Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

Содержание

Слайд 2

Церковь и государство События 15 – начала 16 веков определили пути

Церковь и государство

События 15 – начала 16 веков определили пути

развития Руси.
Закладывались духовные и политические основы государственности.
Слайд 3

Церковь и государство То время отмечено полемикой. Обсуждались многие религиозные и политические вопросы.

Церковь и государство

То время отмечено полемикой.
Обсуждались многие религиозные и политические

вопросы.
Слайд 4

Церковь и государство Церковь поддерживала Объединение земель вокруг Москвы Укрепление княжеской власти Создание единого государства

Церковь и государство

Церковь поддерживала

Объединение земель вокруг Москвы

Укрепление княжеской

власти

Создание единого государства

Слайд 5

Церковь и власть Православная церковь: 1) Поддерживала Невского в отношениях с

Церковь и власть

Православная церковь:
1) Поддерживала Невского в отношениях с Ордой;
2) Выступала

против усобиц;
3) Поддержала князей в Куликовской битве;
4) Поддержала борьбу с Ахматом.
Слайд 6

Церковь и власть Великие князья жаловали церкви Земельные владения Богатые денежные вклады Налоговые льготы

Церковь и власть

Великие князья жаловали церкви

Земельные владения

Богатые денежные вклады

Налоговые

льготы
Слайд 7

Отделение московской епархии В 1439 году была подписана Флорентийская уния. Это

Отделение московской епархии

В 1439 году была подписана Флорентийская уния.
Это был

акт о соединении ветвей христианства.
Слайд 8

Отделение московской епархии За участие в унии московский собор прогнал митрополита

Отделение московской епархии

За участие в унии московский собор прогнал митрополита Исидора.
И

избрал в 1448 году рязанского владыку Иону.
Слайд 9

Отделение московской епархии В 1453 году пал Константинополь Выборы митрополита стали

Отделение московской епархии

В 1453 году пал Константинополь

Выборы митрополита стали делом

русской церкви

Перестала зависеть от Византии, провозгласила автокефалию

Авторитет церкви возрос

Слайд 10

Церковь и великий князь Великий князь видел в церкви соперника. Влиял

Церковь и великий князь

Великий князь видел в церкви соперника.
Влиял на избрание

митрополита.
Вмешивался в церковные дела.
Слайд 11

Церковь и великий князь Церковные деятели противились княжескому вмешательству. Мешали князьям

Церковь и великий князь

Церковные деятели противились княжескому вмешательству.
Мешали князьям в подчинении

церкви.
Появились серьезные разногласия.
Слайд 12

Церковь и великий князь Церковь оставалась: Религиозной силой; 2) Землевладельцем; 3) Средоточием культурных ценностей.

Церковь и великий князь

Церковь оставалась:
Религиозной силой;
2) Землевладельцем;
3) Средоточием культурных ценностей.

Слайд 13

Церковь и великий князь Церковь была против католичества и мусульманства. Это

Церковь и великий князь

Церковь была против католичества и мусульманства.
Это было на

руку великокняжеской власти.
Церковь и государство нуждались друг в друге.
Слайд 14

Ереси Вторая половина 15 – первая 16 века – время появления

Ереси

Вторая половина 15 – первая 16 века – время появления на

Руси еретических учений.
Ереси – отступление от церковного учения и церковных догм.
Слайд 15

Ереси Ереси подрывали устои церкви. Церковь поддерживала государство. Борьба против церкви означала подрыв государственных интересов.

Ереси

Ереси подрывали устои церкви.
Церковь поддерживала государство.
Борьба против церкви означала

подрыв государственных интересов.
Слайд 16

Ереси Центром распространения ереси был Новгород. Важный торговый центр Руси был

Ереси

Центром распространения ереси был Новгород.
Важный торговый центр Руси был ближе

всего к Западу.
Вольнодумство быстро достигало города.
Слайд 17

Ереси Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке. Приверженцев учения

Ереси

Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке.
Приверженцев учения называли

«стригольниками».
Руководителями были Карп и Никита.
Слайд 18

Ереси Учение «стригольников» Неприятие поклонения иконам Неприятие молитв святым Отрицание загробной

Ереси

Учение «стригольников»

Неприятие поклонения иконам

Неприятие молитв святым

Отрицание загробной жизни


Против взяточничества священников

Против церковного землевладения

Против угнетения одних людей другими

Слайд 19

Ереси Ересь «жидовствующих» появилась во второй половине 15 века. Ее приверженцы

Ереси

Ересь «жидовствующих» появилась во второй половине 15 века.
Ее приверженцы использовали

иудейское учение, отсюда и название.
Слайд 20

Ереси «Жидовствующие» Отрицали божественное происхождение Христа Отвергали почитание икон Отвергали поклонение святым Критиковали монашество

Ереси

«Жидовствующие»

Отрицали божественное происхождение Христа

Отвергали почитание икон

Отвергали поклонение святым

Критиковали

монашество
Слайд 21

Ереси Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа. Часть духовенства, бояр, людей

Ереси

Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа.
Часть духовенства, бояр, людей близких

к Ивану III так же их поддерживала.
Слайд 22

Власть и еретики Иван III не вмешивался в религиозные споры. Терпимо относился к еретикам.

