“Оттепель” в духовной жизни 1953 - 1964

Слайд 2

Оттепель «Оттепель» (1953-1964 гг. ) И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот

Оттепель

«Оттепель» (1953-1964 гг. ) И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот период

«оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы . Период «оттепели» характеризовался смягчением политического режима, началом процесса реабилитации жертв массовых репрессий 1930-х – начала 1950-х гг., расширением прав и свобод граждан, некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки. Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране. Поколение молодых людей стали называть шестидесятниками. Термин впервые появился в заглавии опубликованной статьи С. Рассадина в декабре 1960 г . в журнале «Юность» о молодых писателях, их героях и читателях. Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны и убежденность в возможности обновления советской политической системы.
Слайд 3

Оттепель в культуре Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких

Оттепель в культуре

Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений

на деятелей культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами. 1957 г. – в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов , положивший начало регулярным контактам советской молодежи с зарубежными сверстниками. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»: Е. А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий – настоящие властители дум молодежи 1960-1970-х
Слайд 4

Слайд 5

Стиляги В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились

Стиляги

В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги

– молодежь, одетая по западной моде. Власть пыталась держать эти процессы под контролем. Стиляг осуждали и высмеивали.
Слайд 6

Литература Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников», а

Литература

Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников», а также

стала раскрываться новая правда о войне в произведениях Шолохова, Бондарева, Симонова и т.д. Д.А. Гранин «Иду на грозу», Ю.П. Герман «Дорогой мой человек», И.А. Ефремов «Туманность Андромеды». Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня» М. А. Шолохов «Судьба человека»
Слайд 7

Цензура Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала

Цензура

Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «Новый

мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где автор на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий. Однако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. Так рукопись романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа , была изъята у автора органами госбезопасности. По сохранившимся в списках двум экземплярам роман был опубликован в СССР только в годы перестройки. «Доктор Живаго» В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как «проникнутую духом неприятия социалистической революции». В центре внимания – судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны. После присуждения Б.Л. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии по литературе в СССР развернулась кампания по травле писателя. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями искусства и литературы. На этих встречах подвергалось « зубодробительной» критике все, что не вписывалось в официальную идеологию режима. Заодно отрицалось и все, что было лично не понятно самому Хрущеву . Личные вкусы руководителя страны вновь приобрели характер официальных оценок.