Монархические партии

Содержание

Слайд 2

НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ И ИЗВЕСТНЫЕ — «СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА» И «СОЮЗ МИХАИЛА

НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ И ИЗВЕСТНЫЕ — «СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА» И «СОЮЗ МИХАИЛА

АРХАНГЕЛА».

Социальный состав был очень пестрым, в основном преобладали представители мелкой буржуазии — лавочники, ремесленники, кустари, извозчики и т. д., но среди монархистов встречались и дворяне, крестьяне, рабочие. Максимальная численность — 100 тыс. человек в 1907г., однако фиксированного членства не было. Программные цели: сохранение самодержавия, борьба с революцией. В качестве методов их достижения допускали насилие и террор, погромы. Обвиняли во всех бедах инородцев, и прежде всего евреев, выдвигали крайне националистические, антисемитские лозунги: «Россия для русских», «Бей жидов — спасай Россию». В этих лозунгах — сущность этих партий, опиравшихся на низменные инстинкты толпы.
Большое влияние монархические партии имели в III и отчасти в IV Государственной думе. К 1917 г. они фактически распались на более мелкие политические образования, после Февраля 1917 г. прекратили существование.

Слайд 3

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА (СРН) — МАССОВАЯ ЧЕРНОСОТЕННАЯ МОНАРХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ДЕЙСТВОВАВШАЯ В

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА (СРН) — МАССОВАЯ ЧЕРНОСОТЕННАЯ МОНАРХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ДЕЙСТВОВАВШАЯ В

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С 1905 ПО 1917 ГОД
Программа и деятельность СРН базировались на монархических, националистических и антисемитских идеях, а также православном радикализме. СРН выступал против революции и парламентаризма, поддерживал единство и нераздельность России, а также единение властей с народом в форме совещательного органа. Основной уставной целью СРН было развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо Российской империи по уваровской формуле «Православие, самодержавие, народность».
Организация была запрещена после Февральской революции 1917 года. В 2005 году была предпринята попытка воссоздания СРН.
Девиз: «За Веру, Царя и Отчество».
Гимн: «Боже, Царя храни!»
Социальная база:
· Знатные дворяне
· Крупные чиновники
· Военные
· Деятели культуры, интеллигенция и др.
Численность:
В период расцвета партии (1907) до 400 тысяч
Печатный орган:
Газета « Русское знамя»
Слайд 4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Партия «Союз Русского Народа» возникла в октябре —

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Партия «Союз Русского Народа» возникла в октябре — ноябре

1905 года. Основателем Союза стал врач А. И. Дубровин, которым был назначен председателем Главного Совета союза. Его заместителями стали В. М. Пуришкевич и А. И. Тришатный. Численность партии росла довольно большими темпами.
Первый массовый митинг, проведенный 21 ноября 1905 года, собрал около 20 тысяч человек на Михайловском манеже. Открывались региональные отделения партии, например, в таких городах как Ярославль, Москва, Одесса, Новгород. Уже на первых порах развития организации их количество насчитывало примерно 60 отделений. Также Союзом была выпущена патриотическая газета «Русское знамя», для распространения своих политических идей.
Слайд 5

ИДЕОЛОГИЯ «СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА» В августе 1906 года Союз утвердил устав

ИДЕОЛОГИЯ «СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА»

В августе 1906 года Союз утвердил устав и

программу партии. Главной идеологической основой документа стала «теория официальной народности», созданная еще в 1830 году. Идейным девизом партии стала триада «Самодержавие, православие, народность». Программа Союза провозглашали следующие идеи:
Обязательное сохранение самодержавного строя в стране;
Обязательный роспуск Государственной Думы;
Созыв Земского собора; Отказ от идей федерализма;
Установление за Православной церковью особого статуса;
Рост и развитие русской нации (под русскими имелись в виду великороссы, белорусы и малороссы).
Основная цель, выраженная в уставе партии, — это развитие русского национального самосознания и укрепления России как единого, неделимого государства. Также в уставе были провозглашены идеи свободы печати, слова и неприкосновенности личности, в рамках установленных законом. Стоит заметить, что в программе так называемому еврейскому вопросу была просвещена отдельная глава.
Союз должен был по программе защитить русских рабочих и крестьян от ущемлений со стороны еврейских капиталистов. Однако многими идеологами партии осуждались погромы, которым ранее подвергались евреи, так как, по их мнению, они не достигали своих целей. Погромы воздействовали только на низшие слои населения, в то время как богатое и влиятельное еврейство оставалось нетронутым.
Слайд 6

