Образование Древнерусского государства. Киевская Русь

Содержание

Слайд 2

«Откуда есть пошла русская земля?» Вопрос из первого русского исторического произведения

«Откуда есть пошла русская земля?»

Вопрос из первого русского исторического произведения –

«Повести временных лет», написанной в начале 12 в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором
Слайд 3

Расселение славянских племён Поляне – возле Киева («в полех») Древляне –

Расселение славянских племён

Поляне – возле Киева («в полех»)
Древляне – к западу

от Киева («во древех»)
Вятичи – между Окой и Волгой
Кривичи – под Смоленском
Дреговичи – современная Беларусь
Ильменьские славяне – под Новгородом
Слайд 4

Древние славяне (антропологическая реконструкция)

Древние славяне (антропологическая реконструкция)

Слайд 5

Финно-угорские народности Чудь Меря Карела Мурома. Обитали на севере восточноевропейской равнины Отношения со славянами были мирными

Финно-угорские народности

Чудь
Меря
Карела
Мурома.
Обитали на севере восточноевропейской равнины
Отношения со славянами были мирными

Слайд 6

Тюркские народности Обитали к югу и востоку от славянских земель В

Тюркские народности

Обитали к югу и востоку от славянских земель
В хронологической последовательности:
1.

Авары
2. Хазары
3. Печенеги
4. Половцы
5. Монголо-татары
Отношения как правило были враждебными из-за грабительских набегов кочевников
Слайд 7

Путь из варяг в греки (из Балтийского моря в Чёрное)

Путь из варяг в греки (из Балтийского моря в Чёрное)

Слайд 8

Занятия Восточных славян 1. Подсечно-огневое земледелие. Выращивали рожь, овёс, гречиху, репу

Занятия Восточных славян

1. Подсечно-огневое земледелие. Выращивали рожь, овёс, гречиху, репу и

др.
2. Скотоводство. Разводили коней, быков, свиней, птицу.
3. Бортничество – сбор мёда диких пчёл
4. Военные походы на соседние племена и страны (прежде всего – на Византию)
Слайд 9

Славянское поселение

Славянское поселение

Слайд 10

Постоянные поселения славян - городища

Постоянные поселения славян - городища

Слайд 11

Выделение знати и предпосылки возникновения государственности у восточных славян В привилегированном

Выделение знати и предпосылки возникновения государственности у восточных славян

В привилегированном положении

находились князь и его дружина, участвовавшие в военных походах и возвращающаяся с добычей
Жречество (волхвы, кудесники), совершающие жертвоприношения и другие религиозные церемонии.
Возникают предгосударственные племенные союзы.
Общественный строй предгосударственных славянских обществ – военная демократия.
Слайд 12

Продажа захваченных в походе пленных

Продажа захваченных в походе пленных

Слайд 13

Язычество восточных славян Язычество – поклонение одушевляемым силам природы. Принимает форму

Язычество восточных славян

Язычество – поклонение одушевляемым силам природы. Принимает форму политеизма

(многобожия)
Главные боги славян:
Род – прародитель богов и людей
Ярило – бог солнца
Стрибог – бог ветра
Сварог – бог неба
Перун – бог грома и молнии
Мокошь – богиня влаги и покровительница прядения
Велес – «скотий бог»
Лель и Лада – боги, покровительствующие влюблённым
Домовые, кикиморы, лешие и др.
Жертвоприношения совершались в специальных местах - капищах
Слайд 14

Полулегендарный князь Кий – основатель Киева Жил в 6 веке. Был

Полулегендарный князь Кий – основатель Киева

Жил в 6 веке.
Был вождём племенного

союза полян.
Ходил походом на Византию и Дунай, отверг предложение византийского императора остаться у него на службе.
Имел братьев Щека и Хорива, а также сестру Лыбедь.
Слайд 15

Варяги (викинги, норманны) – жители скандинавского полуострова, совершавшие грабительские набеги на побережье Европы.

Варяги (викинги, норманны) – жители скандинавского полуострова, совершавшие грабительские набеги на

побережье Европы.
Слайд 16

Призвание варягов – 862 г. По свидетельству летописи, ильменские славяне подчинялись

Призвание варягов – 862 г.