Власть и еретики

Иван III не вмешивался в религиозные споры.
Терпимо относился

к еретикам.
Слайд 23

Власть и еретики Еретики обличали церковь. Требовали отмены особого положения церкви. Поддерживали власть великого князя.

Власть и еретики

Еретики обличали церковь.
Требовали отмены особого положения церкви.
Поддерживали власть великого

князя.
Слайд 24

Церковь и власть Возникли споры внутри православной церкви. Их основой был вопрос о церковных богатствах.

Церковь и власть

Возникли споры внутри православной церкви.
Их основой был вопрос

о церковных богатствах.
Слайд 25

Соловецкий монастырь Основатели: монахи Зосима и Герман Год: 1436

Соловецкий монастырь

Основатели: монахи Зосима и Герман
Год: 1436

Слайд 26

Волоколамский монастырь Основатель: Год: 1479 Иосиф Волоцкий

Волоколамский монастырь

Основатель:
Год: 1479

Иосиф Волоцкий

Слайд 27

Троице-Сергиев монастырь Основатель: Сергий Радонежский Год: 14 век

Троице-Сергиев монастырь

Основатель:
Сергий Радонежский
Год: 14 век

Слайд 28

Монастыри Монастыри Получали богатые подношения Владели землей Брали деньги за свою

Монастыри

Монастыри

Получали богатые подношения

Владели землей

Брали деньги за свою деятельность

Торговали


Были ростовщиками

Занимались благотворительностью

Слайд 29

Монастыри В скитах и пустынях монахи жили от собственного труда. Вели аскетический образ жизни.

Монастыри

В скитах и пустынях монахи жили от собственного труда.
Вели аскетический образ

жизни.
Слайд 30

Церковные учения «Нестяжатели» проповедовали уход от мира. Отказ церкви от богатств

Церковные учения

«Нестяжатели» проповедовали уход от мира.
Отказ церкви от богатств и

земель.
Их вдохновителем был Нил Сорский.
Слайд 31

Церковные учения «Иосифляне» – последователи Иосифа Волоцкого. Доказывали, что монастыри нуждаются

Церковные учения

«Иосифляне» – последователи Иосифа Волоцкого.
Доказывали, что монастыри нуждаются в

землях.
Что только так возможно распространять идеи христианства.
Слайд 32

Церковные учения и власть Великий князь поддерживал «нестяжателей». Стремился ограничить влияние

Церковные учения и власть

Великий князь поддерживал «нестяжателей».
Стремился ограничить влияние официальной

церкви и усилить свою власть.
Слайд 33

Церковные учения и власть «Иосифляне» признали главенство князя. Передали ему решение

Церковные учения и власть

«Иосифляне» признали главенство князя.
Передали ему решение церковных дел.
Обязали

бороться с ересью.
Слайд 34

Церковные учения и власть Князь поддержал «иосифлян». С ересью и «нестяжетелями»

Церковные учения и власть

Князь поддержал «иосифлян».
С ересью и «нестяжетелями» было покончено.


Представители этих учений были сосланы либо казнены.
Слайд 35

«Москва – Третий Рим» Православные страны Европы и Византия были покорены

«Москва – Третий Рим»

Православные страны Европы и Византия были покорены османами.


Русские земли объединились в единое государство.
Слайд 36

«Москва – Третий Рим» Церковники пришли к выводу о главенствующей роли

«Москва – Третий Рим»

Церковники пришли к выводу о главенствующей роли России

в православном мире.
О ее преемственности Византии.
Теория получила название «Москва – Третий Рим».
Слайд 37

«Москва – Третий Рим» В 1490 году митрополит Зосима приравнял Ивана

«Москва – Третий Рим»

В 1490 году митрополит Зосима приравнял Ивана lll

к императору Константинополя.
Москву – к Константинополю.
Слайд 38

«Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в

«Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в

конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. <…> да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь <…> якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову.»

Разрушение Рима вандалами

Вступление Мехмеда II в Константинополь

Москва – Третий Рим

Слайд 39

«Москва – Третий Рим» Теория «Москва – Третий Рим» делала Москву

«Москва – Третий Рим»

Теория «Москва – Третий Рим» делала Москву религиозным

и политического центром.
Теория стала основой представлений о роли России, как центра истиной веры.
Слайд 40

«Москва – Третий Рим» Церковные деятели утверждали, что Рюриковичи происходят от

«Москва – Третий Рим»

Церковные деятели утверждали, что Рюриковичи происходят от императора

Августа.
Что Богом дана и власть московских монархов.
Слайд 41

Итог 1) Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии; 2) Внутри

Итог

1) Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии;
2) Внутри церкви появились

разногласия;
3) Церковь попала в зависимость от великих князей.