Русская культура

Содержание

Слайд 2

Культура архитектура скульптура живопись литература декоративно- прикладное искусство

Культура

архитектура

скульптура

живопись

литература

декоративно-
прикладное
искусство

Слайд 3

Киевская Русь

Киевская Русь

Слайд 4

Славянская письменность была создана около 862 года. Новый алфавит получил название

Славянская письменность была создана около 862 года.
Новый алфавит получил название «кириллица»

по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом.
А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.
Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица.

Киевская Русь

Слайд 5

Киевская Русь

Киевская Русь

Слайд 6

Киевская Русь Ярослав Мудрый (1019-1054) Реконструкция М.М. Герасимова

Киевская Русь

Ярослав Мудрый
(1019-1054)
Реконструкция
М.М. Герасимова

Слайд 7

Древняя Русь влияние Византии Софийский собор в Киеве (заложен в 1037

Древняя Русь

влияние Византии
Софийский собор в Киеве (заложен в 1037 г.), 13

куполов;
Софийский собор в Новгороде (1045-50), 5 куполов;
Слайд 8

Новгород

Новгород

Слайд 9

Монах Киево-Печерского монастыря, летописец. По словам Н.М. Карамзина, «прозванный отцем Российской

Монах Киево-Печерского монастыря, летописец. По словам Н.М. Карамзина, «прозванный отцем Российской

истории; одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым Летописцем отечества».
Автор житий Бориса и Глеба («Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба»), Феодосия Печерского («Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского»).
Слайд 10

"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во

"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во

втором десятилетии XII в. (возможно, в 1113-1117). Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря.
Слайд 11

Киевская Русь

Киевская Русь

Слайд 12

Киевская Русь

Киевская Русь

Слайд 13

Культура Древней Руси изобразительное искусство Мозаика Фреска Икона Миниатюра

Культура Древней Руси изобразительное искусство

Мозаика

Фреска

Икона

Миниатюра

Слайд 14

Фрески

Фрески

Слайд 15

Скань восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в

Скань

 восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей», 
филигрань —

вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. 
Слайд 16

Зернь мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром

Зернь

мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от

0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру светотени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.
Слайд 17

Финифть Фини́фть ( «смешиваю») — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного

Финифть

Фини́фть ( «смешиваю») — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке,

вид прикладного искусства. 
Слайд 18

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв. I этап – XIV-XV

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

I этап – XIV-XV века
Основная идея

– преодоление катастрофических последствий
монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига
через собирание русских земель

II этап – XVI век
Основная идея – укрепление государства,
единство и централизация

Слайд 19

Фольклор Сказания: о битве на реке Калке о разорении Рязани Батыем

Фольклор

Сказания:
о битве на реке Калке
о разорении Рязани Батыем
о Куликовской битве
осовремененные былины

о богатырях, защищающих Киев
Новгородские былины:
о Василии Буслаеве
о Садко
Исторические песни (о реальных событиях):
«Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.)

Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами
Исторические песни:
Песни о взятии Казани
Песни о Ермаке

XIV-XV века

XVI век

Слайд 20

Просвещение Школы при церквях Монастыри – центры книжности (книгописные мастерские и

Просвещение

Школы
при
церквях

Монастыри – центры книжности
(книгописные мастерские и
библиотеки)

Бумага
с XIV века

С XV века
полуустав

и
скоропись

как и прежде…

Середина XVI в. – зарождение книгопечатания

Первая
типография – 1553 г.

1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)

Слайд 21

Иван Федоров С.М. Волнухин, 1909 год

Иван Федоров

С.М. Волнухин,
1909 год

Слайд 22

Литература в XIV-XV вв. Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск) 1409 г.

Литература в XIV-XV вв.

Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)
1409 г. – первый

общерусский летописный свод
(Троицкая летопись)

Воинские повести
«Задонщина» (конец XIV в.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в.)

Хождения
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в.)

Жития святых
Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана
Пермского и др.

Слайд 23

Литература в XVI в. Летописи Никоновский летописный свод Лицевой свод (16

Литература в XVI в.

