Неолитическая революция. Первые цивилизации Месопотамии

Содержание

Слайд 2

Процесс перехода человеческого общества от присваивающего хозяйства к производящему. Термин введен

Процесс перехода человеческого общества от присваивающего хозяйства к производящему.
Термин введен

австралийским археологом Гордоном Чайлдом (1923).
Одно из важнейших технологических новшеств неолита – начало производства искусственных материалов, древнейшим из которых была керамика.

Неолитическая революция:

Слайд 3

Натуфийская культура Сирии-Палестины, XIII-X(VIII) тыс. до н. э. Технологически культура соответствует

Натуфийская культура Сирии-Палестины, XIII-X(VIII) тыс. до н. э.

Технологически культура соответствует мезолиту,

основные занятия жителей – охота на газелей и рыболовство.
Преемственность с верхнепалеолитической кебаранской культурой.
Начало собирательства диких злаков (ячменя и пшеницы-однозернянки) и бобовых.
Развитая микролитическая индустрия, появление жатвенных ножей с тонкими каменными пластинами, ступки и пестика.
Доместикация собаки.
Вероятное приручение МРС – овцы и козы.
Слайд 4

«Фигурка из Айн-Сахри». Кальцит. Натуфийская культура. Британский музей, Лондон.

«Фигурка из Айн-Сахри». Кальцит. Натуфийская культура. Британский музей, Лондон.

Слайд 5

Иерихон в VIII-VII тыс. до н. э. Докерамический неолит. Основные занятия:

Иерихон в VIII-VII тыс. до н. э. Докерамический неолит.

Основные занятия: земледелие

(ячмень, однозернянка, двузернянка), скотоводство (МРС), охота.
Поселение окружала стена из бутового камня толщиной в 1,7 м.
Башня из бутового камня высотой 8 м.
Слайд 6

Британский музей, Лондон. Череп с гипсовом покрытием и раковинами каури. Иерихон.

Британский музей, Лондон.

Череп с гипсовом покрытием и раковинами каури. Иерихон.

Слайд 7

Чатал-Хююк, Анатолия, VIII-VI тыс. до н. э. Возделывание 14 видов растений

Чатал-Хююк, Анатолия, VIII-VI тыс. до н. э.
Возделывание 14 видов растений (пшеница,

ячмень, горох).
Ок. 22 поселений с единым центром (собств. Чатал-Хююк), площадь руин центра – ок. 12 га.
Знакомство с медью и свинцом (начало энеолита).
Особая популярность обсидиана.
Изобилие деревянных изделий.
Культ Богини-Матери и быка.
Слайд 8

Слайд 9

Неолит Восточной Азии В Южном Китае неолит начинается раньше, чем на

Неолит Восточной Азии

В Южном Китае неолит начинается раньше, чем на Севере.
Первые

следы освоения керамики относятся к верхнему палеолиту, возраст находок из пещеры Сяньжэньдун (仙人洞, совр. провинция Цзянси) датирован ок. 12 тыс. лет, по некоторым данным – 20 тыс.
Древнейшим в истории очагом просоводства признается поселение (открыто в 1986 г.) в южной оконечности провинции Хэбэй (окрестности деревни Наньчжуантоу 南莊頭 уезда Сюйшуйсянь 徐水縣), нижние слои которого датируются китайскими археологами серединой XI тыс. до н.э.
Слайд 10

Неолит Восточного Китая Культура Хэмуду 河母渡 (5000/4500-3400 гг. до н.э.), занимала

Неолит Восточного Китая

Культура Хэмуду  河母渡 (5000/4500-3400 гг. до н.э.), занимала прибрежную зону

Ханчжоуского залива и северо-восточную оконечность Чжэцзян.
Культура рисоводов, строителей свайных жилищ и вероятные изобретатели шелкоткачества. Чаша V тыс. до н. э. с изображением идущей свиньи.
Слайд 11

Месопотамия: колыбель ближневосточной цивилизации

Месопотамия: колыбель ближневосточной цивилизации

Слайд 12

V тыс. до н. э. – Убейдская культура. Энеолит, освоение ирригации

V тыс. до н. э. – Убейдская культура. Энеолит, освоение ирригации

(каналы до 5 км. в длину), керамика в индивидуальном стиле, городские постройки площадью до 200 кв. м.
Ок. 4000 г. до н. э. – шумеры в Нижней Месопотамии.
IV тыс. до н. э. – культура Варка. Демографический взрыв, колонизация обширной территории. Изобретение гончарного круга и письменности (ок. 3200 г. до н. э.).
Протописьменный период – кон. IV тыс. до н. э. – XXVIII в. до н. э. Появление первых храмов, городов, письменности.
Раннединастический период I (РД I) – ок. 2750-2615 гг. до н. э. Формирование государственности шумерских номов.
РД II – ок. 2615-2500 гг. до н. э. Становление основных институтов шумерской культуры – храма и школы (эдубба).
РД III – ок. 2500-2316/2315 гг. до н. э. Борьба за гегемонию между номами.
Правление династии Аккаде – ок. 2316-2176 гг. до н. э. Первый опыт централизованной деспотической монархии в Месопотамии.
Гегемония кутиев – ок. 2175-2109 гг. до н. э.
Царство Шумера и Аккада (Государство III Династии Ура) – ок. 2106-2003 гг. до н. э.

