Хрущев: «Что касается искусства, я – сталинист».
Начало разговора с интеллигенцией: 1 декабря
1962 года, выставка в Манеже к 30-летию МОСХа
26 ноября 1962 года в Доме учителя у метро «Таганская» открылась выставка экспериментальной студии живописи и графики студии Эмиля Белютина. К студийцам присоединился скульптор Эрнст Неизвестный и его друзья В. Янкилевский, Ю. Соостер и Ю. Соболев. Событие для Москвы было чрезвычайное. Выставлялось новаторское искусство, продолжающее поиски русского авангарда начала века, осваивающее опыт абстрактной живописи. Выставка была небольшой, длилась всего три дня, но успех был шумный. Тем более, что выставка получила международный резонанс. Под сенсационным аншлагом «Абстрактное искусство на Большой Коммунистической улице!» репортаж с выставки выставка был показан в Европе и Америке. Вскоре на Кубе, на пресс-конференции, которую давала советская дипломатическая миссия во главе с Микояном, одним из иностранных корреспондентов был задан вопрос: “Действительно ли в СССР разрешено абстрактное искусство?”. Никто ничего не знал. Стали выяснять и, наконец, представители МГК КПСС добрались до студийцев. И тут произошло нечто неожиданное. Эмилю Белютину было почти приказано срочно подготовить экспозицию для выставки в Манеже, где в это время была развернута громадная экспозиция к 30-летию МОСХа. Им выделено было три небольших зала на втором этаже Манежа.
Молодые художники были почти в эйфории – их работы как бы получали официальное признание. Только к пяти утра они закончили монтаж выставки, а в 9 утра 1 декабря они уже были в Манеже в ожидании высоких гостей. На выставку со свитой членов ЦК и Политбюро прибыл сам Н.С. Хрущев.