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА» Программа: 1. Государственное устройство · Сохранение существующего

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА»

Программа:
1. Государственное устройство
· Сохранение существующего порядка
· Укрепление самодержавия,

неограниченной монархии.
· Сохранение сословий
· Необходимость сохранения господствующего положения церкви
· Царь не должен отождествляться с правительством. Правительство несёт полную ответственность за свои действия.
· Единство и неделимость России
· Единство власти и народа через совещательный орган
· Для властей - свобода слова, печати, союзов, неприкосновенность личности.
2. Национальная политика
· Великодержавный шовинизм. Развитие национального русского самосознания, объединение русских людей для общей работы на благо Российской империи. Под русским понимались белороссы, великороссы и малороссы - всё славянское православное население. Русский язык – государственный язык
· Инородцы делились на дружественные и недружественные (в зависимости от степени их участия в революционном и национальном движении). Им предоставляли либо льготы, либо ограничения.
· Все народы России, кроме евреев, должны пользоваться равными правами
· Антисемитская политика, обвинение евреев во враждебном отношении к христианству, в их стремлении к мировому господству
· Враждебное отношение и к полякам, которые , как и евреи, «завладели богатствами нашей родной земли и высасывают последние соки из русских людей»
Слайд 7

3. Аграрный вопрос · Неприкосновенность частной собственности · Отрицание любых вариантов

3. Аграрный вопрос
· Неприкосновенность частной собственности
· Отрицание любых вариантов отчуждения помещичьих

земель
· Передача малоземельным крестьянам земли по доступным ценам через Крестьянский банк
· Оказание помощи переселенцам для переезда на новые места
· Предоставление мелкого кредита для хозяйственных нужд и др.
4. Рабочий вопрос
· Улучшение положения народа
· Облегчение труда рабочих, «упорядочение условий труда»
· Улучшение условий быта
· «Возможное « сокращение рабочего дня
· Введение страхований
· Сотрудничество между рабочими и предпринимателями
5. Социальная и экономическая политика
· Участие в открытии школ, больниц, церквей издание литературы. С этой целью планировалось создание « Всероссийского банка Союза русского народа»
· Содействие российскому предпринимательству
· Освобождение русских финансистов от зависимости от иностранных банков
· Избавление от засилья бюрократии
· Введение всеобщего бесплатного образования
Слайд 8

В короткий срок Союз превратился в одной из самых больших политических

В короткий срок Союз превратился в одной из самых больших политических

партий на тот момент. Партия очень широко занималась проблемой просвещения, открывая школы, проводя беседы и собрания, распространяя книги и собственные издания газет и журналов. Также политическая партия принимает участие в постройке церквей, приютов, больниц.
Члены партии принимали участие в подготовке к выборам в государственную Думу. Для того чтобы бороться с революцией Союзом были созданы специальные охранные дружины, которые в народе были известны как «черные сотни». За всё время
существования политической организации ей были приписаны три политических убийства (М. Я. Герценштейна, Г. Б. Иоллоса, А. Л. Караваева).
В целом, Союз, несмотря на довольно большую распространенность своих идей среди населения, не смог воплотить свою политическую программу, и потерпел поражение в борьбе с революционерами. В первую очередь это можно объяснить слабостью самой партии как системы, а именно тем расколом, который произошел внутри организации. Например, разногласия возникли по такому вопросу, как отношение Манифесту 17 октября.
Лидер партии Дубровин был противником любого ограничения самодержавия. Однако в организации существовали и другие мнения, например, что Манифест является волей самого Государя, и он должен ему же и подчинится. В итоге, «Союз русского народа», не справившись со своими внутренними проблемами, не смог противостоять своему революционному противнику, который вел более агрессивную политику для воплощения своей идеологии в жизнь.
Партия «Союз русского народа» не раз распадалась на отдельные организации.
Слайд 9

