Презентация на тему "Русская иконопись" - презентации по Истории скачать

Содержание

Слайд 2

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа,

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа,

он — только проводник божественной истины.

Знаменщик— наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы;
Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию:
Травщик— изображающий растения
Плательщик — специализирующийся в написании одежд
и др.
Личник — мастер в личном письме — изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела;
Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье;
Кормовой иконописец — нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение;
Городовой иконописец — иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях;
Фурильщик — мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».

Слайд 3

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение. Преображение

Задача иконописи –
"воплотить слово", воплотить в образы христианское

вероучение.

Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле.
Сер. XV века. Феофан Грек

Слайд 4

Особенности русской иконописи: Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных

Особенности русской иконописи:

Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий.
Аскетизм

- норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы).
Слайд 5

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы Если

«Дeрево познания
Добра и Зла»,
Микеланджело, фрагмент росписи
Сикстинской капеллы

Если

нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы.

Почему для иконописания выбрано именно дерево?

Дерево имеет глубокое символическое значение.
Следует вспомнить о древе
жизни, о древе познания
добра и зла, которые были в Эдемском саду; о дереве
гофер, из которого был
построен ковчег праведного
Ноя.
Используют липу, ель, ольху и кипарис.

дерево — это символ падения
и спасения человека.

Слайд 6

Форма иконной доски. . Ковчег (ковчежец) — углубленная часть иконной доски.

Форма иконной доски.

.

Ковчег (ковчежец) — углубленная часть иконной доски. Поле —

выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI—XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей. Лузга — скос между ковчегом и полем. Шпонка — поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации.

1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег,
4 - паволока, 5 – врезная
левосторонняя шпонка

Слайд 7

Принципы изображений фигур на иконах.

Принципы изображений фигур на иконах.

Слайд 8

Иконографические типы изображения Иисуса Христа 6

Иконографические типы изображения Иисуса Христа

6

Слайд 9

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение"

Первая группа - тип
иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение"

является "Оранта".
(Оранта, от лат. orans — молящийся).

Классификация икон Богоматери.

Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через
воплощение Логоса.

Слайд 10

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". ОДИГИТРИЯ

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница".

ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ


одна из самых почитаемых православных икон.
Слайд 11

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является

не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая".

2

Слайд 12

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Слайд 13

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты,

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты,

которые по тем или иным причинам не вошли в первые три.

Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях.

"Богоматерь - Живоносный Источник"