Мусульманский мир в начале ХХ века

Содержание

Слайд 2

План Турция Иран Достижение независимости Афганистаном Египет Особенности культурного развития и

План

Турция
Иран
Достижение независимости Афганистаном
Египет
Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского

мира
Слайд 3

Турция После Первой мировой войны почти все страны мусульманского мира оказались

Турция

После Первой мировой войны почти все страны мусульманского мира оказались в

раз-ной степени зависимости от европейских держав. Поражение в Первой мировой войне поставило Турцию на грань утраты своего суверенитета и территориальной целостности. Страна была оккупирована английскими, итальянскими и греческими войсками. В авгус-те 1920 г. лидеры Антанты навязали султану Севрский мирный договор, по условиям ко-торого Турция, по существу, делилась между Англией, Францией, Италией и Грецией.

Турция по условиям
Севрского мирного
договора (1920 г.)

Османская
империя
в 1914 г.

Греция

Армения

Италия

Франция

Англия

Лига Наций

Англия (мандат)

Франция (мандат)

Территория Турции по условиям Севрского договора

Слайд 4

Турция В этих условиях освободительную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг.

Турция

В этих условиях освободительную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. возглавил

ге-нерал Мустафа Кемаль. Ценой огромных жертв Кемалю удалось одержать победу над «халифатской армией» султана Мехмета VI и войсками интервентов. 1 ноября 1922 г. Ве-ликое национальное собрание Турции (ВНСТ) приняло закон об упразднении султаната. В апреле 1923 г. была создана новая политическая организация - Народная партия, поз-же переименованная в Народно-республиканскую партию (НРП). 23 октября 1923 г. Тур-ция была провозглашена республикой. Этими актами завершился процесс слома старой политической системы и создания турецкого национального государства, получивший название кемалистской революции.

Мехмет VI

Мустафа Кемаль

Слайд 5

Турция Во второй половине 1920-х - 1930-е гг. в стране осуществлялась

Турция

Во второй половине 1920-х - 1930-е гг. в стране осуществлялась политика

модернизации в раз-личных сферах культурной, социально-экономи-ческой и политической жизни. В марте 1924 г. был ликвидирован халифат, упразднялось мини-стерство по делам религий, были закрыты мед-ресе (мусульманские высшие и средние школы), из ведения духовенства изымалось судопроиз-водство. Вводилось новое административное де-ление на губернии, непосредственно подчинён-ные центру.

Абдул-Меджид II, последний халиф. 1924 г.

Слайд 6

Турция Все эти реформы легли в основу первой республиканской конституции, принятой

Турция

Все эти реформы легли в основу первой республиканской конституции, принятой 20

ап-реля 1924 г. и оформившей господство национальной буржуазии и связанных с нею по-мещиков. В стране устанавливался однопартийный режим НРП. В 1925-1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уголовный и гражданский кодексы. Было зап-рещено многожёнство. Вводились европейский календарь, европейская одежда, новый латинский алфавит сменил прежний арабский. В 1934 г. был издан закон о введении фа-милий. Мустафа Кемаль принял фамилию Ататюрк, означавшую «Отец турок».

Провозглашение Конституции 1924 года

Слайд 7

Турция Главным содержанием экономической политики стал этатизм, представлявший собой форму государственного

Турция

Главным содержанием экономической политики стал этатизм, представлявший собой форму государственного регулирования

экономической жизни страны. Государство вкла-дывало средства в промышленность, железнодорожный транспорт, а затем и в другие отрасли хозяйства. Одновременно поощрялась частная инициатива. Этатизм ускорил процесс первоначального накопления капитала, способствовал экономическому раз-витию страны. В 1920-1930-е гг. возникли предприятия пищевой и лёгкой промышлен-ности, расширилась железнодорожная сеть, увеличилась внешняя торговля. В 1938 г. в стране был построен первый металлургический комбинат. Наметившийся экономичес-кий подъём укрепил положение национальной буржуазии и позволил приступить к осу-ществлению реформ в социально-политической сфере.

Кемаль вместе с правительством изучает
план субсидирования текстильной
промышленности. 1935 г.

Слайд 8

Турция В ходе буржуазных реформ окончательно оформилась идеология кемализма (или ата-тюркизма)

Турция

В ходе буржуазных реформ окончательно оформилась идеология кемализма (или ата-тюркизма) –

одного из течений турецкого буржуазного национализма.
Слайд 9

Турция К концу 1930-х гг. кемалистская власть приобре-ла черты однопартийного авторитарного

Турция

К концу 1930-х гг. кемалистская власть приобре-ла черты однопартийного авторитарного режи-ма

во главе с президентом Ататюрком, а после его смерти в 1938 г. во главе с президентом Ис-метом Инёню. Великое национальное собрание Турции представляло не народ, а правящую пар-тию. Были запрещены все остальные политичес-кие партии. Рабочие не могли создавать проф-союзы, лишались права бастовать. Левая оппо-зиция всячески подавлялась, из подполья почти не выходила Коммунистическая партия Турции. С началом Второй мировой войны Турция заяви-ла о своём нейтралитете, заигрывая то с держа-вами «оси Берлин-Рим-Токио», то с союзниками по антигитлеровской коалиции. Только в февра-ле 1945 г. она объявила войну Германии и Япо-нии.

