Средневековая тюркская культура

Содержание

Слайд 2

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЮРКСКАЯ КУЛЬТУРА План: Тюркский период VI-IX вв. Тюркский период X-XII

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЮРКСКАЯ КУЛЬТУРА

План:
Тюркский период VI-IX вв.
Тюркский период X-XII вв.

Дата: 19.03.2022, группа:

СЭГГ-418
Задание: конспект Слайд №3,5,7,9,10
Слайд 3

Материальная культура Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего

Материальная культура

Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта.

Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.
Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.
Акыртас – незаконченное сооружение Жамбыльская область 7-8 вв. относится к карлукам, изучал Байпаков.
Билеулы – находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией.
Сардоба – надстройка над колодцем.
Дын – пример зодчества доисламского периода 8 в.. Сооружение на месте захоронения людей в виде юрты.
На месте городов Акбешим и Суяб (7-8 вв.) найдены остатки буддийских храмов.
Исламские мечети стали строиться со 2 пол. IX в.
Балбал (балбык) – каменные скульптуры на месте захоронения знатных людей. (Центр. Казахстан, Жетысу)
Терракота – керамика из оббожженой глины.
Оссуарий – сосуд из глины, где хранились кости умершего.

Тюркский период VI-IX вв.

Слайд 4

Дын Балбал Сардоба

Дын

Балбал

Сардоба

Слайд 5

Духовная культура Тюрки говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской рунической

Духовная культура

Тюрки говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской рунической письменностью.


Возникла письменность в сер. 1 тыс. до н.э..
Алфавит состоял из 35 букв. Создан на основе тамг (родовых знаков).
Во время установления дипломатических отношений с Византией тюрки использовали скифское письмо.
В 8-9 вв. письменность становится достоянием всего народа.
Также использовали согдийскую письменность (при дворе кагана)
Найдено более 200 устных памятников.
Самые ранние произведения – орхоно-енисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» - исторические дастаны (поэмы). Всего 150 надписей.
В 8 в. появилась письменная литература. К ней относятся - «Книга моего деда Коркыт-ата» и «Огузнаме»
«Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Это слова назидания для молодежи. Мавзолей Коркыт-ата находится в Кзыл-Ординской обл.
Поэма «Огузнаме» появилась в связи с событиями во 2 в. н.э. Основная идея – призыв к единству в борьбе с врагом.
8-9 вв. - в устной форме, 11 в. - в письменной форме.
В 6 в. переведена на персидский язык, в 9 в. – на арабский.
В 13 в. ее записал персидский историк Рашид ад-Дин. В 17 в. - Абулгазы хан
Слайд 6

Орхоно-енисейские письмена

Орхоно-енисейские письмена

Слайд 7

Религия Развитие культа Тенгри (небо). Тенгрианство – одна из первых религий

Религия

Развитие культа Тенгри (небо). Тенгрианство – одна из первых религий

с элементами монотеизма (единобожия)
Поклонялись Умай ана – покровительница дома, семьи. С ней связан культ огня.
Жер-Су – земля-вода.
Кок бори – волк. У огузов почитание барана.
Тумары – талисманы от сглаза.
Аруах – культ предков.
В Сырдарьинском регионе – культ барана (связан с Фавном - бог полей и лесов у персов)
Через трассы ВВ.Ш. пути шло распространение других религий.
Буддизм распространяли согдийцы. (в 6-8 вв. переселились в Жетысу). Храмы в Суябе. Подземный монастырь в Испиджабе 6-8 в.
Манихейство и зороастризм - древнеперсидские религии. Монастыри в Таразе.
Несторианство (христианство) в Актобе найдены остатки виноделен.
Слайд 8

Оседлая культура Южный Казахстан и Жетысу – районы формирования городской культуры.

Оседлая культура

Южный Казахстан и Жетысу – районы формирования городской культуры. В

7-8 в. города выполняли административную функцию.
С переселением согдийцев в Жетысу в 7-8 в. началось распространение городской и оседлой культуры.
В Согдиане в нач. нашей эры было налажено производство шелка
Первые города – южный Каз-н - Испиджаб (Сайрам), Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак.
Жетысу – Талхир, Алмалык, Койлык.
Слайд 9

Городская культура Самые крупные города – Испиджаб, Отрар, Сауран. Цитадель –

Городская культура

Самые крупные города – Испиджаб, Отрар, Сауран.
Цитадель – укрепленная

центральная часть, жил правитель.
Шахристан – район для знати.
Рабад – ремесленно-торговый район.
Новым элементом строительства стали мечети, бани в связи с распространением ислама.
Площадь городов увеличилась (за счет рабадов), строились оборонительные сооружения.
Суфы – глиняные помосты для отдыха.
Ташнау – санитарно-очистительные сооружения.

