Русская изба

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИЗБЫ Главным инструментом при постройке всех русских деревянных

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИЗБЫ

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных

сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. 
Слайд 3

РУССКАЯ ИЗБА Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка",

РУССКАЯ ИЗБА

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка",

"истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). 
Термин " истопка"- отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.
Слайд 4

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Было важно

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Было важно не

только решить практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.
Слайд 5

СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали

СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы

из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили
Слайд 6

ОБРЯДЫ Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения

ОБРЯДЫ

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения

курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.
Слайд 7

СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ: Схема устройства кровли: 1 - желоб, 2 -

СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ:

Схема устройства кровли: 1 - желоб, 2 - охлупень, 3 -

стамик, 4 - слега, 5 - огниво, 6 - князевая слега (" кнес"), 7 - повальная слега, 8 - самец, 9 - повал, 10 - причелина, 11 - курица, 12 - пропуск, 13 - бык, 14 - гнет. 
Слайд 8

ОБЩИЙ ВИД ИЗБЫ Какой же дом строил для себя и своей

ОБЩИЙ ВИД ИЗБЫ

Какой же дом строил для себя и своей семьи

наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?  Это зависело от того, где он жил, к какому племени принадлежал. Побывав в деревнях на севере и на юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ:
на севере это - деревянная рубленая изба,
на юге - хата-мазанка.
разница между двумя основными видами традиционного дома
Традиции определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала.
На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, поэтому очень рано появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землей.
на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам, поэтому на юге до весьма позднего времени (до XIV-XV веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5-1 м врытая в грунт.
Слайд 9

" ЖИЛАЯ ИЗБА IX-XI ВЕКОВ ИЗ ГОРОДА ЛАДОГИ "средняя" жилая изба

" ЖИЛАЯ ИЗБА IX-XI ВЕКОВ ИЗ ГОРОДА ЛАДОГИ

"средняя" жилая изба IX-XI

веков из города Ладоги (ныне Старая Ладога на реке Волхов). это квадратная в плане (если смотреть сверху) постройка со стороной 4-5 м. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне - в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Ученым рассказали об этом зарубки-"номера", по порядку нанесенные на бревна, начиная с нижнего.
Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов.
Слайд 10

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ИЗБЫ В крестьянских домах было, как правило, одно или

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ИЗБЫ 

В крестьянских домах было, как правило, одно или два,

реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы. В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было еще одно, летнее, парадное помещение - горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Отапливалась горница в этом случае печью-голландкой.
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.
Только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом.
Слайд 11

ПЕЧЬ Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на

ПЕЧЬ

Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении

всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой".
Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба. Русские печи всегда стояли на опечке, представлявшем собой сруб в три - четыре венца из круглых бревен или плах, поверх него делался бревенчатый накат, который мазали толстым слоем глины, это служило подом печи.
Русские печи имели один или четыре печных столба.
Слайд 12

ПЕЧИ РАЗЛИЧАЛИСЬ ПО КОНСТРУКЦИИ ДЫМОХОДА Древнейшим типом русской духовой печи была

ПЕЧИ РАЗЛИЧАЛИСЬ ПО КОНСТРУКЦИИ ДЫМОХОДА

Древнейшим типом русской духовой печи была печь

без дымохода, называвшаяся курной печью или черной. Дым выходил наружу через устье и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние венцы бревен в избе покрывались черной смолистой копотью. Для оседания сажи служили полавочники - полки, располагавшиеся по периметру избы выше окон, они отделяли закопченый верх от чистого низа. Для выхода дыма из помещения открывали дверь и небольшое отверстие в потолке или в задней стене избы - дымоволок. После топки это отверстие закрывали деревянным щитком, в южных губ. отверстие затыкали тряпками. Другой тип русской печи - полубелая или полукурная - является переходной формой от черной печи к белой печи с трубой. Полубелые печи не имеют кирпичного дымохода, но над шестком устраивается патрубок, а над ним в потолке делается небольшое круглое отверстие, выходящее в деревянную трубу. Во время топки между патрубком и отверстием в потолке вставляется железная круглая труба, несколько шире, чем самоварная. После протапливания печи трубу снимают, а отверстие закрывают. Белая русская печь предполагает трубу для выхода дыма. Над шестком из кирпича выкладывается патрубок, собирающий дым, который выходит из устья печи. Из патрубка дым поступает в горизонтально выложенный на чердаке боров из обожженного кирпича, а оттуда в вертикальную дымовую трубу.
Слайд 13