По свидетельству летописи, ильменские славяне подчинялись варягам

и платили дань, но затем прогнали их.
Между славянскими племенами началась междоусобица («и вста род на род»).
Чтобы прекратить междоусобицы было решено вновь призвать править варягов
К варягам были отправлены послы со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите и володейте нами»
На Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Синеус и Трувор и правили в различных городах близ Новгорода (Ладоге, Изборске и пр.)
Традиционно призвание варягов 862 г. считается датой образования русской государственности.
Слайд 17

Прибытие Рюрика к славянам

Прибытие Рюрика к славянам

Слайд 18

Дискуссии по вопросу о возникновении государственности на Руси. Норманисты. Однозначно доверяют

Дискуссии по вопросу о возникновении государственности на Руси. Норманисты.

Однозначно доверяют летописному

рассказу и признают решающую роль варягов (немецко-скандинавского элемента) в возникновении государственности у славян.
Полагают, что без участия варягов государственность у славян не возникла бы или появилась бы намного позже.
Основные представители: Г. Байер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв.
Считают, что словом «Русь» первоначально называли варяжское племя, из которого происходил Рюрик
В западной (особенно немецкой) литературе часто используется для доказательства неполноценности славянских народов

Г. Миллер

Н. М. Карамзин

С. М. Соловьёв

Слайд 19

Антинорманизм Возник в качестве реакции на распространение норманнской теории Представители антинорманизма

Антинорманизм

Возник в качестве реакции на распространение норманнской теории
Представители антинорманизма высказывают сомнение

в истинности летописного рассказа о призвании варягов. Отрицают решающую роль варягов в деле формирования государственности.
На первый план выдвигаются внутренние причины образования государства.
Производят слово «Русь» от названия речки Рось недалеко от Киева.
Основоположник антинорманизма – М. В. Ломоносов.
Главные антинорманисты: Д. И. Иловайский, Б. А. Рыбаков

М. В. Ломоносов.

Д. И. Иловайский

Б. А. Рыбаков

Слайд 20

Аргументация антинорманистов 1. Государственность не является продуктом экспорта или импорта. Её

Аргументация антинорманистов

1. Государственность не является продуктом экспорта или импорта. Её

нельзя привнести извне, она представляет собой продукт внутреннего развития общества на определённой стадии его развития
2. У самих варягов ещё не было сложившейся государственности. Как и славяне, они находились на стадии распада родо-племенных отношений.
3. Варягов было немного и они быстро растворились в массе славян.
Слайд 21

Рюрик (862 – 879) Княжил в Новгороде и Ладоге После смерти

Рюрик (862 – 879)

Княжил в Новгороде и Ладоге
После смерти своих братьев

Синеуса и Трувора присоединил их земли к своим владениям
Слайд 22

Олег (879 – 912) Правитель русского государства после смерти Рюрика Прозван

Олег (879 – 912)

Правитель русского государства после смерти Рюрика
Прозван вещим за

мудрость и талантливую политику.
В 882 г. захватил Смоленск и Киев.
В Киеве убил местных князей Аскольда и Дира и сделал Киев столицей своего государства. По преданию Олег сказал «Да будет теперь Киев матерью всем градам русским».
Слайд 23

Убийство Аскольда и Дира (страница из текста летописи)

Убийство Аскольда и Дира (страница из текста летописи)

Слайд 24

В 882 г. произошло объединение бывших ранее самостоятельными центров древнерусской государственности

В 882 г. произошло объединение бывших ранее самостоятельными центров древнерусской государственности

– Новгорода и Киева под властью Рюриковичей. Столицей этого государства стал Киев. Так возникла Киевская Русь (882 – 1169)
Слайд 25

Главная задача- расширение территории государства Подчинил племена древлян, северян, радимичей (дань

Главная задача- расширение территории государства
Подчинил племена древлян, северян, радимичей (дань мехами

– «мягкая рухлядь»)
907 год – поход на Византию (дань, открыта торговля для русских купцов)
911 год – поход на Византию (заключен первый двусторонний письменный договор о беспошлинной торговле)
912 год – смерть Олега
Слайд 26

Поход Олега на Византию – 907 г. Олег в 907 г.

Поход Олега на Византию – 907 г.