1908- ВЫДЕЛИЛСЯ « СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА» Русский народный союз имени Михаиила

1908- ВЫДЕЛИЛСЯ « СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА»

Русский народный союз имени Михаиила Архангела

(РНСМА, краткое название Союз Михаила Архангела) — монархическая консервативная («черносотенная») общественно-политическая организация (партия), действовавшая в Российской Империи в 1907—1917 года.
Девиз:
«За Церковь Православную, Царя Самодержавного и за Народность Русскую»
Партийная печать:
· газета «Колокол»
· газета «Прямой путь»
· газета «Зверобой»
Социальный состав:
реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства, лавочники, ремесленники, кустари. Преобладали представители мелкой буржуазии.
Максимальная численность: 100 тыс. в 1907 г.
Основной причиной возникновения РНСМА стали разногласия между председателем Главного Совета «Союза Русского Народа» (СРН) А. И. Дубровиным и его товарищем (заместителем) В. М. Пуришкевичем, первоначально носившие личный характер.
Слайд 10

"Русский Народный Союз имени Михаила Архангела" был создан в день празднования

"Русский Народный Союз имени Михаила Архангела" был создан в день празднования

Собора Архистратига Михаила в 1907 г. в С.-Петербурге вышедшими из состава Союза Русского Народа В.М. Пуришкевичем и его сторонниками. Устав Союза был официально зарегистрирован 11 марта 1908 г. Высшим руководящим органом Союза была избрана Главная Палата, состоявшая из председателя и четырнадцати членов: товарищ председателя (председателя поначалу не было) В.М. Пуришкевич, управляющий канцелярией В.В. Казаринов, казначей Союза И.И. Баранов; члены Палаты: сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов, граф А.А. Буксгевден, В.В. Кузьмин, Д.О. Оборин, А.В.
Ососов, В.М. Скворцов, Н.С. Соломко. В местных отделах были местные Палаты, которые состояли из председателя и шести членов.
Программа РНСМА почти ничем не отличалась от программы СРН в земельном и рабочем вопросах, во всех главных мерах оздоровления жизни. Единственным расхождением – и это стало главной причиной раскола внутри СРН – стали противоречия между Пуришкевичем и основателем Союза А.И. Дубровиным в отношении к новосозданной тогда Государственной Думе. Сторонники А.И. Дубровина видели в Думе говорильню западного образца, опасную уступку власти, ограничивающую Самодержавие, и потому выступали за возвращение к неограниченной Монархии до Манифеста 17 октября 1905 г. Однако ставший в 1907 г. думским депутатом Пуришкевич характеризовал Думу как необходимый элемент «для заполнения разорвавшейся непосредственной связи Державного Законодателя с управляемым народом».
Слайд 11

Помимо этого, в первом официальном обращении Главной Палаты РНСМА были провозглашены

Помимо этого, в первом официальном обращении Главной Палаты РНСМА были провозглашены

и два других предполагаемых "отличия" от деятельности СРН:
– Более активное проведение экономических мер, которые «могли бы оградить русского человека от еврея-ростовщика», «поднять материальное благосостояние членов Союза и вселить в них уверенность, что прочное взаимное единение – залог не только мощи и необоримости их национального духа, но и верный щит от экономического гнета», чтобы на деле осуществить историческое право русского человека быть хозяином в собственном доме.
– Более активная пропаганда и контрпропаганда не только для разоблачения врагов, но и для пробуждения чувства «национального самосознания в народной массе», «укреплять в Русском Народе уверенность в его мощи, основанной на сплоченности отдельных единиц, связанных любовью к исконным созидательным началам родной земли».
В Программе РНСМА наименование Союза объяснялось следующим образом: «Возникший Русский Народный Союз призывает на себя покровительство Архистратига Михаила Архангела, как представителя грозных небесных сил, низвергшего в бездну, по велению Царя Царей, первого во вселенной крамольника, восставшего против Божественного единодержавия. Возникший Союз отдает себя под покровительство и в память того, что родоначальник Царствующей династии Романовых, Царь Московский и всея Руси, избранный на Царство в годину лихолетия и выведший Россию на путь могущества и славы, носил также имя Св. Михаила. Союз отдает себя под духовную защиту Архистратига Михаила Архангела еще и потому, что покровителем первого стольного города Русской земли Киева был и остается Михаил Архангел».
Слайд 12