Мустафа Исмет Инёню

Слайд 10

Иран Особенностью национально-освободительного движения в Иране была борьба всех патриотичес-ких сил

Иран

Особенностью национально-освободительного движения в Иране была борьба всех патриотичес-ких сил против

влияния Великобритании и России в стране. После оккупации территории Ирана анг-лийскими войсками (1918 г.) началось вооружён-ное противостояние интервентам. К власти в 1925 г. пришёл Реза-хан, основатель новой шахской ди-настии Пехлеви. После установления режима лич-ной диктатуры шаха в стране начались реформы, направленные на модернизацию государства и консолидацию нации. Но постоянная борьба между сторонниками монархии и иранской бур-жуазией привели к тому, что в Иране усилилось влияние экономически более развитых стран.

Реза-хан Пехлеви

Слайд 11

Достижение независимости Афга-нистаном К началу ХХ в. Афганистан являлся страной, частично

Достижение независимости Афга-нистаном

К началу ХХ в. Афганистан являлся страной, частично зависимой

от Великобритании, ко-торая имела право контролировать его внешнюю политику. В годы Первой мировой вой-ны правящие круги Афганистана придерживались политики нейтралитета. Однако часть населения испытывала прогерманские и протурецкие симпатии.

Иран и Афганистан в 1919-1923 гг.

Слайд 12

Достижение независимости Афга-нистаном В марте 1919 г. на афганский трон вступил

Достижение независимости Афга-нистаном

В марте 1919 г. на афганский трон вступил патриоти-чески

настроенный Аманулла-хан. Новый эмир пот-ребовал от Великобритании восстановления полной независимости Афганистана. Английское правитель-ство ответило отказом, угрожало военными дейст-виями. В эти трудные для Афганистана дни Советс-кая Россия первой признала независимость афганс-кого государства. В свою очередь эмир Аманулла-хан первым признал независимость Советской Рос-сии. В мае 1919 г. Великобритания развязала третью захватническую войну против Афганистана. Воен-ные действия складывались не в пользу англичан, начались переговоры, и в августе 1919 г. Великобри-тания признала независимость Афганистана. 28 февраля 1921 г. был подписан советско-афганский договор о дружбе, после чего поднялась волна признания независимости Афганистана другими го-сударствами.

Аманулла-хан

Слайд 13

Достижение независимости Афга-нистаном Афганское правительство приступило к проведению реформ, направленных на

Достижение независимости Афга-нистаном

Афганское правительство приступило к проведению реформ, направленных на ликвида-цию

политической отсталости страны. Важнейшим преобразованием явилось принятие в 1923 г. первой в истории Афганистана конституции. Эмир объявлялся носителем вер-ховной власти с чётким обозначением властных полномочий. Впервые декларировались некоторые гражданские свободы - свободы печати, право на образование, равенство всех подданных перед шариатом и государственными законами, неприкосновенность жилища. Ислам провозглашался государственной религией, отменялись средневековые установления - рабство, пытки, феодальные поборы и повинности, принудительный труд

Кабул. 1923 г.

Слайд 14

Достижение независимости Афга-нистаном В 1920-е гг. наблюдалось интенсивное экономическое развитие страны.

Достижение независимости Афга-нистаном

В 1920-е гг. наблюдалось интенсивное экономическое развитие страны. Проявилось

нес-колько промышленных предприятий, в том числе кожевенно-обувная фабрика, завод бездымного пороха, спичечная фабрика, прядильная и ткацкая фабрики, предприятия по производству растительного масла. Началось строительство телеграфных линий и электростанций. В годы правления Амануллы-хана было введено обязательное началь-ное образование, открылись три лицея и несколько профессиональных школ. Заметные изменения происходили в культурной жизни страны. В Кабуле открылся первый кино-театр, были созданы Национальный музей Афганистана и национальная публичная биб-лиотека.

Национальный музей Афганистана в Кабуле

Слайд 15

Достижение независимости Афга-нистаном Реформы Амануллы-хана натолкнулись на яростное противодействие консервативных слоёв

Достижение независимости Афга-нистаном

Реформы Амануллы-хана натолкнулись на яростное противодействие консервативных слоёв общества

– верхушка мусульманских богословов, ханов племён, феодальных землевладельцев. Эмир-реформатор был объявлен безбожником. В стране вспыхнули антиправи-тельственные восстания, которые переросли в граждан-скую войну. В 1929 г. Аманулла-хан отрёкся от престола и покинул страну.