Олег в 907 г. совершил

успешный поход на столицу Византии – Константинополь (Царьград).
Был заключён выгодный для русичей мирный договор. Это первый сохранившийся до нас письменный памятник русской истории.
В знак своей победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит
Слайд 27

Олег у останков коня Олег скончался в 912 г. от укуса

Олег у останков коня

Олег скончался в 912 г. от укуса змеи

(Вспомните «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина)
Слайд 28

Управление подчинёнными племенами Вначале киевские князья не уничтожали правления местных племенных

Управление подчинёнными племенами

Вначале киевские князья не уничтожали правления местных племенных

вождей.
Киевские князья требовали в знак подчинения сбора дани и отправки воинов в княжеское войско в случае необходимости.
Способ сбора дани в ранней Киевской Руси носил название – полюдье. При полюдье сам киевский князь с дружиной ездил по территории подчинённых племён, собирая дань. Первоначально размер дани не был нормирован и устанавливался произвольно.
Слайд 29

Сбор дани князем

Сбор дани князем

Слайд 30

Князь Игорь (912 – 945) Сын Рюрика. Вероятно, Олег не допускал

Князь Игорь (912 – 945)

Сын Рюрика. Вероятно, Олег не допускал даже

повзрослевшего Игоря к власти.
Совершил в 941 г. неудачный поход на Византию. Флот Игоря был уничтожен «греческим огнём»
Погиб в ходе восстания древлян, возмущённых жадностью Игоря и его дружины при сборе дани
Слайд 31

Использование «греческого огня»

Использование «греческого огня»

Слайд 32

Слайд 33

Княгиня Ольга (скончалась в 969 г.) Происходила из Пскова, жена князя

Княгиня Ольга (скончалась в 969 г.)

Происходила из Пскова, жена князя

Игоря. После гибели мужа стала правительницей русского государства.
Отомстила древлянам за убийство мужа, сожгла столицу древлян Искоростень. После гибели Игоря киевские князья начинают искоренять племенных князей и лишать покорённые племена даже внутренней автономии. Для управления из Киева присылаются родственники киевского князя или его приближённые.
Ольга изменила форму сбора дани, введя нормы выплаты дани – «уроки» и специальные места сбора дани – «погосты». Такая форма сбора дани называлась повоз. Теперь представители покорённых племён сами привозили дань чиновникам киевского князя.
Слайд 34

Ольга первой из княжеской династии приняла христианство. Для этого она совершила поездку в Константинополь.

Ольга первой из княжеской династии приняла христианство. Для этого она совершила

поездку в Константинополь.
Слайд 35

Святослав Игоревич (945 – 972) Сын князя Игоря и Ольги. В

Святослав Игоревич (945 – 972)

Сын князя Игоря и Ольги. В год

гибели отца был малолетним. Возмужав, не интересовался делами внутреннего управления.
Почти всю жизнь провёл в походах. Был неприхотлив (мог спать подложив под голову седло и питаться печёным на углях мясом), совершал быстрые переходы – «ходил как пард».
Предупреждал своих противников – «иду на вы».
Подчинил вятичей, воевал против хазар, волжской Булгарии, Византии.
Был храбр, но не отличался дипломатическими способностями, какой-либо существенной пользы от его походов Русь не получила.
Погиб, возвращаясь из похода на Византию, попав в организованную печенегами засаду.
Слайд 36

Слайд 37

Доростол – древняя болгарская крепость и город на берегу Дуная. Дата

Доростол – древняя болгарская крепость и город на берегу Дуная.
Дата

сражения: 23 апреля – 23 июля 971 года.
Русское войско под командованием князя Святослава.
Византийское войско под командованием императора Иоанна I Цимисхия.
Цели: Святослав: овладеть устьем Дуная, обеспечить условия для торговли с Византией.
Цимисхий: не допустить укрепления позиций и влияния Руси.
Силы сторон: Русь: около 40 тыс. воинов. Византия: около 60 тыс. воинов + 300 кораблей.
Ход событий.
· 970-971- второй поход Святослава на Дунайскую Болгарию.
· Святослав пошёл завоёвывать Македонию, но под натиском византийцев вынужден остановиться под Доростолом, а затем обороняться в крепости.
· Оборона Доростола длилась около 3-х месяцев.
· В крепости начался голод. Он заявил: «Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мёртвые бо сраму не имут».
· Силы византийцев превосходили русское войско. Святослав сумел вырваться из окружения и отвести войско снова в крепость. Он был ранен, многие военачальники убиты.
· Святослав вынужден заключить мир с императором Цимисхием.
ИТОГИ.
· Подписание мирного договора с Византией.
· Войско получило продовольствие и право беспрепятственного отхода в пределы Руси.
· Русским купцам гарантировалась свободная торговля в Византии.
Битва под Доростолом – пример мужества и стойкости русских воинов, военного таланта и мастерства Святослава (умение вести оборону, выходить из окружения, вести бой, делать активные вылазки из крепости).
Слайд 38

