Московское княжество. Деревянное зодчество Сибири

Содержание

Слайд 2

Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича —построен в подмосковном селе Коломенское с 1667

Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича —построен в подмосковном селе Коломенское с 1667 по

1672 год, под руководством талантливых мастеров-плотников Ивана Михайлова и Семена Петрова, утрачен в XVIII веке. В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия[1]. Гравюра Фридриха Гильфердинга 1780
Слайд 3

Дворец был объединён переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоял

Дворец был объединён переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоял

из 26 соединённых друг с другом теремов. Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668-й бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона, украшала дворец резьбой. В мае 1669 года в Коломенское доставили заграничные краски и сусальное золото для отделки. Ими расписали чешуйчатую кровлю, а в июне того же года началась роспись внутренних помещений, которой руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и потолки по грунтованным холстам[1][2][3]. Дворец имел асимметричную планировку и был обшит тёсом, имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники, выполненные в высокой горельефной и прорезной резьбы[4]. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу декора Теремного дворца Московского Кремля[5][6]. После смерти Алексея Михайловича дворец был расширен и частично перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую столовую и на её месте построить новую. Работу выполнял крестьянин боярина Петра Шереметева Сенька Дементьев. Постройка была соединена с хоромами царя новыми сенями, под которыми находились золочёные ворота, названные Передними. После Стрелецкого бунта охрану дворца усилили и построили шестнадцать изб[7][8]. В 1684 году отремонтировали терема и хозяйственные постройки, обновили роспись помещений и цвет кровель. Через год в каменной башне установили боевые часы, а передние ворота украсили железом и английским оловом[7].
Слайд 4

Прочитали внимательно информацию? Здесь перекрытия шатровые, бочкообразные, купольные – трудно рассмотреть

Прочитали внимательно информацию?
Здесь перекрытия шатровые, бочкообразные, купольные – трудно рассмотреть

выступ крыши, но вы приглядитесь, все перекрытия заканчиваются за линией стены. Никто не оставил стены неприкрытыми.
Слайд 5

Даю вам возможность обойти дворец , взглянуть издали, оказаться в галерее.

Даю вам возможность обойти дворец , взглянуть издали, оказаться в галерее.


Слайд 6

Здесь очень хорошо виден выступ крыши за линию стен. Килевидное перкрытие

Здесь очень хорошо виден выступ крыши за линию стен. Килевидное перкрытие

с чешуйчатым покрытием, окрашенным в несколько цветов, когда-то могло быть покрытым сусальным золотом. Сусальное золото – это тонкие пластинки золотые. Широко применялись в иконе..
Слайд 7

Видите, насколько всё неповторимо. Как деликатно резьба украшает наличники, выделяя центральный.

Видите, насколько всё неповторимо. Как деликатно резьба украшает наличники, выделяя центральный.

Слайд 8

В интерьере одной из дворцовой галереи

В интерьере одной из дворцовой галереи

Слайд 9

Сибирь. Иркутская область. В начале 60-х гг. ХХ в. при строительстве

Сибирь. Иркутская область. В начале 60-х гг. ХХ в. при строительстве

Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения – Спасской проезжей башни (1667 г.) и Казанской привратной церкви (1679 г.) Илимского острога, которые попадали в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем. С них начался музей под открытым небом в Тальцах. Башня и Казанская церковь Илимского острога
Слайд 10

Изба; В таких избах с высокими крыльцами, поднятыми над землёй жили

Изба; В таких избах с высокими крыльцами, поднятыми над землёй жили

в Восточной Сибири и живут сейчас, если это сёла основанные 300 лет назад. Окна небольшие, одна стена глухая, дом построен в «обло» - брёвна на углах выступают за линию стен. Троицкая церковь; Тальцы Дерево в Сибири черное, как в этой церкви, простая окраска, пропитка? Маловероятно. Кто-то из родителей может ответить? Все дачки, построенные в конце 1970-х такие же чёрные.
Изба срублена в лапу– концы брёвен врублены точно вровень завершения брёвен, не выступают наружу. Название образно передаёт суть -две сомкнутые ладони под углом 90 градусов.
Слайд 11

130 квартал г. Иркутска - так называется этот квартал в центре

130 квартал г. Иркутска - так называется этот квартал в центре

Иркутска, он состоит из домов, построенных как копии наиболее интересных домов из разных сёл Иркутской области. Сейчас это туристический район. Вызывает глубокое уважение отношение иркутян к своему прошлому.
Слайд 12

Реконструкция домов

Реконструкция домов

Слайд 13

Крестововоздвиженский храм, самобытный памятник сибирского барокко в Иркутске. В 1717—1719 годах

Крестововоздвиженский храм, самобытный памятник сибирского барокко в Иркутске. В 1717—1719 годах на