ПЕЧНОЙ УГОЛ Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в

ПЕЧНОЙ УГОЛ

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором

выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым
Слайд 14

КРАСНЫЙ УГОЛ Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего

КРАСНЫЙ УГОЛ

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства

избы
Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.
Слайд 15

ПРОСТРАНСТВО Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким

ПРОСТРАНСТВО

Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким

образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.
Слайд 16

ИНТЕРЬЕР ИЗБЫ В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней

ИНТЕРЬЕР ИЗБЫ

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не

было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Слайд 17

МЕБЕЛЬ И УБРАНСТВО Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы

МЕБЕЛЬ И УБРАНСТВО

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной

и праздничной трапезы
Слайд 18

СКАМЬЯ виды скамей 1.переметная 2.переносная 3.приставная

СКАМЬЯ

виды скамей
1.переметная 2.переносная 3.приставная

Слайд 19

СКАМЬЯ Скамья переносная - скамья с четырьмя ножками или двумя глухими

СКАМЬЯ

Скамья переносная - скамья с четырьмя ножками или двумя глухими досками,

по мере необходимости приставлялась к столу, использовалась для сидения. Если не хватало места для спанья, скамью можно было перенести и поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для дополнительной постели. Переносные скамьи являлись одной из древнейших форм мебели у русских.
Скамья приставная - скамья с двумя ножками, расположенные лишь на одном конце сиденья, другим концом такую скамью клали на лавку. Нередко такого типа скамьи изготавливали из цельного куска дерева таким образом, что ножками служили два корня дерева, обрубленные на определенной длине.
Слайд 20

КРОВАТЬ Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка,

КРОВАТЬ

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к

которой приставляли другую лавку.
На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек.
Изголовье или подголовник - это подставка под голову, на которую клали подушку.
Она представляет собой деревянную покатую плоскость на брусочках, сзади могла быть сплошная или решетчатая спинка, по углам - резные или точеные столбики. Было два изголовья - нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клалась подушка.
Постель покрывалась простынею из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под подушку. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще в обычные дни. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре.
У людей средственного состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.
Слайд 21

ПОСУДА Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками

ПОСУДА

Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между

ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние полки, более узкие, ставили мелкую посуду.
Для хранения отдельно использовавшейся посуды служил посудник: деревянная полка или открытый шкафчик-полочник
Слайд 22

ИКОНЫ Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или

ИКОНЫ

Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый

шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Божница довольно часто была двухъярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем - старые, поблекшие. Она располагалась всегда в красном углу избы. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Туда складывались важные документы: счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Здесь же лежало крылышко для обметания икон. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник. Такого рода полочка или шкафчик были распространены во всех русских избах, так как, по мнению крестьян, иконы должны были стоять, а не висеть в углу избы.
Слайд 23

УТВАРЬ Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. В русской

УТВАРЬ

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. В русской деревне

утварью называлось "все движимое в доме, жилище».
Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
Слайд 24

КОЧЕРГА Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом,

КОЧЕРГА

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который

служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь.
Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.
Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.
Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка.
При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.
Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.
Слайд 25

РУССКАЯ ИЗБА – ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ДЛЯ КРЕСТЬЯНИНА Таким образом, русская изба,

РУССКАЯ ИЗБА – ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ДЛЯ КРЕСТЬЯНИНА

Таким образом, русская изба, с

ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.