Слайд 39

Ярополк Святославович (972 – 980) Перед отправлением в последний поход Святослав

Ярополк Святославович (972 – 980)

Перед отправлением в последний поход Святослав разделил

Русь между тремя своими сыновьями. Ярополк был посажен в Киеве, Олег – в древлянской земле, Владимир – в Новгороде.
Вскоре между братьями начались междоусобицы. Ярополк разгромил войско Олега, который погиб в битве, и присоединил его земли к своим владениям.
Владимир испугался, что Ярополк пойдёт на него войной и бежал к варягам. Вместе с отрядом варягов он пошёл к Киеву и обманом убил своего брата Ярополка
Слайд 40

Владимир 1 Святославович Красное солнышко, Святой (980 – 1015) Сын князя

Владимир 1 Святославович Красное солнышко, Святой (980 – 1015)

Сын князя

Святослава и рабыни.
Сверг и убил правившего в Киеве брата Ярополка и стал киевским князем.
В первый (языческий) период правления был жесток и своеволен.
После прихода к власти провёл 1 религиозную реформу, заключающуюся в попытке унификации языческого культа и возвышении Перуна, ставшего богом князя и дружины. Это было необходимо для укрепления власти князя и единства Руси
Возвышение язычества сопровождалось гонением на христианство и убийством (принесением в жертву) нескольких христиан.
Разочарование в результатах 1 религиозной реформы подтолкнуло Владимира к 2 религиозной реформе, заключающейся в принятии монотеизма (единобожия) в форме православия.
Слайд 41

Выбор веры 1 этап. По сообщению летописи к Владимиру приходили проповедники

Выбор веры

1 этап. По сообщению летописи к Владимиру приходили проповедники ислама,

иудаизма, католицизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела проповедь византийского «философа».
2 этап. Владимир разослал послов в сопредельные страны, чтобы они наблюдали обряды религии в этих странах. Послам Владимира понравился лишь обряд православного богослужения в храме св. Софии в Константинополе, что и предопределило окончательный выбор Владимира.
Следует также при анализе выбора в пользу православия учитывать авторитет власти византийского императора, а также установившиеся тесные достаточно дружественные отношения с Византией.
Слайд 42

«Мы не помним, где были, на небе или на земле» (ответ

«Мы не помним, где были, на небе или на земле» (ответ

послов Владимиру о православном богослужении в храме св. Софии в Константинополе)
Слайд 43

Однако Владимир не хотел попасть в зависимость от Византии. Поэтому он

Однако Владимир не хотел попасть в зависимость от Византии. Поэтому он

в 987 г, решив принять православие, пошёл походом на византийские владения в Крыму – осадил и взял город Херсонес (Корсунь) и уже с позиции победителя потребовал отдать за него сестру императора Анну. Византийский император не желая дальнейшего обострения отношений согласился на это при условии крещения Владимира. Владимир и его дружина были крещены в Херсонесе присланными из Византии священниками

Руины
Херсонеса

Слайд 44

По возвращении в Киев Владимир приказал всем принять крещение. В Киеве

По возвращении в Киев Владимир приказал всем принять крещение. В Киеве крещение

происходило в водах Днепра. В Новгороде против принятия христианства поднялось восстание, подавленное дядей Владимира Добрыней («Владимир крестил водой, а Добрыня огнём»)
Слайд 45

Крещение киевлян

Крещение киевлян

Слайд 46

Политические последствия принятия христианства 1. Укрепилась власть киевского князя, считалось, что

Политические последствия принятия христианства

1. Укрепилась власть киевского князя, считалось, что власть

князя исходит от Бога
2. Усилилось единство Руси, поскольку теперь все поклонялись одному Богу.
3. Русь может на равных участвовать в международных отношениях, что было затруднено в период язычества
Слайд 47

Последствия крещения для развития культуры 1. Изменилась система ценностей 2. Появляются