Крестовой горе была построена первая деревянная двухэтажная церковь. В мае 1747 года вместо деревянной заложили каменную церковь, строительство закончилось к зиме 1760 года. Свою известность церковь получила благодаря уникальной декоративной пластике фасадов[3]. Богатая и обильная орнаментация занимает всё пространство внешних стен. Сложнейшие узоры созданы комбинацией простых геометрических фигур, присутствует растительный орнамент, свойственные бурятской орнаментальной культуре. Единственный храм в Сибири, в котором полностью сохранились интерьеры XVIII века[4].
Слайд 14

Путешествие по Сибири продолжается. Архитектура Томска Томск был основан по приказу

Путешествие по Сибири продолжается. Архитектура Томска Томск был основан по приказу

Бориса Годунова в 1604 году. Из-за географической близости к тайге и дешевизне материала строительство домов вплоть до 1917 года велось только из дерева. К примеру, в начале XIX века в Томске было только пять каменных домов.
Слайд 15

В Томске можно встретить дома и купеческие особняки в различных стилях:

В Томске можно встретить дома и купеческие особняки в различных стилях:

классицизм и барокко соседствуют с ярким модерном и русским зодчеством. Ни в одном уголке мира нет таких масштабных сохранившихся памятников деревянного строительства. Зона исторических уникальных построек имеет общую площадь более 10 км2., расположено 1800 различных домов, из которых 200 являются памятниками русского деревянного зодчества.
Слайд 16

Дом архитектора Хомича прочно установлен на основание из кирпича. Необычные очертания

Дом архитектора Хомича прочно установлен на основание из кирпича. Необычные очертания

придают дому выступающие из переднего фасада граненые ризалиты, составляющие с домом одно целое. Кроме этого, пышность строения обусловлена крытыми верандами, балконами и переходными тамбурами. Фронтоны этого терема, поддерживаемые своеобразными декоративными колоннадами, имеют как классические треугольные очертания, так и дугообразные.
Слайд 17

На улице Татарской дом Ахмедуллы Ахметова. Наличники окон, фронтоны, фризы и

На улице Татарской дом Ахмедуллы Ахметова. Наличники окон, фронтоны, фризы и

пилястры, закрывающие места соединения бревен, украшены пышной резьбой с растительным орнаментом, являющимся фирменным знаком томских мастеров. А кронштейны, поддерживающие крышу, оформлены сквозной резьбой, придающей им сходство с воздушными кружевами.
Слайд 18

Томский музей деревянного зодчества (усадьба архитектора А. Д. Крячкова), трехэтажное здание

Томский музей деревянного зодчества (усадьба архитектора А. Д. Крячкова), трехэтажное здание

построено в 1909 году в стиле модерн. Необычно, т.к. правила пожарной безопасности категорически запрещали строительство деревянных зданий выше двух этажей. Крячкову было сделано исключение, с оговоркой использовать в доме чугунные печи. Так в Томске появился первый дом, в котором была своя отопительная система, туалетные комнаты и ванные, расположенные на первом и втором этажах. В экспозиции музея образцы резных декоров, украшавших дома: наличники, карнизы и пилястры, фрагменты деревянных срубов, а также коллекция каслинского печного литья, выполненного на заводах Демидова.
Слайд 19

В стиле модерн «Дом с шатром», принадлежавший купцу Голованову. Несмотря на

В стиле модерн «Дом с шатром», принадлежавший купцу Голованову. Несмотря на

некоторую нарочитость, проявленную усложненной композицией фасадов, в нем явно видны черты, характерные для русского деревянного зодчества. Сегодня в нем расположилось общество русско-немецкой дружбы.
Слайд 20

Дом детского врача Василькова. Помимо характерных для русского модерна признаков, он

Дом детского врача Василькова. Помимо характерных для русского модерна признаков, он

обладает присущими норвежскому стилю чертами в виде украшений фронтонов и наличием круглого окна, а плоская резьба придает ему особый шарм.
Слайд 21

Одноэтажный дом купца Громова. Постройка интересна тем, что в ней смешались

Одноэтажный дом купца Громова. Постройка интересна тем, что в ней смешались

стили модерн и древнерусская архитектура, представленная башней, расположенной у входа, и куполом, имеющим форму шлема.
Слайд 22

Отставной фельдфебель Желябов заказал постройку комплекса из четырех домов. Один из

Отставной фельдфебель Желябов заказал постройку комплекса из четырех домов. Один из

них известен как «Дом с жар-птицами». Его башенки со шпилями, треугольные фронтоны, декорированные кружевной резьбой, и стилизованные фигурки жар-птиц, украшающие крышу, являются визитной карточкой деревянного дома.