 48

Франсуа Буше. Китайский сад, 1742. Стиль шинуазри («китайщина»)

Франсуа Буше. Китайский сад, 1742. Стиль шинуазри («китайщина»)

Слайд 49

Аллегория живописи. ЭРМИТАЖ

Аллегория живописи. ЭРМИТАЖ

Слайд 50

Жан-Оноре Фрагонар. Автопортрет, ок. 1760-1770

Жан-Оноре Фрагонар. Автопортрет, ок. 1760-1770

Слайд 51

Качели, 1767

Качели, 1767

Слайд 52

Поцелуй украдкой, конец 1780-х гг. ЭРМИТАЖ

Поцелуй украдкой, конец 1780-х гг. ЭРМИТАЖ

Слайд 53

Девочка в постели, играющая с собачкой

Девочка в постели, играющая с собачкой

Слайд 54

Жан Батист Симеон Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775, Лувр

Жан Батист Симеон Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775, Лувр

Слайд 55

Натюрморт

Натюрморт

Слайд 56

Натюрморт

Натюрморт

Слайд 57

Тарелка со сливами

Тарелка со сливами

Слайд 58

Натюрморт с атрибутами искусств, ЭРМИТАЖ

Натюрморт с атрибутами искусств, ЭРМИТАЖ

Слайд 59

Мыльные пузыри, 1733-1734

Мыльные пузыри, 1733-1734

Слайд 60

Служанка и Кормилица

Служанка и Кормилица

Слайд 61

Молитва перед обедом, 1744, ЭРМИТАЖ

Молитва перед обедом, 1744, ЭРМИТАЖ

Слайд 62

Прачка, ЭРМИТАЖ

Прачка, ЭРМИТАЖ

Слайд 63

Жан-Батист Грёз. Автопортрет

Жан-Батист Грёз. Автопортрет

Слайд 64

Разбитый кувшин

Разбитый кувшин

Слайд 65

Мотание шерсти

Мотание шерсти

Слайд 66

Портрет Клода Анри Ватале

Портрет Клода Анри Ватале

Слайд 67

Молодой человек в шляпе

Молодой человек в шляпе

Слайд 68

Балованное дитя

Балованное дитя

Слайд 69

Наказанный сын

Наказанный сын

Слайд 70

Деревенский свадебный сговор

Деревенский свадебный сговор