Последствия крещения для развития культуры

1. Изменилась система ценностей
2. Появляются каменные

строения – церкви.
3. Появляется иконопись как вид искусства
Слайд 48

4. Из Византии привозятся книги, переводимые на русский язык (жития святых,

4. Из Византии привозятся книги, переводимые на русский язык (жития святых,

богослужебная литература, исторические сочинения и пр.). Вскоре появляются и сочинения русских авторов. 5. Появляются монастыри. Самый древний монастырь на Руси – Киево-печерский, основанный преподобным Антонием. Монастыри становятся центрами образования и культуры Однако на Руси в народной культуре ещё долго переплетались элементы христианства и язычества (так наз. «двоеверие»)

Антоний Печерский

Пещерная келья
В Киево-печерском монастыре

Слайд 49

Владимир после крещения стал мягким и человеколюбивым правителем. Некоторое время он

Владимир после крещения стал мягким и человеколюбивым правителем. Некоторое время он даже

воздерживался от смертной казни преступников. В памяти народа остались пиры Владимира, на которые могли попасть все желающие. Княжение Владимира – былинное время богатырей – Ильи Муромца и Добрыни Никитича. В отличие от своего отца Владимир редко ходил в походы, но он для обороны юго-восточных рубежей построил сеть застав, которые могли отразить набег кочевников или предупредить о нём

Илья Муромец
(антропологическая
реконструкция)

Слайд 50

Борьба за власть после смерти Владимира После смерти Владимира в 1015

Борьба за власть после смерти Владимира

После смерти Владимира в 1015 г.

власть в Киеве захватил его сын Святополк. Опасаясь соперничества, Святополк приказывает убить своих братьев Бориса и Глеба.
За этот поступок Святополк получает в истории прозвище «Окаянный» (подобный братоубийце Каину), а Борис и Глеб (см. иконы) объявлены первыми русскими святыми.
Другой брат Святополка – Ярослав бежал из Новгорода к варягам и привёл под Киев варяжскую дружину. Недалеко от Киева произошла битва, в которой Святополк и призванные им поляки были разбиты. Святополк бежал с остатками войска и умер в Польше.

Борис и Глеб

Слайд 51

Ярослав Владимирович Мудрый (1019 – 1054) Великий киевский князь, при котором

Ярослав Владимирович Мудрый (1019 – 1054)

Великий киевский князь, при котором Киевская

Русь достигла наивысшего расцвета. В Европе её называли «Гардарики» - страна городов.
Пришёл к власти после ожесточённой междоусобной войны.
Прозван мудрым за любовь к грамоте и учёность. Начал собирать первую на Руси библиотеку, заказывал перевод книг с греческого языка. Повелевал организовывать школы при монастырях, где мальчиков обучали грамоте, счёту и необходимому для богослужения.
В 1036 году окончательно разгромил печенегов, которые более не нападали на Русь.
Ярослав посредством выгодных браков дочерей породнился с ведущими монархами Европы (королями Франции, Венгрии и Норвегии).
Слайд 52

В Киеве в честь победы над печенегами Ярослав повелел в 1037

В Киеве в честь победы над печенегами Ярослав повелел в 1037

г. соорудить главный храм Киева – собор св. Софии, поражавший всех своим великолепием
Слайд 53

Ярослав Мудрый совершал походы, сопровождавшиеся основанием городов на присоединённых территориях. Так

Ярослав Мудрый совершал походы, сопровождавшиеся основанием городов на присоединённых территориях. Так

в ходе походов им были основаны города Ярославль и Юрьев (Тарту)

Ярославль

Крепость в Тарту

Слайд 54

Незадолго до смерти в 1054 г. Ярослав Мудрый в завещании разделил

Незадолго до смерти в 1054 г. Ярослав Мудрый в завещании разделил

Киевскую Русь между 5 своими сыновьями, чем положил начало феодальной раздробленности (удельной системе), приведшей к распаду единого древнерусского государства – Киевская Русь
Слайд 55

ЗАВЕЩАНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО «… если будете жить в любви друг к

ЗАВЕЩАНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

«… если будете жить в любви друг к другу,

Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний …, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».

От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника?