Аманулла-хан. Портрет

Слайд 16

Достижение независимости Афга-нистаном Ситуация в Афганистане стабилизировалась только после прихода к

Достижение независимости Афга-нистаном

Ситуация в Афганистане стабилизировалась только после прихода к власти

военного ми-нистра генерала Надир-хана, который провозгласил себя королём и с предельной осто-рожностью продолжил начатые реформы. После смерти Надир-хана в 1933 г. королём стал его сын Мухаммед Захир-шах, при котором сохранился прежний курс развития страны. После начала Второй мировой войны в Европе в 1939 г. Афганистан объявил о своём нейтралитете.

Мухаммед Надир-хан

Мухаммед Захир-шах

Слайд 17

Египет В Северной Африке национально-освободительное движение в 1919-1939 гг. достигло наивысшего

Египет

В Северной Африке национально-освободительное движение в 1919-1939 гг. достигло наивысшего размаха

в Египте, который был оккупирован Англией ещё в 1882 г. После Первой мировой войны в Египте начался новый этап освободительного движения. Осо-бенностью египетского национализма стал так называемый фараонизм - прославление эпохи Древнего Египта, особенно после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 г.

Северная и Центральная Африка. 1922 г.

Египет

Слайд 18

Египет Борьбу за независимость возглавила буржуазная пар-тия «Египетская делегация» - Вафд.

Египет

Борьбу за независимость возглавила буржуазная пар-тия «Египетская делегация» - Вафд. Два

крупных вос-стания в 1919 и 1921 гг., хотя и были жестоко подавле-ны, продемонстрировали шаткость положения англи-чан в Египте. В феврале 1922 г. Англия вынуждена бы-ла подписать декларацию о предоставлении незави-симости (во многом формальной) Египту, но при усло-вии сохранения в нём своих войск. По конституции 1923 г. Египет стал конституционной монархией. Но англичане ещё долгое время сохраняли свои позиции в этой стране.

Египетские женщины на демонстрации протеста. 1919 г.

Слайд 19

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира Духовную

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира

Духовную основу

мусульманской цивилизации составляет ислам с верой в единого, веч-ного, справедливого, милостивого, милосердного Аллаха. В первой половине ХХ в. в ис-ламе выделились два основных направления: фундаментализм и реформизм, которые стали оказывать большое влияние на развитие культуры.
Слайд 20

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира В

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира

В конце

1920-х – начале 1930-х гг. в мусульманском мире началось заметное возраста-ние роли фундаменталистского течения. Это было обусловлено прежде всего тем, что реформистские, либеральные, демократические и революционные силы не смогли пос-ле Первой мировой войны добиться полной национальной независимости и справиться с наболевшими социальными проблемами: нищетой, безработицей, безземельем, экс-плуатацией со стороны Запада.

Наказание за нарушение норм ислама

Слайд 21

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира В

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира

В области

образования мусульманский мир значительно отставал от Запада. Однако в 1930-е гг. уровень грамотности здесь повысился. В некоторых странах стали открываться учебные заведения европейского типа, в том числе и для женщин.

Ататюрк посещает
женскую школу в Адане

Слайд 22

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира В

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира

В художественной

культуре мусульманского мира 1920-1930-х гг. отразились проблемы национально-освободительного движения, его противоречивый и сложный характер. Например, египетские писатели-реалисты в своих произведениях выражали идеи еги-петского национализма и фараонизма. Египетский скульптор М.Мухтар создал ряд ра-бот: памятник «Пробуждение Египта», скульптурный портрет «Звезда Востока» певицы и актрисы Умм Кульсум, которые вызвали волну патриотического подъёма в среде ин-теллигенции.

Махмуд Мухтар

Возрождение Египта.
Скульпор М.Мухтар

Слайд 23

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира Повседневную

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира

Повседневную жизнь

мусульман по-прежнему регулировал шариат – свод правовых и нравственных норм поведения, основанный на Коране. В соответствии с ним мусульма-нин обязать молиться пять раз в день, подавать милостыню бедным, совершать хадж – паломничество в Мекку и т.д. Весь образ жизни мусульман неразрывно связан с пред-писаниями Корана и традициями.

Мекка. 1922 г.

Слайд 24

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира Уровень

Особенности культурного развития и образа жизни в странах мусульманского мира

Уровень жизни

большинства мусульман был крайне низким. Орудия труда крестьян ос-тавались примитивными – соха, плуг, мотыга, серп. Ирригационные сооружения были традиционными – каналы и арыки. Феллахи (крестьяне) выращивали преимущественно пшеницу, рис и кукурузу, а также хлопок, овощи, фрукты. Основу хозяйства бедуинов-кочевников составляло скотоводство.

Бедуины