В числе многих полезных дел РНСМА можно назвать издание газеты "Колокол",

В числе многих полезных дел РНСМА можно назвать издание газеты "Колокол",

еженедельников "Прямой путь" и "Зверобой", "Книги русской скорби" (в 1908-1914 гг. вышло 13 выпусков этого сборника о русских людях, погибших в ходе революционного террора), организацию безплатных чайных столов, юридическую помощь рядовым монархистам в провинции, создание Комиссии по устройству Первого народного исторического кинематографа, поддержку студенческих академических корпораций и клубов в университете и институтах, издание газеты «Вести студенческой жизни».
Главная Палата РНСМА постоянно готовила материалы по наиболее важным общественно-политическим вопросам: об экономическом захвате американцами Чукотского п-ва, о положении на Кавказе, об упадке аптек под влиянием в них еврейского засилья, о борьбе с пожарами на селе, об организации лекций и образовательных курсов для рабочих и др. По всем вопросам предлагаемые рекомендации направлялись в соответствующие органы власти.
В 1909 г. РНСМА имел несколько сот местных отделов – во многом благодаря деятельности прот. Иоанна Восторгова, который открывал их во время своих пастырских поездок по Сибири и Дальнему Востоку. В ноябре 1909 г. собрание Союза избрало о. Иоанна Восторгова почетным председателем Союза.
Важным событием для право-монархического движения стал 5-й Всероссийский съезд Русских Людей в Санкт-Петербурге 16-20 мая 1912 г. в котором принял активное участие и РНСМА. Важность Съезда состояла не только в том, что впервые за пять лет удалось провести общемонархический форум (хотя в нем и не приняли участия сторонники A.Н. Дубровина), но еще и в том, что был остро поставлен вопрос о необходимости объединения монархистов. Было предложено проводить регулярные ежемесячные совещания председателей монархических организаций, но дальше общих пожеланий дело не пошло.
Слайд 13

К 300-летию царствования Дома Романовых после долгих обсуждений была издана 200-тысячным

К 300-летию царствования Дома Романовых после долгих обсуждений была издана 200-тысячным

тиражом книга C. Л. Облеуховой "Воцарение Дома Романовых". В январе 1913 г. Главная Палата избрала специальную депутацию для представления Государю по случаю 300-летия династии в составе: В. М. Пуришкевич, М.И. Жданов и Г.В. Бутми.
В 1912-1913 гг. Союз вместе с другими организациями принял активное участие в распространении информации о ритуальном убийстве хасидами в Киеве Андрея Ющинского. Противодействуя дезинформации и клевете еврейской печати, РНСМ издал работу одного из экспертов на процессе по делу Бейлиса – ксендза Пранайтиса "Тайна крови у евреев".
В 1912-1913 гг. Союз создал авторитетную комиссию для разбора имеющихся совершенно неудовлетворительных школьных учебников. По итогам проверок была издана брошюра «Школьная подготовка второй русской революции», которая имела широкий общественный резонанс. Было принято решение объявить конкурс на создание хрестоматии для школы, для чего был основан специальный фонд: «Мы создаем эту хрестоматию не для того, чтобы наживаться, мы ее передадим в Министерство народного просвещения, чтобы оно поставило свой штемпель, чтобы книга имела самый широкий доступ в народные массы». РНСМА тревожила антихристианская деятельность французской "Лиги образования", которая уже начала свою деятельность и в России, воспитывая педагогов-атеистов. В противовес этой разрушительной деятельности РНСМА решил учреждать свои общества образования на местах под руководством предводителей дворянства. Эти местные общества должны были быть подчинены научно-педагогическому Всероссийскому Филаретовскому обществу народного образования, которое учредил Союз. Однако, осуществить эту идею в полном виде помешала Первая мiровая война.