Oбщественно-политическая мысль в России в 20-50 годов XIX века. Восстание декабристов

Содержание

Слайд 2

Коротко об освободительном движении Зарождается в период перехода от феодализма к

Коротко об освободительном движении

Зарождается в период перехода от феодализма к

капитализму и
связано с ростом национального самосознания, появлением
прогрессивных и патриотических идей,
направленных на реформирование страны.
Слайд 3

Слайд 4

Общественно-политическая мысль в 20-50-е годы XIX века. Идейная жизнь в России

Общественно-политическая мысль в 20-50-е годы XIX века.
Идейная жизнь в России второй

четверти XIX века проходили в трудной для передовых людей политической обстановке усиления реакции после подавления восстания декабристов.
Поражение декабристов породило у некоторой части общества пессимизм и отчаяние.Заметное оживление идейной жизни русского общества происходит на рубеже 30-40-х годов XIX века.К этому времени уже четко обозначились течения общественно-политической мыли, как охранительно- консервативное, либерально-оппозиционное и положено начало революционно-демократическому.
Идейным выражением охранительно-консервативного направления была теория «официальной народности».Принципы ее были сформулированы в 1832 году С.С. Уваровым как «православие, самодержавие, народность». Консервативно-охранительное направление в условиях пробуждения национального самосознания русского народа тоже апеллировалок «народности».Но «народность» трактовалась им как приверженность народных масс к «исконно русским началам» - самодержавию и православию.Социальная задача «официальной народности» заключалась в доказательстве исконности и законности самодержавно-крепостнических порядковв России.Главным вдохновителем и дирижером теории «официальной народности» был Николай I, а министр народного просвещения, консервативные профессора и журналисты выступали в роли ее усердных проводников.Теоретики «официальной народности» доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями православной религии и «политической мудрости».
Слайд 5

Слайд 6

«Официальная народность» как официально признанная идеология поддерживалась всей мощью правительства, проповедовалась

«Официальная народность» как официально признанная идеология
поддерживалась всей мощью правительства, проповедовалась через

церковь, царские манифесты, официальную печать, системную народного образования. Однако вопреки этому шла огромная умственная работа, рождались новые идеи, которых объединяло неприятие николаевской политической системы.Среди них значительное место в 30-40-х годах занимали славянофилы и западники.
Славянофилы- представители либерально настроенной дворянской интеллигенции.Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа, неприятия им западно-европейского пути развития, даже противопоставление России Западу , защита самодержавия, православия. Славянофильство - оппозиционное течение в русской общественной мысли, оно имело множество точек соприкосновения с противостоящим ему западничеством, нежели с теоретиками «официальной народности».Исходной датой оформления славянофильства следуют считать 1839 год.Основоположниками этого течения были Алексей Хомяков и Иван Киреевский.Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России.Они выдвинули тезис: «Сила власти-царю, сила мнения - народу».Это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Николаевскую политическую систему с ее немецкой «бюрократией» славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований.
Слайд 7

Западничествовозникло на рубеже 30-40-х годов XIXвека.К западникам принадлежали литераторы и публицисты

Западничествовозникло на рубеже 30-40-х годов XIXвека.К западникам принадлежали литераторы и публицисты

- П.В. Анненков, В.П.Боткин, В.Г.Белинский и другие.Они доказывали общность исторического развития Запада и России, утверждали, что Россия хоть и запоздала, но идет по тому же пути, что и другие страны, ратовали за европеизацию.Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца.В противоположность славянофилам западники были рационалистами, и решающее значение придавали разуму, а не примату веры.Они утверждали самоценность человеческой жизни как носителя разума.Для пропаганды своих воззрений западники использовали университетские кафедры и московские литературные салоны.
В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века складывается демократическое направление русской общественной мысли, представителями этого кружка были: А.И.Герцен, В.Г.Белинский. в основу этого направления легли общественной мысли легли философские и политические учения, распространявшиеся в начале XIX века Западной Европе.
Слайд 8

В 40-х годахXIX века России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно

В 40-х годахXIX века России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно

Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р. Оуэна.Активными пропагандистами этих идей были петрашевцы.Молодой чиновник Министерства иностранных дел, одаренныйи общительный, М.В. Буташевич-Петрашевский, начиная с зимы 1845 года,стал собирать по пятницам на своей петербургскойквартире интересующихся литературными, философскими и политическими новинками молодых людей. Это были студенты старших курсов, учителя, мелкие чиновники и начинающие литераторы. В марте - апреле 1849 г. наиболее радикальная часть кружка приступила к оформлению тайной политической организации.Было написано несколько революционных прокламаций, для их тиражирования приобрели печатный станок.
Но на этом деятельность кружка была прервана полицией, которая уже около года следила за петрашевцами через засланного к ним агента.В ночь на 23 апреля1849 года 34 петрашевца были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. На рубеже 40-50-х годовXIX века складывается теория «русского социализма».Ее основоположником был А. И. Герцен.Поражение революций 1848-1849 годов в западноевропейских странах произвели глубокое впечатлениена него, породило неверие в европейский социализм. Герцен исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя
капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.
Слайд 9

Слайд 10

Проекты Конституций России

Проекты Конституций России

Слайд 11

Слайд 12

14 декабря 1825 г. Восстание декабристов в Петербурге 29 декабря 1825

14 декабря 1825 г. Восстание декабристов в Петербурге

29 декабря 1825

г. - 3 января 1826 г.
Восстание Черниговского на Украине
Слайд 13

Всего по делу декабристов привлечено 579 человек; 5 казнено, 121 сосланы

Всего по делу декабристов привлечено
579 человек;
5 казнено, 121 сосланы в

Сибирь на
каторгу;
Всего наказано по делу декабристов
1700 человек
Слайд 14

Причины поражения декабристов -срыв первоначального плана восстания -оторванность от народа -поведение

Причины поражения декабристов

-срыв первоначального плана восстания
-оторванность от народа
-поведение Трубецкого и Якубовича

в момент восстания
-недостатки в подготовке восстания
- выжидательная тактика, нерешитель-
ность восставших.
Слайд 15

Вывод: Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика,

Вывод:
Декабристы положили начало освободительному движению в России.
Их идеология, тактика, опыт

борьбы
повлияли на дальнейшее развитие
общественно-политической мысли
в России.