Слайд 56

Изяслав Святослав Всеволод Вячеслав Игорь Всеслав Ростислав Еще при жизни Ярослав

Изяслав

Святослав

Всеволод

Вячеслав

Игорь

Всеслав

Ростислав

Еще при жизни Ярослав Мудрый разделил земли между своими
сыновьями:

Изяслав

получил

Киевские и Новгородские земли;

Святослав унаследовал Чернигов,

Рязань и Муром

Всеволод получил

Переяславские и Ростово-Суздальские земли;

Вячеслав-

Смоленск;

Игорь -

Ростовский удел

Владимир -Волынский

Ростислав -

Всеслав -

Полоцк

Слайд 57

Слайд 58

Волжский путь «Янтарный путь» 1

Волжский путь

«Янтарный путь»

1

Слайд 59

ПОЛОВЦЫ Из глубин Азии в Причерноморские степи вторглись половецкие племена, вытеснив печенегов.

ПОЛОВЦЫ

Из глубин Азии в Причерноморские степи вторглись половецкие племена, вытеснив печенегов.

Слайд 60

В 1061 г. половцы совершили первый крупный набег на Русь. Битва

В 1061 г. половцы совершили первый крупный набег на Русь.
Битва

на р. Альте закончилась разгромом русской рати

«Половцы» — это русское название кипчаков, пришедших из Средней Азии и покоривших степные пространства до Урала в середине XI в. Название это произошло, предположительно, от русского слова «полова» — «солома», так как волосы у этих кочевников были соломенного цвета.

Слайд 61

1092 г. - половцы разорили множество сел по обоим берегам Днепра


1092 г. - половцы разорили множество сел по обоим берегам

Днепра
1093 г. - половцы вновь вторглись в пределы Руси, Черниговский князь Святослав разгромил половцев во время их второго набега

.

Слайд 62

Но с этого момента началась череда княжеских усобиц, в которую были

Но с этого момента началась череда княжеских усобиц, в которую были

втянуты сыновья и внуки Ярослава Мудрого.
Слайд 63

Пока князья враждовали между собой половцы совершали набеги на Русь, грабили

Пока князья враждовали между собой половцы совершали набеги на Русь, грабили

и уводили в плен русских людей.
Слайд 64

1094 г. - Олег Святославович пригласил на Русь половецкие орды и



1094 г. - Олег Святославович пригласил на Русь половецкие

орды и изгнал Владимира Мономаха из Чернигова в Переяславль.

1095 г. - Мономах и Святополк объединили усилия
для борьбы с половецким нашествием. Половцы на некоторое время ослабили натиск на Русские земли.

Слайд 65

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

внук

Ярослава Мудрого и сын Всеволода Ярославича, и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, от него он и получил свое прозвище, прославился борьбой с половцами.

Владимир Мономах

Слайд 66

В Оружейной палате Московского Кремля — главном хранилище древних и современных

В Оружейной палате Московского Кремля — главном хранилище древних и современных

сокровищ России — хранится экспонат, который называется Шапка Мономаха. По преданию, эта шапка принадлежала Константину Мономаху (деду Владимира по матери), а потом была передана греками Владимиру.
Слайд 67

1097 год – Любечский съезд князей Распределение княжеских столов. Миниатюра Радзивилловской летописи

1097 год – Любечский съезд князей

Распределение княжеских столов. Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 68

1097 г.- Сидя на одном ковре, князья признали, что усобицы идут

1097 г.- Сидя на одном ковре, князья признали, что усобицы идут

на пользу только половцам, которые «землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны.»

Иванов С.В. Съезд князей в Уветичах

Слайд 69

«В 1097 году пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и

«В 1097 году пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и

Василько Ростиславович, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и съехались в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая. А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый держит отчину свою». И на том целовали крест: « Если теперь кто на кого покусится, против того – крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси»
Объясните слова: «Пусть каждый держит отчину свою».
Найдите в тексте объяснение причин сбора князей на съезд
3. Оцените решения съезда по их последствиям:
положительные или отрицательные?
4. Предположите - удалось ли им прекратить усобицы?
Почему?
Слайд 70

С трудом удалось Владимиру примирить братьев и всем вместе пойти воевать

С трудом удалось Владимиру примирить братьев и всем вместе пойти воевать

с половцами. Весной 1111г, собрав общерусскую рать, Владимир Мономах нанёс сокрушительный удар половцам.

