Русская культура XVI века

Содержание

Слайд 2

Д.з. параграф 7-8, составить конспект по теме (используя схемы, раскрывая значение терминов)

Д.з. параграф 7-8, составить конспект по теме (используя схемы, раскрывая значение

терминов)
Слайд 3

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА: Формирование единого Российского

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА:

Формирование единого Российского государства,
Освобождение

страны от татаро-монгольского господства,
Завершение формирования русской народности.

ОНИ НЕ ПРОСТО ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.

Слайд 4

1. Письменность и книжность Ско́ропись — вид кириллического письма, возникший из

1. Письменность и книжность


Ско́ропись — вид кириллического письма, возникший

из полуустава во второй половине XIV в., употреблявшаяся в частности в канцеляриях и частном делопроизводстве, из которой в XIX в. появился современный рукописный шрифт.
Слайд 5

Слайд 6

ПРОСВЕЩЕНИЕ С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На

ПРОСВЕЩЕНИЕ

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом

соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму,
иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики .
Слайд 7

ПРОСВЕЩЕНИЕ С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и

ПРОСВЕЩЕНИЕ

С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных

связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере,
обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.
Слайд 8

КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В. «АПОСТОЛ» 1564 год

КНИГОПЕЧАТАНИЕ –
ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В.

«АПОСТОЛ» 1564 год

В 1564 Г.

ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ
МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ
ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.
Слайд 9

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ. КАК И ВСЯКОЕ

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ
ОБРАЗЦАМ.
КАК И

ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ
БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ.
КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ.
ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ
ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ.
ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ
БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ.

НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО
И В МОСКВЕ.
НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ
НИКИФОР ТАРАСИЕВ,
АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА
И ДРУГИЕ.

ПАМЯТНИК
ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

Слайд 10

ПРОСВЕЩЕНИЕ В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах

ПРОСВЕЩЕНИЕ

В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой

Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки — «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.

Троице-Сергиев монастырь

Слайд 11

2. Литература В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело

2. Литература

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось

под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др.
Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами.
Слайд 12

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения событий

российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей,
отважных воинов и
примерных христиан.
Казанская история (60-е
гг. XVI в.) – большая часть
посвящена истории
Казанского ханства и
завоеванию в 1552 г.
Слайд 13

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей

великокняжеской (а позже — царской) власти.
«Сказании о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»

Монах Фелофей

Слайд 14

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. В

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ
ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ.
В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ

СВЯТЫХ,
РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ
В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ.

ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ
«ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ
СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ
ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

Слайд 15

« ДОМОСТРОЙ» ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ

« ДОМОСТРОЙ»

ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ
«ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ

РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ
ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ.

«ДА УБОИТСЯ ЖЕНА
МУЖА СВОЕГО…»
«НЕПОРОТОЕ ДИТЯ –
ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ
ДИТЯ…»
«КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…»
«КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…»
«ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

Слайд 16

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА.

В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ.
ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН.

С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО.
В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ
ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО
ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ.
В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ
ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ
ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ.
ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ
СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

Слайд 17

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ.

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ.


БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ.

МАКСИМ ГРЕК

Слайд 18

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА

ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА:

ПОЛЕМИКА
ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО

Слайд 19

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»

В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА,
ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ,
А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ.

МОНАХ
ФИЛОФЕЙ

Слайд 20

3.Живопись и архитектура. В XVI в. рост городов, который шёл прежде

3.Живопись и архитектура.

В XVI в. рост городов, который шёл прежде

всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию
к вопросам архитектуры и градостроительства.
Слайд 21

АРХИТЕКТУРА С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники

АРХИТЕКТУРА

С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и

торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.
Слайд 22

АРХИТЕКТУРА Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля.

АРХИТЕКТУРА

Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В

1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
Слайд 23

АРХИТЕКТУРА Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI

АРХИТЕКТУРА

Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века.

Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола
Слайд 24

АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ.

