Романское искусство

Содержание

Слайд 2

на три этапа Искусства западноевропйского средневековья подразделяется в своей : дороманский

на три этапа Искусства западноевропйского средневековья подразделяется в своей :
дороманский

—VI—Х вв.,
роман­ский —XI—XII вв.
готический —XIII—XV вв.
Название «романский» происходит от слова «Roma», Рим, и возникло в 19 в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской; название «готика» — от готов как символ варварского искусства.

Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре

Слайд 3

Средневековое искусство .Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с

Средневековое искусство .Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с

религией. церковь выступала главным заказчиком искусства. духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство, противоположное античному. Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам, оно превращается в символы запредельного. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов.
В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. 
Слайд 4

Тяжёлые своды мощные стены и колонны Базилика в плане – латинский

Тяжёлые своды мощные стены и колонны
Базилика в плане – латинский крест

Полуциркульные арки.
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек – травей.
Маленькие окна
Обилие орнамента
Слайд 5

Базиликами в древнем языческом Риме назывались общественный здания, предназначенные для суда

 Базиликами в древнем языческом Риме назывались общественный здания, предназначенные для суда и торговли и

сделок. Светское сооружение ,в средневековье культовое.

Базилика Максенция

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части:

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части:

притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), нефы (корабли ) и апсида ( алтарь)
Слайд 9

Слайд 10

Тимпан внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона.

Тимпан внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона.

Слайд 11

АРХИВОЛЬТ. Рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края Круглые арки

АРХИВОЛЬТ.
Рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края

Круглые арки

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей — Христа или Богоматери,

Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей — Христа или Богоматери,

которые всегда изображаются больше по масштабу, чем другие персонажи.
Слайд 18

Скульптура подчинена архитектурным формам и ритмам. Она использовалась в основном во

Скульптура подчинена архитектурным формам и ритмам. Она использовалась в основном во

внешнем оформлении собора. Рельефы чаще всего располагались вокруг порталов, на архивольтах и капителях. В сплошном каменном скульптурном ковре часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены «Страшного суда» с мифологическими образами древних народных поверий, то в виде уродов, то в виде карнавальных масок с их насмешливыми гримасами.
Слайд 19

Баптистерий — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения

Баптистерий  — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри

баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера,
Слайд 20

Мавзолей Теодориха Единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница

Мавзолей Теодориха Единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.

Ее купол сделан из гигантского выдолбленного камня, ибо расчеты купольной конструкции были к тому времени утрачены. Построен из  известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня,.Поскольку средств поднять столь тяжелую плиту у готов не было, мавзолей был засыпан землей по самый верх, после чего купол путем втаскивания поместили на место, а землю удалили. 
Слайд 21

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье 11—12 вв Почти равные по

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье 11—12 вв Почти равные по

высоте, три нефа . приземистая трехъярусная башня. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения.
Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии

Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии

Слайд 25

Слайд 26

Автором проекта является Боннано Пизано. Строительство башни велось в 2 этапа,

Автором проекта является Боннано Пизано. Строительство башни велось в 2 этапа,

начиная с  1173, и с двумя длинными перерывами продолжалось почти 200 лет, до 1360 года. Башня построена из белого мрамора, первый этаж — аркатура, каждый из остальных этажей окружен галереей. Внешняя часть каждой галереи образована столбами с классическими капителями, опирающимися на закрытые арки.
Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Аббатство Клюни (Cluny) —Бургундия. Монастырь был основан в 910 году. Сейчас

Аббатство Клюни (Cluny) —Бургундия.
Монастырь был основан в 910 году. Сейчас на

территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков.
Слайд 30

церковь аббатства Клюни.В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него

церковь аббатства Клюни.В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него

два трансепта. самая большая в Европе тех времен (длина 127 м, ширина 40 м)
Слайд 31

Аббатство Мария Лаах. Германия

Аббатство Мария Лаах. Германия

Слайд 32

Слайд 33

Жилище феодала крепость, защищавшая его владения, где в случае нападения спасались

Жилище феодала крепость, защищавшая его владения, где в случае нападения спасались

и жители окрестных деревень, крепостные этого феодала. Обычно замок располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Замок с подъемным мостом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня — донжон — основное жилище феодала: нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. 

жилые дома были глиняными или деревянными.

Слайд 34

Шато-Гайар

Шато-Гайар

Слайд 35

Замок Дадли

Замок Дадли

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

искусство носило характер назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами

искусство носило характер назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами

«Страшного суда», апокалипсических видений и «Страстей Христовых». Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Так, рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вылеплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями.
Слайд 39

Илл.16. Св. Лука. Евангелие Св.АвгустинаКентерберийского. Кон. VI в. Кембридж, библиотека колледжа Корпус Кристи.

Илл.16. Св. Лука. Евангелие Св.АвгустинаКентерберийского. Кон. VI в. Кембридж, библиотека колледжа Корпус Кристи.

Слайд 40

Император Отгон III на троне. Миниатюра Евангелия Отгона III. Мюнхен, Государственная библиотека

Император Отгон III на троне. Миниатюра Евангелия Отгона III. Мюнхен, Государственная

библиотека
Слайд 41

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и

книжная миниатюра. В ней : господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы, объема, светотеневой моделировки. искаженные пропорции
Сохранившийся цикл фресок монастыр­ской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в.),