Реформы Петра I в области культуры и быта

Содержание

Слайд 2

Стремление сломать складывавшиеся веками русские традиции для установления в стране европейских

Стремление сломать складывавшиеся веками русские традиции для установления в стране европейских

ценностей;
Петр I во время участия в Великом посольстве в Европу ознакомился с европейскими порядками и проникнулся зарубежной культурой;
С детских лет царь противился устоявшимся в русском обществе нормам, считая их устаревшими и варварскими.

Причины и предпосылки культурных реформ Петра I

Слайд 3

Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30

Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30

лет, и послужил, среди прочих деяний, для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.
Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной
церквей; сопровождавшееся
употреблением ненормативной лексики,
водочных возлияний и всяческих
передразниваний реальной жизни.

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Слайд 4

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё

отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация. Примечательно, что еще в 1634 году царь Михаил Федорович запретил курение табака, а пойманным не единожны на данном нарушении предписывалось пороть и вырывать ноздри.

Разрешение на курение и продажу табака

Слайд 5

Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь

Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь

насильно бороду — значит оскорбить честь и достоинство человека. Однако сам Пётр I от природы не имел бороды, а всё связанное со сложившимися русскими традициями вызывало у него если не ярость, то насмешку, особенно после Великого посольства в Европу 1697-1698 годов.
5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды, а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам,
за разъяснениями по поводу таких вопиющих
нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично.
Духовенству и жителям деревень разрешалось
носить бороду, но деревенские мужики были
обязаны заплатить налог на бороду при заходе в
любой из крупных городов. Откупиться от бритья
могли и городские жители с купцами, но если налог
для крестьян был 1 копейка, то для более
обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что
Было на тот момент весьма значительной суммой.

Указ брить и рубить бороды

Слайд 6

Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду — в январе

Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду — в январе

1700 года Петр I велел всем носить платье по типу венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Специальные вооруженные отряды – блюстители западной моды хватали прохожих, ставили на колени и отрезали полы одежды на уровне земли.

Указ о форме и длине верхней одежды

Слайд 7

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые

рубашки были запрещены.
Согласно новой моде женщины должны были носить широко и глубоко декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).
Слайд 8

Пётр изменил начало летоисчисления от Сотворения Мира на от Рождества Христова.

Пётр изменил начало летоисчисления от Сотворения Мира на от Рождества Христова.

7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.
После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи.

Новое летоисчисление и календарь

Слайд 9

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и

ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.
После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Создание общественного театра

Слайд 10

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с

различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год.
По мере того как коллекция разрасталась (царь выкупал интересные экспонаты в разных странах, а в собственном государстве приказал привозить ему все диковинные вещи) было принято решение отстроить отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

Создание кунсткамеры

Слайд 11

Кунсткамера

Кунсткамера

Слайд 12

Среди прочих изменений культуры светского общества, нельзя пропустить введение в быт

Среди прочих изменений культуры светского общества, нельзя пропустить введение в быт

русского дворянства так называемых Ассамблей. 25 ноября 1718 года Пётр I издаёт указ о новом развлечении для жителей городов.
Главными новшествами данных мероприятий были:
Разрешение на свободное посещение для женщин.
Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного

Ассамблеи при Петре I

Слайд 13

Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи

Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи

были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
Вчерашние бояре всячески пытались избежать посещения ассамблей, считая подобную затею неприличной. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «прогульщиков».
Слайд 14

Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, которая получила

Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, которая получила

название «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами («Арифметика» Леонтия Магницкого). До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1708 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.
Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 годы напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъёму книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.

Иные преобразования

Слайд 15

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4,5 тысячи новых

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4,5 тысячи новых

слов, заимствованных из европейских языков.
В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
30 декабря 1701 (10 января 1702) г. Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимён (Ивашка, Сенька и тому подобных), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений:
«Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»
Слайд 16

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами

(1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 года самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговорённый брак, причём ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола»
Слайд 17

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения и обсуждал этот вопрос, в том

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения и обсуждал этот вопрос, в том

числе в 1698-1699 годах с патриархом Адрианом (это, в том числе, было связано с тем, что церковные школы были серьёзной частью образования того времени). Царь предпринял ряд решительных мер для реформирования этого направления.
14 (25) января 1701 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целями массового образования должны были служить, созданные указом от 20 (31) января 1714 года, цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. В 1721 году для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ.

Реформа образования

Слайд 18

20 (31) января 1724 года в Сенате император подписал определение «об

20 (31) января 1724 года в Сенате император подписал определение «об

Академии» и через два дня он утвердил проект положения об Академии наук, университете и гимназии при ней.
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч русских были отправлены учиться за границу.
Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление дворян и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но, тем не менее, в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
Слайд 19

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I

и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.
В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы.
Личность Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие произведения, как "Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого". Пушкин был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе с тем поэт видел и жесткость царя, который "уздой железной Россию поднял на дыбы".

Оценка роли петровских реформ в области культуры