АРХИТЕКТУРА

НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ.
В

НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.
Слайд 25

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ

ШЕДЕВРОМ И САМЫМ
РАННИМ ОБРАЗЦОМ
ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА
ЦЕРКОВЬ

ВОЗНЕСЕНИЯ
В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ
ПОД МОСКВОЙ..
Слайд 26

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ

ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ
СОБОР ПОКРОВА

НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ
В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ.
В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..
Слайд 27

АРХИТЕКТУРА (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого,

АРХИТЕКТУРА

(Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого

у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником
Слайд 28

ФЁДОР КОНЬ В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. В 1530-Х

ФЁДОР КОНЬ

В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.
В 1530-Х ГОДАХ

К МОСКОВСКОМУ КРЕМЛЮ БЫЛО ПРИСТРОЕНО ПОЛУКОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ КИТАЙ-ГОРОДА, ЗАЩИЩАВШЕГО ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПОСАДА.
В КОНЦЕ XVI ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ГОРОДОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР»
ФЁДОР КОНЬ ВОЗВЁЛ КОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ БЕЛОГО ГОРОДА, ЗАКЛЮЧИВШЕЕ В СЕБЯ ПОЧТИ ВСЮ ТОГДАШНЮЮ МОСКВУ.

ФЁДОР КОНЬ

Слайд 29

ФЁДОР КОНЬ ФЁДОРОМ КОНЁМ БЫЛ ПОСТРОЕН НОВЫЙ МОЩНЫЙ КРЕМЛЬ В СМОЛЕНСКЕ,

ФЁДОР КОНЬ

ФЁДОРОМ КОНЁМ БЫЛ ПОСТРОЕН НОВЫЙ МОЩНЫЙ КРЕМЛЬ В СМОЛЕНСКЕ, ДОЛГО

СДЕРЖИВАВШИЙ ОСАДУ ВРАГОВ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ.
Слайд 30

АРХИТЕКТУРА Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск),

АРХИТЕКТУРА

Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и

на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.
Слайд 31

АРХИТЕКТУРА После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены

АРХИТЕКТУРА

После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские

мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.
Слайд 32

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески С

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески

С конца XV

в. возрос интерес русских живописцев к реальным историческим лицам и событиям. Состоявшийся в 1553—1554 гг.
церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т. е. исторические сюжеты. Это способствовало развитию жанра
исторического портрета (фрески Благовещенского собора Московского Кремля)
Слайд 33

ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ. ЕЁ СКОВЫВАЕТ

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ.
ЕЁ СКОВЫВАЕТ ЖЁСТКИЙ

КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО ИКОНОПИСЦУ ВЫХОДИТЬ ЗАПРЕЩАЛОСЬ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
В КОТОРОМ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВНУТРЕННИЙ МИР ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ УХОДЯТ НА ЗАДНИЙ ПЛАН. ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ СУХАЯ МАНЕРА ПИСЬМА, УСИЛИВАЕТСЯ СИМВОЛИЗМ ОБРАЗОВ, РАСТЁТ ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОДЧЁРКНУТАЯ ДЕКОРАТИВНОСТЬ.
Слайд 34

МАСТЕРА ПРОКОПИЙ ЧИРИН, ИСТОМА И НИКИФОР САВИНЫ СТРЕМИЛИСЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В

МАСТЕРА ПРОКОПИЙ ЧИРИН, ИСТОМА И НИКИФОР САВИНЫ
СТРЕМИЛИСЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В

ТЕХНИКЕ ЖИВОПИСИ, ИЗОБРАЗИТЬ УТОНЧЁННУЮ КРАСОТУ ФИГУР, ОДЕЖДЫ.

ПРОКОПИЙ ЧИРИН

НИКИФОР САВИН

Слайд 35

ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ «СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ» - ПО ИМЕНИ КУПЦОВ СТРОГАНОВЫХ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ЕГО РАЗВИТИЮ СВОИМИ ЗАКАЗАМИ.

ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ «СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ» - ПО ИМЕНИ КУПЦОВ СТРОГАНОВЫХ,

СПОСОБСТВОВАВШИХ ЕГО РАЗВИТИЮ СВОИМИ ЗАКАЗАМИ.
Слайд 36

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI

в. был знатный князь, ставший монахом, -Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского
собора Московского Кремля.
Слайд 37

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В середине XVI в. в Москве была написана огромная,

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре

метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.
Слайд 38

4. Наука и техника ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. К XV – XVI ВЕКАМ

4. Наука и техника

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.
К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ

ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ
ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ
МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ.
МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т.
Слайд 39

ИСКУССТВО ЛИТЬЯ В XVI в. в России развивалось и литейное дело.

ИСКУССТВО ЛИТЬЯ

В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного

мастерства в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.
Слайд 40

В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М,


В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М,

КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА.
С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.