Хронология. Периодизация истории Шумера.

Слайд 13

Лиса помочилась в Тигр и сказала: “Я вызвала половодье карпов!” Материал

Лиса помочилась в Тигр и сказала: “Я вызвала половодье карпов!”
Материал В.

В. Емельянова: http://banshur69.livejournal.com/364310.html?thread=4638230

Шумерская пословица:

Слайд 14

Переход от чифдомов и раннему государству: экономический аспект, По И. М.

Переход от чифдомов и раннему государству: экономический аспект, По И. М.

Дьяконову:

«Образование эксплуатируемого класса можно, по-видимому, связать с переходом от каменных орудий к металлическим. Пантеон олицетворяемых волевых начал – божеств принимает характер небесного государства.
Возникновение эксплуатируемого класса означает возникновение прибавочного труда. Отсюда, однако, не вытекает, что весь господствующий класс живет за счет прибавочного труда эксплуатируемого класса. Значительная часть сама продолжает участвовать в производстве продуктов»
Дьяконов И. М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 2007. С. 28.

Слайд 15

Земледельческая экономика шумерских номов состояла из двух секторов: Общинный (общинно-частный). Общинная

Земледельческая экономика шумерских номов состояла из двух секторов:

Общинный (общинно-частный). Общинная земля

содержалась большесемейными общинами, при соблюдении сложной процедуры могла подлежать продаже. Основа богатства общинной знати располагалась не в храмовом фонде, а среди общинных земель.
Храмовый. Храмы располагали земледельческим, скотоводческим, ремесленным хозяйством. Храмовая земля не подлежала продаже как священная.
Слайд 16

Общинная знать: правитель, глава храмовой администрации, жрецы, совет старейшин. Располагали в

Общинная знать: правитель, глава храмовой администрации, жрецы, совет старейшин. Располагали в

порядке семейно-общинного, родового и индивидуального пользования сотнями га общинной земли, используя труд рабов и клиентов.
Рядовые свободные полноправные общинники: более половины населения, имели землю в порядке общинно-семейного землевладения.
Клиенты храма: а) храмовые администраторы, б) их подчиненные. Бывшие общинники, утратившие связь с землей.
Рабы (шум. «опущенные», «спущенные»): в основном из пленников, позже – должники, а) храмовые, б) частные. Сравнительно малочисленны, не составляли значительной доли населения.

Социальная структура ранних государств Древнего Ближнего Востока на примере шумерских номов

Слайд 17

Политическая система шумерских номов: Эн («господин») Совет старейшин («старцы города») НАРОДНОЕ

Политическая система шумерских номов:

Эн («господин»)
Совет старейшин («старцы города»)
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

Функции эна (энси)

включали:
руководство общинным культом, участие в ритуале священного брака,
руководство строительными работами, сооружением храмов и ирригационной сети,
предводительство военной дружиной из лиц, зависевших от храма и правителя лично,
председательство в НС и совете старейшин.
Слайд 18

Функции храмового хозяйства шумерских номов: общинный фонд на случай неурожая, бедствия,

Функции храмового хозяйства шумерских номов:

общинный фонд на случай неурожая, бедствия, войны,
обменный

фонд для международной торговли,
жертвоприношения божеству – хранителю городского суверенитета,
содержание служебного и рабочего персонала храма.
Изображен зиккурат (акк. «высотный») Эанна в г. Унуг (акк. Урук), храм Ана (бог неба) и Инанны (богини плотской любви и войны).
Слайд 19

Ашаг-нин-эна – жреческая земля, возделывалась храмовыми работниками, которым храм выдавал орудия

Ашаг-нин-эна – жреческая земля, возделывалась храмовыми работниками, которым храм выдавал орудия

и скот, за земельные наделы и натуральные выдачи.
Ашаг-кур – земля кормления, раздавалась в виде наделов должностным лицам за службу или работу храмовой администрации, старостам отрядов работников, главе города.
Ашаг-нам-уру-лаль – земля возделывания, выдавалась из храмового фонда за долю в урожае. Ее брали служащие и работники храма, родственники правителя, свободные общинники, имевшие возможность обработать дополнительный участок.