Летописи
Никоновский летописный свод
Лицевой свод (16 000 миниатюр!)
Степенная книга
Хронограф

(+всемирная история)

Воинские повести
«Казанская история»
«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»

Жития святых
«Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный
митрополитом Макарием)

«Домострой» Сильвестра (?) (свод правил поведения и
энциклопедия домашнего хозяйства)

Публицистика
Челобитные Ивана Пересветова
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

Слайд 24

Общественная мысль Ереси Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.) Отрицали необходимости церкви,

Общественная мысль

Ереси

Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.)
Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и
церковные

таинства

Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.)
Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и
Святую Троицу

Иосифляне
(Иосиф Волоцкий):
Церковь должна быть
богатой, владеть земельной
собственностью

Нестяжатели
(Нил Сорский, Максим Грек,
Вассиан Патрикеев)
Отказ от церковного и
монастырского имущества

XV-XVI века

Филофей (I пол. XVI в.)
«Москва – третий Рим»

Слайд 25

От Руси к России Владимиро-Суздальская земля Золотые ворота во Владимире (1164);

От Руси к России

Владимиро-Суздальская земля
Золотые ворота во Владимире (1164);
Успенский собор (1160);
Дмитриевский

собор во Владимире (1197)
Слайд 26

Слайд 27

От Руси к России Церковь Покрова на Нерли (1165) Храм —

От Руси к России
Церковь Покрова на Нерли (1165)
Храм — памятник воинской

победе Владимирских полков над волжскими булгарами, и сыну Андрея Боголюбского Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью.
Первый на Руси храм, посвященный новому празднику — Покрову Богородицы
Слайд 28

Архитектура Московский Кремль Белокаменный Кремль (1367-1368 гг.) Московский Кремль при Иване

Архитектура Московский Кремль

Белокаменный Кремль
(1367-1368 гг.)

Московский Кремль
при Иване III
(конец XV – начало XVI

вв.)

1530-е годы – Китай-город

Кон. XVI в. – Белый город

Слайд 29

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля Успенский собор (1475-1479) Аристотель Фиорованти

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля

Успенский собор
(1475-1479)
Аристотель
Фиорованти

Благовещенский
собор
(1484-1489)
Псковские
мастера

Архангельский собор
(1505-1508)
Алевиз Фрязин Новый

Колокольня
Ивана Великого
(1505-1508)
Бон

Фрязин
Достроена
в 1660 г.

Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин
Пьетро Антонио
Солари

Слайд 30

Московская Русь ФЬОРОВАНТИ Аристотель (между 1415 и 1420 — ок. 1486),

Московская Русь

ФЬОРОВАНТИ Аристотель (между 1415 и 1420 — ок. 1486), итальянский

архитектор и инженер.
С 1475 в России.
Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475-79),
участвовал в походах на Новгород (1477-78), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.
Слайд 31

Московская Русь АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР АЛЕВИЗ ФРЯЗИН, Алевиз Новый [полное имя Алоиз

Московская Русь

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
АЛЕВИЗ ФРЯЗИН, Алевиз Новый [полное имя Алоиз Ламберти

да Монтиньяна], итальянский архитектор к.15 — нач. 16 вв. с 1504 работал в Москве
В соборе захоронены:
Иван Калита, М. В. Скопин-Шуйский, Василий Косой,
первые цари династии Романовых
Слайд 32

Московская Русь церковь Вознесения в Коломенском в 16 в. шатровый храм

Московская Русь

церковь Вознесения в Коломенском в 16 в.
шатровый храм с

восьмигранным и остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества
Слайд 33

Московская Русь ПОКРОВСКИЙ СОБОР, собор Покрова что на Рву, храм Василия

Московская Русь

ПОКРОВСКИЙ СОБОР, собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного;

1555-1561 гг.
построен как памятник победам в войне за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 годах;
мастера Барма и Постник скомпоновали на одном основании восемь столпообразных церквей, размещенных вокруг самой высокой, девятой.
Слайд 34

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) Успение Богородицы. 1392

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)

Успение Богородицы. 1392 г.

Родом из

Византии.
Работал в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский соборы в
Московском Кремле).
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит
Слайд 35

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) Троица. 1410-1420-е гг. Спас.

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.)

Троица. 1410-1420-е гг.

Спас. 1410-1415 гг.

Монах Троице-Сергиева,


затем Спасо-Андроникова
монастыря.
Фрески Благовещенского собора
Московского Кремля,
Успенского собора во
Владимире.
Мягкость. Человечность.
Более сдержанная манера
письма, чем у Феофана Грека.
Слайд 36

Слайд 37

Живопись Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.) Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.

Живопись Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.)

Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.

Митрополит
Петр.
1481 г.

Монах Иосифо-Волоколамского
монастыря.
Фрески

и иконы Успенского
собора Московского Кремля,
церкви Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
Утонченность. Изысканность.
Праздничность. Нарядность.
Нежные тона.
Слайд 38