Содержание
- 2. РУКОПИСИ 11- 12 вв.
- 3. Старославянский (или древнерусский) язык в 10-11 вв. утверждается как разговорный и письменный язык на территории проживания
- 4. Письменность в это время становится не только уделом господствующего класса. Она проникает в среду ремесленников, торговцев,
- 6. Имелись в то время на Руси и профессиональные переписчики и писцы, которые переписывали церковные книги, вели
- 7. К сожалению, рукописей на древнерусском языке, относящихся к 11-12 вв. сохранилось до нашего времени крайне мало,
- 8. Известны три типа основанного на кириллице письма: устав, полуустав и скоропись. Наиболее древним типом их них
- 9. Вертикальные части букв располагались перпендикулярно строке, а горизонтальные параллельно строке. Лист, написанный уставом, имел поля справа
- 10. Иногда между словами ставился разделительный знак, так называемый «паерок». Знаки препинания представляет точка, но она не
- 11. Точками с двух сторон выделялись, например, буквы-цыфры. В уставном письме применялись сокращения слов.
- 12. Сокращения осуществлялось путем исключения из слов согласных, а чаще гласных. (Например, Бгъ – «Бог», два –
- 13. На протяжении 10-13 вв. графика устава не была однородной, как во времени, так и в пространстве.
- 14. В позднем уставе написание этих букв претерпело изменения. Различался и устав применяемый для написания книг и
- 15. Повседневная переписка отличалась неровностью и скошенностью элементов букв, большей небрежностью их написания, особенно это характерно для
- 16. В качестве орудия письма употреблялись птичьи перья, а чернила были железо-галловыми коричневого или бурого цвета плотными
- 17. С применением камеди изготовляли и краски, использовавшиеся для украшения рукописных книг. Например, золотую краску «творенное золото»
- 18. Киноварь – краска красно-оранжевого цвета, природного происхождения из ртути и серы.
- 19. Охра – краска природного происхождения желтого цвета, глина с водной окисью железа.
- 20. Лазурь - светло-синяя или темно-голубая краска, природного происхождения, синильная окись железа. Краски использовались для украшения рукописей.
- 21. Основными вариантами украшения рукописей были заставки, концовки, инициалы, а также вязь, полевые цветки и миниатюры. Заставка
- 22. Концовка – рисунок, располагавшийся в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон – сведение
- 23. Инициал – первая буква нового абзаца, отличавшаяся от остальных большим размером и красивым оформлением. Полевой цветок
- 24. В основе оформления заставок и инициалов лежал, как правило один художественный стиль. Использование в различные временные
- 25. Древнейшим орнаментальным стилем русских рукописей является старо-византийский или древнерусский, бытовавший на протяжении 10-12 вв. Для него
- 26. Непременным мотивом этого стиля было изображение византийского цветка «крин», похожего на лилию. На полях за пределами
- 27. Кроме орнамента древние рукописи украшались миниатюрами, т.е. иллюстрациями. Отличительной чертой древних миниатюр является небольшое количество и
- 28. Таким образом, мы можем заключить, что для рукописей 11-12 вв. характерно: использование как материалов для письма
- 29. РУКОПИСИ 13-15 вв.
- 30. Этот период в истории Руси характеризуется такими сложными процессами как феодальная раздробленность, борьба с экспансией степных
- 31. Судебник 1497 года В обстановке борьбы за политическую самостоятельность и объединение страны, развития феодального землевладения и
- 32. Рукописи этого периода представлены духовными и договорными грамотами великих и удельных князей, различными договорами, заключенными городами,
- 33. Частично сохранились и книги, среди них, например, древнейший список первого российского сборника правовых норм Русской правды,
- 34. В этот период с 14 века в качестве материала для письма появляется бумага импортного производства через
- 35. Древнейшей сохранившейся книгой, написанной на бумаге является «Поучение Исаака Сирина» 1381 г. С этого времени бумага
- 36. Изменяется и графика письма. Древнейший устав, с его геометрически правильными формами был медленным письмом. С развитием
- 37. Устав сохраняется как вплоть до 16 в. , а иногда и позже, в рукописных книгах.
- 38. Характерными особенностями полуустава были более мелкое по сравнению с уставом написание букв, нарушение геометричности их графики,
- 39. Сокращения характерны уже не только для слов с религиозно-символической нагрузкой, но и для простых слов, особенно
- 40. Сокращение достигалось путем пропуска гласных или выносом их в надстрочную часть, в том и в другом
- 41. Бытование устава в качестве делового письма принято разделять на два периода. Для второй половины 14 в.
- 42. Для него характерны следующие начерки букв: 2. Буква З стала изображаться лишь полукружьем с небольшим хвостиком
- 43. 5. Буква «иже» приобретает вид современной И с косой перекладиной. 3. Буква Ж тоже часто изображается
- 44. На рубеже 14 и 15 вв. и в 15 в. в связи с расширением связей с
- 45. Наиболее характерной является тенденция удлинения вертикальных деталей букв Т, Д, Ъ, Ь, Ы Изменяется и приближается
- 46. тр – ию – пк – нк – Для «московского полуустава» характерно применение лигатур (слитного написание
- 47. В «московском полууставе» появляется такой знак препинания как запятая, которая тоже была перенята у болгарских книжников.