,

На материале хозяйственной отчетности Лагаша известно три вида храмовой земли:

Слайд 20

Мрамор. Иракский музей, Багдад. Голова богини Инанны из Варки-Унуга. Конец IV тыс. до н. э.

Мрамор. Иракский музей, Багдад.

Голова богини Инанны из Варки-Унуга. Конец IV тыс.

до н. э.
Слайд 21

Алебастровый сосуд из Унуга (Урука) со сценой поклонения богине Инанне

Алебастровый сосуд из Унуга (Урука) со сценой поклонения богине Инанне

Слайд 22

Бык из Джемдет-Наср. Конец IV тыс. до н. э. Известняк, Лувр, Париж.

Бык из Джемдет-Наср. Конец IV тыс. до н. э. Известняк, Лувр,

Париж.
Слайд 23

Хозяйственный документ из Джемдет-Наср. Рубеж IV-III тыс. до н. э. Речь

Хозяйственный документ из Джемдет-Наср. Рубеж IV-III тыс. до н. э. Речь

идет о солоде и ячменной крупе.
Слайд 24

Эволюция клинописного письма

Эволюция клинописного письма

Слайд 25

Алебастр, известняк, раковины, битум. Метрополитен-музей, Нью-Йорк https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mesopotamia_male_worshiper_2750-2600_B.C.jpg Адорант из Эшнунны. 1-я

Алебастр, известняк, раковины, битум.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mesopotamia_male_worshiper_2750-2600_B.C.jpg

Адорант из Эшнунны. 1-я пол. III тыс.

до н. э. период РД I - РД II.
Слайд 26

Известняк, раковины, лазурит. Метрополитен-музей, Нью-Йорк http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/62.70.2/ Шумерка в молитвенной позе из

Известняк, раковины, лазурит.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/62.70.2/

Шумерка в молитвенной позе из Ниппура.

2600-2500 гг. до н. э.
Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Впервые появляется в надписях Ура и Киша, откуда, возможно, произошел. Древнейшие

Впервые появляется в надписях Ура и Киша, откуда, возможно, произошел.
Древнейшие надписи

правителей – крайне лапидарны: «Энмебарагеси, лугаль Киша».
Первоначально – титул военного вождя, объявлявшегося с санкции ниппурских жрецов гегемоном Шумера с чрезвычайными полномочиями.
Один и тот же персонаж мог быть одновременно эн своего города и лугалем страны.
В период гегемонии кутиев лугаль – это только кутийский вождь, данниками которого были шумерские энси.
При III династии Ура лугаль – царь-деспот, чья власть не ограничена никакими формальными органами власти.

Титул «лугаль» (букв. «большой человек»)

Слайд 30

Сюжет песни: Лугаль Киша Агга шлет в Унуг гонцов прислать людей

Сюжет песни:

Лугаль Киша Агга шлет в Унуг гонцов прислать людей в

Киш на рытье колодцев…
Эн Унуга Бильгамес спрашивает у старейшин совета, как быть, и те советуют эну покориться Агге. Бильгамес не слушает их совета и, полагаясь на богиню Инанну, вопрошает молодых воинов народного собрания.
Молодые воины и Бильгамес хотят сражаться с Аггой, готовятся к бою.
Агга, не получив требуемого, приходит под стены Унуга сам с войском, берет Унуг в осаду.
Бильгамес в магическом сиянии (мелам) вдохновляет воинов на битву, первым за ворота города выходит храбрец Энкиду.
Бильгамес, наделенный чудесной богатырской силой, легко громит врагов и пленяет Аггу.
Милует побежденного и делает его смотрителем строительных работ.

«Юноши города в собрании Бильгамесу отвечают:
«Чтобы сеять и чтобы сидеть,
Царского сына сопровождать,
Поводья осла чтобы держать –
Кто хочет для этого жить?
Вы, старейшины, шей не склоняйте! Мы же оружием драться будем!»
Цит. по: Емельянов В. В. Гильгамеш. Биография легенды. М., 2015. С. 50-51.

Переход гегемонии от Киша к I династии Унуга (Урука) нашел отражение в шумерской былине «Бильгамес (Гильгамеш) и Агга»

Ответ юношей-воинов Бильгамесу:

Слайд 31

«Штандарт из Ура»: сцены мирной жизни. I династия Ура, ок. 2600

«Штандарт из Ура»: сцены мирной жизни. I династия Ура, ок. 2600

г. до н. э. Раковины, известняк, лазурит, битум. Британский музей, Лондон.
Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Бык символизирует главное лунарное божество Шумера – Нанну (акк. Суэн). Дикая

Бык символизирует главное лунарное божество Шумера – Нанну (акк. Суэн). Дикая

корова – его жену Нингаль.