Кившенко А. Д. Долобский съезд князей

Слайд 71

В 1113 г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич, и в

В 1113 г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич,
и в

Киеве вспыхнуло восстание горожан против ростовщиков. Горожане громили дворы дворянских, княжеских управителей, бояр, ростовщиков.
Погромы в Киеве продолжались несколько дней,
и никому не удавалось их остановить.
Слайд 72

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого авторитетного

  В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого авторитетного

на Руси князя - Владимира Мономаха.
Слайд 73

Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и

Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и

деда Владимир Мономах. И было ему шестьдесят лет от роду.

Н.Кургузова-Мирошник, К.Мирошник.
Владимир Мономах

Слайд 74

Время княжения Владимира Мономаха было одним из самым цветущим в истории

Время княжения Владимира Мономаха было одним из самым цветущим в истории

Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились, а непокорные чувствовали сильную руку князя.

Владимир Мономах – великий князь

Слайд 75

К XI в. за государством восточных славян окончательно закрепилось название "Русь",

 К XI в. за государством восточных славян окончательно закрепилось название "Русь",

"Русская земля". Всех восточных славян стали звать "русичами", "русинами", "русскими".      Владимир Мономах смог объединить под своей властью 3/4 территории Древнерусского государства, на время прекратить княжеские усобицы.
Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета.
В границах Руси уже сложились и выросли самостоятельные государства. Русь неудержимо распадалась. На Руси начинался период феодальной раздробленности.
Слайд 76

Между историками нет единой точки зрения по вопросу: КОГДА НАЧАЛАСЬ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

Между историками нет единой
точки зрения по вопросу:
КОГДА НАЧАЛАСЬ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

РУСИ ?

1 Раздробленность началась после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.), т.к. он разделил страну между шестью наследниками.

2 Раздробленность началась после Любечского съезда (1097 г.)

Владимир Мономах

Мстислав Великий

3 После смерти сына Мономаха Мстислава Великого (1125-1132 гг.), когда Русь распалась на несколько самостоятельных частей.

Слайд 77

К середине XII века образовалось 15 самостоятельных княжеств, к началу XIII

К середине XII века образовалось 15 самостоятельных княжеств, к началу

XIII века их было уже около 50 княжеств.
Древнерусское государство исчезло, не было единого центра власти.
По традиции Киев еще был целью устремлений князей, и до середины XII в. за него боролись князья :

-владимиро-суздальские

-галицко-волынские

-черниговские

-смоленские

Слайд 78

В каждом княжестве была собственная княжеская династия. В их распоряжении была

В каждом княжестве была собственная княжеская династия.
В их распоряжении

была собственная дружина.
На местах князья проводили самостоятельную
внешнюю и внутреннюю политику.
Наследственные князья были больше заинтересованы в обустройстве собственных земель.
Слайд 79

Русская правда Русская правда – первый общерусский письменный свод законов, принятый

Русская правда

Русская правда – первый общерусский письменный свод законов, принятый при

Ярославе Мудром и его преемниках – Ярославичах. Русская правда существует в нескольких редакциях.
Появление Русской правды было обусловлено переходом к государственности и изживанием норм родо-племенного строя.
Впервые нормы права были чётко определены и объявлены обязательными для всех подданных киевского князя.
Одной из главных норм было ограничение, а затем и запрет кровной мести. Вместо неё вводился штраф. В Русской правде не было предусмотрено телесных наказаний и смертной казни.
Слайд 80

Ярослав Мудрый объявляет свод законов

Ярослав Мудрый объявляет свод законов

Слайд 81

Согласно Русской правде за большинство преступлений, в том числе и убийство,

Согласно Русской правде за большинство преступлений, в том числе и убийство,

полагался штраф. Размер штрафа зависел от социального положения пострадавшего. Так, за убийство смерда (простого общинника) надо было выплатить 5 гривен, а за убийство княжеского дружинника – 80 гривен. Его жизнь, таким образом, ценилась в 16 раз дороже. Если убийца не был найден, штраф платила община (вервь), на территории которой был найден убитый. В судопроизводстве часто применялись поединки и ордалия («Суд Божий»)
Слайд 82

Судебное испытание (ордалия)

Судебное испытание (ордалия)

Слайд 83

Социальный строй Киевской Руси Киевская Русь была раннефеодальным государством. Власть князя