- 48. Для периода распространения позднего устава и его перехода в полуустав (13-14 вв.) характерно украшение рукописей в
- 49. Для стиля характерны плетенки или ремни и растительные и животные орнаменты в виде симметрично расположенных к
- 50. Инициал в тератологическом стиле обычно имеет вид одного или нескольких животных, образующих своими телами букву, причем
- 51. Встречаются и антропоморфные изображения, так называемые «тератологические человечки». Обычно они одеты в шапки конической формы или
- 52. Основным цветом, в котором исполнялись тератологические заставки и инициалы была огненно-красная киноварь, применялись и синяя, зеленая,
- 53. В 15 в. тератологический стиль исчезает, чуть дольше он, как и устав продержится в пергаменных книгах.
- 54. Для него характерны четкие геометрические круги, вплетенные друг в друга, бесконечные восьмерки, различные решетки и плетенки,
- 55. Деталями наполнения орнамента были жемчужины, ромбики, точки, крестики, квадраты. Заставки в этом стиле не имели рамы.
- 56. Ново-византийский орнамент более характерен для центральных регионов страны и дорогих рукописных и появившихся печатных книг. Он
- 57. Последствием «второго южнославянского влияния» было и появление вязи. В Византии традиция письма вязью сложилась еще в
- 58. Вязь – это декоративное письмо, превращающее строку в непрерывный декоративный орнамент. Эта непрерывность достигается при помощи
- 59. Кроме того, вязь встречается на иконах, колоколах, фресках, сосудах, шитье, резьбе и т.д.
- 60. Основным приемом составления вязи являются разнообразные виды сокращений: уменьшение одной или нескольких букв и размещении их
- 61. две буквы уменьшаются вдвое и пишутся друг над другом;
- 62. сокращение вертикальных элементов букв для более близкого размещения их друг к другу;
- 63. Совпадение вертикальных элементов (мачт) отдельных букв. Причем для большей ясности и читаемости текста общая мачта могла
- 64. Лигатура, основанная на совпадении мачты одной из букв с горизонтальными элементами другой, или вертикальных полумачт соседних
- 65. Лигатуры, основанные на совпадении отдельных дугообразных или петлеобразных деталей соседних букв;
- 66. Штамбовка – замена округлостей, петлей, отвесными линиями;
- 67. Совпадение букв в точке;
- 68. Ложная лигатура – соединение букв специальной чертой, лишней. Не являющейся элементом ни одной из соседних букв.
- 70. Новые приемы вязи возникали не одновременно. К тому же на Руси сложились три основные художественно-калиграфические школы,
- 71. Также вплоть до 19 в. этот прием сохраняется в старообрядческих рукописях и книгах и называется «поморской
- 72. Несколько изменяются в это время и миниатюры. Фигуры людей приобретают подвижность и реалистичность, что связано с
- 73. Изменился и внешний вид миниатюр. Вместе с пергаменом исчезает и плотность, гладкость и блеск красок, которые
- 74. Применялась в рукописях 12-15 вв. и криптография – тайное письмо или тайнопись. Криптографические тексты были понятны
- 75. Один из видов шифровки назывался «система чуждых писем» и заключался в том, что некоторые буквы русского
- 76. Такой метод как литорея, делившаяся на простую и мудрую заключался в том, что из согласным нормально
- 77. Существовал метод замены букв цифрами или суммой или разницей чисел, обозначавшей ее порядковый номер в алфавите.
- 78. Итак, подводя итоги можно сказать, что для рукописей 13-14 века характерно совпадение таких палеографических признаков: применение
- 79. ПИСЬМЕННОСТЬ 16-17 вв.
- 80. Период 16-17 вв. часто называют периодом Московской Руси. Действительно вокруг Москвы начинается и доходит до завершающей
- 81. На местах государственными органами становятся приказы. Именно в приказах отложилось наибольшее число делопроизводственной переписки. Местными органами
- 82. Сотрудниками этих государственных органов были дьяки и подьячие. Дьяки возглавляли приказы и воеводские канцелярии, а подьячие
- 83. Первичное образование будущие чиновники получали в семье, а навыки делопроизводства осваивали непосредственно на рабочем месте, посте
- 84. Появившееся в середине 17 в. в России книгопечатание, появление которого связано с именем Ивана Федорова специализировалось
- 85. О том насколько были ограничены возможности книгопечатания говорит, например, такой факт, что даже Соборное Уложение 1649
- 86. В России по-прежнему бытует традиция изготовления рукописных книг. Центрами изготовления, создания таких рукописных книг являются монастыри,
- 87. Изготовляются частными лицами и азбуки-прописи, буквари, для обучения грамоте.