Арфа из погребения Пуаби, жрицы I династии Ура, ок. XXV в. до н. э. Реконструкция.

Слайд 35

Ок. 2600 г. до н. э. I династия Ура. Дерево, раковины,

Ок. 2600 г. до н. э. I династия Ура.
Дерево, раковины,

серебро, известняк, золото, лазурит.

Винторогий козел из Ура. Название, данное Л. Вулли – «Ram in a Thicket».

Слайд 36

Рельеф правителя Ур-Нанше, Нгирсу (Телло), XXVI в. до н. э. Лувр, Париж.

Рельеф правителя Ур-Нанше, Нгирсу (Телло), XXVI в. до н. э. Лувр,

Париж.
Слайд 37

О тростник священный! Тростник — древо вод глубоких! Тростник! Ветви твои

О тростник священный!
Тростник — древо вод глубоких!
Тростник! Ветви твои — красно-коричневые!
Корни

твои из глубин Энки прорастают!
Ветви твои…
Борода твоя — из лазурита!
Тростник! Лица чужой земли ты достигаешь!
Тростник! Энки-Нинки пусть приятное тебе сделают!
Энки пусть разрешение на работу (с тобой) объявит!

Пер. Ю. Б. Гавриловой.

Строительная надпись эна Ур-Нанше, I династия Лагаша.

Слайд 38

Человеку Уммы Я – Эанатум – Большую сеть Энлиля дал, Он

Человеку Уммы
Я – Эанатум –
Большую сеть
Энлиля дал,
Он присягнул:
«(Клянусь) жизнью

Энлиля,
Царя небес и земли!»
Навеки, навсегда
Границу Нингирсу
Я никогда не перейду!
(Русло) канала
Никогда не изменю!
Стелу эту
Никогда (из земли) не исторгну!
Если (клятву) я нарушу –
Пусть большую сеть
Энлиль,
Царь небес и земли,
На которой присягал я,
На Умму
С небес набросит!»

Пер. Ю. Б. Гавриловой

Из надписи Эанатума. I династия Лагаша.

Слайд 39

«Стела коршунов» Эанатума. I династия Лагаша. XXIV в. до н. э. Известняк. Лувр, Париж.

«Стела коршунов» Эанатума. I династия Лагаша. XXIV в. до н. э.

Известняк. Лувр, Париж.
Слайд 40

Шумерские тяжеловооруженные дружины в медных шлемах

Шумерские тяжеловооруженные дружины в медных шлемах

Слайд 41

Энси Лагаша Энентарзи (возможно, сын Дуду) сосредоточил функции энси и верховного

Энси Лагаша Энентарзи (возможно, сын Дуду) сосредоточил функции энси и верховного

жреца в одних руках.
Энентарзи отныне распоряжался назначением и смещением жрецов.
В хозяйственном плане все это означало переход ок. 2/3 храмовых хозяйств во владение правителя и его семьи.
Следствие: дальнейшее разорение рядовых общинников, упадок боеспособности нома, недовольство населения при сыне и преемнике Энентарзи Лугальанде, смещение Лугальанды.

Поглощение храмового сектора экономики хозяйством правителя:

Слайд 42

Советник Уруинимгина приходит к власти в Лагаше в ок. 2318 г.

Советник Уруинимгина приходит к власти в Лагаше в ок. 2318 г.

до н. э., заручившись поддержкой народного собрания, и через год получает титул лугаля.
1) Была упорядочена выплата жрецам, отменены поборы с них.
2) Сокращены поборы с ряда членов храмового персонала положением не ниже старост отрядов.
3) Чиновникам запрещено присваивать часть доходов со скота, рыболовства и судов («От лодок лодочников отстранил, от ослов, от овец пастухов отстранил, от сети рыбаков отстранил»).
4) Держатели условных служебных наделов (шуб-лугала) получили право неограниченного отчуждения движимого имущества и домов (но не земли), пользования оросительными сооружениями на наделах.
5) Работникам храма без наделов (иги-ну-ду) запрещено пользоваться водой на надельной земле для своих нужд и нужд храма.
6) Право храмовой собственности на хозяйства, присвоенные энси, было восстановлено.
7) Введены законы по защите частной собственности.

Конусы Уруинимгины о положении в городе при его предшественниках: «Волы богов огород энси возделывали. Лучшее поле богов – это луковая посадка, огуречная посадка энси» (Пер. Ю. Б. Гавриловой).

Реформы Уруинимгины: «Жителей Лагаша от подушной подати, меры положенной, насыпания зерна, воровства, убийства, заключения он избавил; освобождение (АМА-ГИ, букв .«возвращение к матери») установил»