Социальный строй Киевской Руси

Киевская Русь была раннефеодальным государством. Власть князя не

была абсолютной. Он должен был советоваться с дружиной и боярами.
Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники.
Рабство существовало, но не было широко распространено. Как правило, рабами становились захваченные в плен на войне.
Выделялось полное (обельное) и неполное (закупное) холопство. Закупами становились те, кто брал ссуду. Пока он не выплачивал её, он считался холопом, но в отличие от полного холопа закуп имел своё хозяйство и семью.
Закуп мог выкупиться, отдав в холопство свою жену или детей.
Слайд 84

Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский

Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский

(на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник».
Слайд 85

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и

одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Слайд 86

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е

годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»).
Слайд 87

Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст

Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст

Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права.
Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.
Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).
Слайд 88

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой

Правды.
Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями.
К ним относят статьи 27–41, разделяемые на
Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси,
Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах).
Слайд 89

В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от

В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от

частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
Слайд 90

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества.

Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников.
Слайд 91

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда –

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда –

или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству.
Слайд 92

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как

действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста.
С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей.
Слайд 93

Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников

Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников

– Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.
Слайд 94

Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она

Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она

откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).
Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева).
Слайд 95

В советское время принято было говорить о Русской Правде как о

В советское время принято было говорить о Русской Правде как о

едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.
Слайд 96

РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

Слайд 97

ФЕОДАЛИЗМ - общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев

ФЕОДАЛИЗМ - общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных

землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости
Слайд 98

ДИСКУССИЯ ОБ УРОВНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ДИСКУССИЯ ОБ УРОВНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 99

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Земля – основной источник богатства После отмены

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Земля – основной источник богатства
После отмены полюдья на

Руси в конце X в. введение регулярного сбора дани с населения. Люди были свободны, но попадали в зависимость от государства.
С середине XI века – общинная земля все чаще оказывается в частных руках

Князья захватывали земли общинников, объявляли их своими

Князья помещали на незаселенные ранее земли
пленников

Пахота в Древней Руси.
Миниатюра из Лицевого свода

Князь
Верховный собственник земли

Слайд 100

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ Наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников,

не подвластных частным феодалам. Такие независимые, свободные крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.
Слайд 101

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ Закупы – люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие купу

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Закупы – люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие купу (ссуду).

После выплаты долга могли стать свободными.
Изгои – люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.
Рядовичи – люди, заключившие ряд (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому.
Смерды – социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.
Холопы – категория рабов, которые были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
Челядь – домашние рабы.

Смерд и боярин

Слайд 102

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XI ВЕКЕ Великий князь Дружина Вече «Старшая» –

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XI ВЕКЕ

Великий князь

Дружина

Вече

«Старшая» – бояре – дума,

совет князя, воеводы

Община

«Младшая» – отроки, гриди - мечники, вирники и т.д.

ряд

 Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями.

Совет при князе (бояре, высшее духовенство)

Слайд 103

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XI ВЕКЕ Ведало вопросами войны и мира Распоряжалось

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XI ВЕКЕ

Ведало вопросами войны и мира

Распоряжалось финансовыми и

земельными ресурсами общины

Санкционировало денежные сборы

Принимало участие в обсуждении законодательства

Роль вече

Слайд 104

АРМИЯ. БОЕВОЕ ПОСТРОЕНИЕ ВОЙСКА. Князь Воевода (тысяцкий) ПОЛК СОТНИ ДЕСЯТКИ Вои

АРМИЯ. БОЕВОЕ ПОСТРОЕНИЕ ВОЙСКА.

Князь

Воевода (тысяцкий)

ПОЛК

СОТНИ

ДЕСЯТКИ

Вои - народное ополчение (смерды, ремесленники)

ДРУЖИНА

ДРУЖИНА

ЧЕЛО

Левое крыло

Правое

крыло
Слайд 105

СТРУКТУРА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В XI веке дружина великого князя насчитывала 500-800

СТРУКТУРА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

В XI веке дружина великого князя насчитывала 500-800

дружинников.
В X-XI веках великие князья сами участвовали в военных походах.
Слайд 106

Патриарх Глава византийской церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии

Патриарх

Глава византийской церкви и
всех церквей, принявших
крещение от Византии

Митрополит


Глава церкви на Руси, назначался
константинопольским патриархом;
управлял епархией

Епископы

Возглавляли
отдельные
области - епархии

Священники

Вели богослужение
в городских и
сельских церквях

СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЦЕРКВИ. ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