Великие римские ораторы

Содержание

Слайд 2

Римская империя, добившись власти и могущества во всем Средиземноморье, переделывала основы

Римская империя, добившись власти и могущества во всем Средиземноморье, переделывала основы

греческой культуры и свой лад. И, конечно ,это прежде всего касалось философии и ораторского искусства. Римские ораторы достигли высокого уровня в своей деятельности. Риторика стала не только средством влияния на общество, но и жанром в литературе.
Умелое владение словом высоко ценилось и считалось главным средством влияния в политических сражениях . Ораторское ремесло было одним из основополагающих предметов в системе древнеримского образования.
В древнеримских городах на центральной площади собирались народные вече и сенатские заседания, где выступали с речами знаменитые ораторы и деятели политики. Для них устанавливалась специальная трибуна, которую называли рострой. Ее декорировали носами трофейных кораблей, захваченных в сражениях, и покрывали орнаментами.
Слайд 3

Марк Туллий Цицерон. Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк

Марк Туллий Цицерон.

Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк Туллий

Цицерон – римский политический деятель, оратор, философ, учёный. Цицерон оставил обширное литературное наследие, существенная часть которого сохранилась до наших дней. Его произведения уже в античную эпоху получили репутацию эталонных с точки зрения стиля, а сейчас является важнейшим источником сведений о всех сторонах жизни Рима в I веке до н.э.
Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два:
Политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом.
Три риторических трактата: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

«Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Слайд 4

Марк Фабий Квинтилиан - автор риторических наставлений. Римский ритор (учитель красноречия),

Марк Фабий Квинтилиан - автор риторических наставлений.

Римский ритор (учитель красноречия), автор

«Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutio oratoria libri duodecim) – самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.
В 70-х годах н.э. открыл собственную школу риторики, ставшую после Государственной. Его успех в образовательной деятельности был огромен, а из школы выходили лучшие ученики. Среди его учеников были так же Плиний Младший, и, возможно, Ювенал.

В историю вошла поговорка Квинтилиана лат: «Ab ovo Ledae incipere», буквально означающая: «начинать от яйца Леды», то есть начинать рассказ или дело с самого начала.

Слайд 5

Квинт Гортензий Гортал – Римский политический деятель и оратор О его

Квинт Гортензий Гортал – Римский политический деятель и оратор

О его

речах можно судить только на основании трактатов Цицерона, поскольку не сохранилось ничего, кроме трех коротких цитат.
В его «осанке и движениях было даже больше искусства, чем искусства оратору»: он очень продуманно одевался, очень выразительно жестикулировал, и многие сравнивали его с лицедеем. Лучшие актеры той эпохи, Квинт Росций Галл и Клодий Эзоп, приходили на его выступления, чтобы поучиться. При всем этом красноречию Горталу, по словам Цицерона, не хватило «Силы и внушительности», и оно подходило только молодому оратору. Когда Гортензий достиг зрелого возраста, но ничего не изменил в своем ораторском стиле и прекратил самосовершенствоваться, он перестал пользоваться успехом.
Слайд 6

Аристотель и его риторика Достижения греческого оратороского искуссктва были обобщены и

Аристотель и его риторика

Достижения греческого оратороского искуссктва были обобщены и возвездены

в правило энциклопедистом античности – Аристотелем ( 384-322 гг. до н.э). Это он сделал в своей «Риторике» состоящей из трех книг:
В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательная, эпидектические, судебная.
Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способов доказательства.
Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи.
Слайд 7

Платон – Красноречие - есть искусство управлять умами. Платон – древнегреческий

Платон – Красноречие - есть искусство управлять умами.

Платон – древнегреческий философ,

ученик Сократа, учитель Аристотеля. Подлинное имя Платона – Аристокл, Платон – это прозвище, которое переводится как «Широкоплечий». К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинно» определения своего обьекта, предмета речи.
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая всё общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные обьекты речи и разделять все на виды, не естественные составные части, а так же умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

«Тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности».

Слайд 8

Сократ – заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ – древнегреческий оратор

Сократ – заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ – древнегреческий оратор и

философ. Еще с юности он обучался риторике.
Сократ считал, что главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно. Его теория красноречия изложена в диалоге « Фёдр», написанном его учеником Платоном. В этом диалоге Сократ говорил о том, что если оратор не разобрался в сущности предмета, о котором хочет говорить, то успеха своей речью он не добьется. Сократ учил своих учеников, как следует построить речь. Начинать нужно всегда со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, а далее сделать правдоподобные выводы. Интересно, что подлинное красноречие, по мысли великого Сократа, доступно только философам – лишь они способны познать истину как меру всех вещей.
Талант Сократа выразился в особенности в том, что он был мастером доходить до самой сути предмета посредственном вопросов и ответов в непринужденной, завораживающе интересной беседе.