Тюркский период X-XII вв.

Слайд 10

Архитектура В X-XI вв. шло распространение ислама. Его укрепление можно проследить

Архитектура

В X-XI вв. шло распространение ислама. Его укрепление можно проследить

по погребальным обрядам. Мечети стали строиться с IX в.
- Минарет Боран (Х-ХI в.) Жетысу.
- При раскопках г. Куйрыктобе найдены остатки древней мечети.
- Мавзолеи Бабаджа-Хатун (Х-ХIв.) и Айша-биби (ХI-ХIIв.) у Тараза.
- Мавзоле Карахана у Тараза.
- Мавзолей Сырлытам на Сырдарье.
- В Отраре обнаружены остатки двух восточных бань. Для них использовалась колодезная вода.
Бани (две)в Таразе обеспечивались водой с гор. Одна из бань действовала до 60-х гг. ХХ в. Бани отапливались системой жаропроводящих каналов.
Слайд 11

Мавзолей Карахана Мавзолей Минарет Бурана Мавзолей Бабаджи-Хатун Айша-Биби


Мавзолей
Карахана

Мавзолей Минарет Бурана Мавзолей Бабаджи-Хатун Айша-Биби

Слайд 12

Наука и литература Распространение ислама оказало влияние на развитие науки и

Наука и литература

Распространение ислама оказало влияние на развитие науки и литературы.


С Х в. все произведения стали писать на арабском языке.
В Сайраме, Отраре, Туркестане открывались медресе.
Тюркский ислам является синтезом тенгрианства и ислама – суфизм.
Слайд 13

Наука Абу Насыр аль-Фараби (870-950) Первый ученый Востока, «второй после Аристотеля».

Наука

Абу Насыр аль-Фараби (870-950)
Первый ученый Востока, «второй после Аристотеля». Философ, математик,

музыкант.
Родился в г. Весидж в округе Фараб (Отрар). Образование получил на кыпчакском языке.
Труды – «Слово о классификации наук», «Трактат о жителях добродетельного города» и др.
Слайд 14

Наука Абу Райхан аль-Бируни Ученый-энциклопедист. 150 трудов. Первый на Востоке (до

Наука

Абу Райхан аль-Бируни
Ученый-энциклопедист.
150 трудов. Первый на Востоке (до Коперника)

высказал мысль о движении Земли вокруг солнца , доказал закон всемирного тяготения.
Слайд 15

Литература Махмуд Кашгари (1030-1090) ученый-языковед. Исследовал тюркские племена, язык. Его труд

Литература

Махмуд Кашгари (1030-1090)
ученый-языковед. Исследовал тюркские племена, язык.
Его труд –

«Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Энциклопедия тюркских народов. Он прославил тюркский язык, доказал, что он ничуть не хуже арабского языка.
Слайд 16

Литература Юсуф Баласагуни (1021-1075) Ученый, поэт, философ. Его труд – «Кутадгу

Литература

Юсуф Баласагуни
(1021-1075)
Ученый, поэт, философ.
Его труд – «Кутадгу билиг» («Благодатное

знание») написан на тюркском языке (впервые). Содержит сведения о жизни, обычаях, вере тюрков. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в.
Ученый подарил книгу кагану Арслану, ему присвоен титул главный визир.
Слайд 17

Литература Ходжа Ахмед Йассауи (неизв.-1166) Основатель тюркского направления ислама (суфизма). Отец

Литература

Ходжа Ахмед Йассауи (неизв.-1166)
Основатель тюркского направления ислама (суфизма).
Отец известный ученый,

Ахмед остался сиротой, воспитывался сестрой.
Автор сборника стихов «Диуан-и хикмет» («Книга премудрости). Написана на тюркском языке арабским алфавитом. Проповедует любовь к богу, смирение. Его учителем был Арыстан-баба (первых среди святых Средней Азии, жил в 7-8 в.).
Учеником Йассауи был Сулейман Бакыргани (Хаким ата)