- 88. Значительное количество делопроизводственных документов заставляло минимизировать временные затраты на написание документов и искать способы более быстрого
- 89. Полуустав же утверждается как книжное письмо. Применение скорописи в книжном деле ограничено, поскольку скоропись была малопонятным
- 90. Скоропись – это тип ускоренного письма, характеризующийся раскованным написанием букв и стремлением к их слитному написанию.
- 92. Наиболее удобные соединения различных букв были найдены далеко не сразу и поиск таких соединений осуществлялся каждым
- 93. Графика каждой буквы скорописи прошла длительный путь развития и имела определенное своеобразие в определенный период, что
- 94. Дополнительной трудностью при чтении скорописи является то обстоятельство, что некоторые букв в своих новых начерках становятся
- 95. Сохраняется и увеличивается практика сокращения слов за счет выноса в надстрочную часть согласных, а иногда и
- 96. Часто повторяемые в переписке слова могли заменяться начальной буквой, которая обводилась кружком. Проявляется в это время
- 97. Материальной основой для утверждения скорописи стало и полное утверждение в качестве материала для письма бумаги, прежде
- 98. Материалами по-прежнему служат бумага, в основном импортного производства, птичьи перья и железо-галловые чернила, в которые стали
- 99. Благодаря раскованности письма и разнообразию графики отдельных букв более четко просматриваются, определяются почерки отдельных лиц. Почерк
- 100. Выявляются и изменения характера письма документа в зависимости от его назначения, так чистовики пишутся более аккуратно,
- 101. Для украшения рукописей, начиная с 16 в. используется так называемый старопечатный стиль, сменивший балканский и ново
- 102. Для старопечатного стиля характерно заполнение геометрических деталей заставок концовок и каркасов инициалов изображениями трав, листьев, цветов
- 103. Со второй половины 17 в. рукописи стали украшаться в стиле барокко. Для этого стиля характерно использование
- 104. Растительные узоры изображаются более рельефно и реалистично. Стиль барокко отличается от старопечатного цветовой гаммой. Используются киноварь,
- 105. Миниатюры 15-17 вв. становятся также более реалистичными. Они имеют продуманную композицию, наполнены значительным количеством действующих лиц
- 106. В цветовой гамме миниатюр доминируют красные, зеленый, желтый, но используется множество оттенков этих цветов. Миниатюры этого
- 107. Вывод. Рукописи 16-17 вв. отличались следующими особенностями: в качестве главного материала для делопроизводства и создания книг
- 108. РУКОПИСИ 18 и 19 вв.
- 109. В начале 18 в. оформляется бюрократическая надстройка, а значит и делопроизводство в России усовершенствовалось. В связи
- 110. Регламентировался и порядок составления, экспертизы и хранения определенных документов. В коллегиях велся тщательный учет различных документов,
- 111. Этот период представлен значительным количеством рукописей. Их сохранению способствовало создание в первой половине 19 в. системы
- 112. Значительные изменения происходят в книжной отрасли. Распространяется все большее количество печатных книг, хотя до середины 18
- 113. Рукописным методом размножались в частности запрещенные книги, известны экземпляры книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в
- 114. Со второй половины 18 века набирает мощность отечественная бумажная промышленность, но продолжает использоваться и импортная бумага.
- 115. Графика письма также претерпевает определенные изменения. Появление нового гражданского шрифта у печатных книг, в котором написание
- 116. Кроме того, государство начинает осуществлять контроль за ведением делопроизводства. В этой области вырабатываются определенные правила. Важную
- 117. Распространению образованности и унификации начерков букв способствовало появление первых учебников. В 1775 г. увидела свет «Русская
- 118. Рубежом между скорописью с многообразием начерков и регламентированной скорописью становится середина 18 в. В последующее время
- 119. Стандартизация письма приводит к тому, что в 18 - начале 19 вв. вырабатываются два типа скорописи:
- 120. Принято выделять и три почерковые особенности. «немецкий почерк» – для него характерна остроконечность, вытянутость букв с
- 121. «французский почерк» - круглый почерк своеобразие которого выработалось в связи с использованием округлого металлического пера «Рондо».
- 122. «английский почерк» - для него характерно ровное, округлое и связное написание букв.
- 123. Датировка скорописи 18-19 вв. должна учитывать наблюдения за знаками препинания. Например, после выхода в свет «Русской
- 124. Так после введения гражданского алфавита 1708 г. из алфавита исчезли юсы, йотованные буквы, а также греческие
- 125. Рукописи 18-19 вв. позволяют, не только определять время и место создания, но иногда и определять их
- 126. Важны стилистические и орфографические особенности письма. Почерк одного и того же человека может частично изменяться под
- 127. В области украшения рукописей в 18 и 19 вв. друг друга последовательно сменяют стили барокко, рококо,
- 128. В 18 в. на смену миниатюре становившейся все более реалистичною приходит книжная гравюра.
- 129. Изменяются орудия письма в 1830-х гг. в России появляются привозные металлические перья. Переход к ним от
- 130. В 1880-х гг. появились ализариновые химические чернила фиолетового оттенка.
- 132. Скачать презентацию