Содержание
- 2. Владимир Всеволодович Мономах — князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь
- 3. Владмимир Мономах
- 4. «Поучение Владимира Мономаха» («Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII века, написанный великим
- 5. Страницы «Поучения»
- 6. Содержание В первой части князь Владимир Мономах обращается к своим детям и ко всем, кто когда-либо
- 7. Рассказ Мономаха о своей жизни Следующая часть «Поучения Мономаха» («рассказ о путях и ловах») представляет собой
- 8. Письмо Мономаха к Олегу Святославичу Послание к черниговскому князю Олегу Святославичу стало откликом на события в
- 9. Связь трёх частей Поучения Владимира Мономаха Все три части «Поучения» поучения объединяет дидактический нарратив. Если первая
- 10. «Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова
- 11. История написания Отсутствие в «Поучении» точных датировок поставило под вопрос дату создания текста. Считается, что каждый
- 12. Лаврентьеская летопись «Поучение Владимира Мономаха» дошло до нас в пергаментной Лаврентьевской летописи 1377 года. Однако у
- 13. Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"
- 14. Первое современное издание Первое издание сочинений Владимира Мономаха, куда входило Поучение, вышло в Санкт-Петербурге под заглавием
- 15. Религиозный контекст «Поучение Владимира Мономаха» во многом обусловлено теоцентризмом сознания его автора. Об этом свидетельствуют постоянные
- 16. Таким образом, можно сделать вывод, что, обращаясь к «Шестодневу» Иоанна Экзарха и цитируя Библию, Владимир Мономах
- 17. Шапка Мономаха
- 18. Жанровое определение «Поучение Владимира Мономаха» довольно сложно свести к определённому жанру. Тем не менее, существует несколько
- 19. В статье «„Поучение“ Владимира Мономаха: поэтика жанра» учёный приводит следующие примеры: «Послание Волка к Англам», написанную
- 20. Оформление и издания Лаврентьевская летопись, в которой впервые фиксируется текст «Поучения Владимира Мономаха», написана на пергамене
- 21. Что касается языковой точности, исследователи замечают в издании Мусина-Пушкина некоторые отклонения от оригинального текста, среди которых
- 23. Сведения, отсутствующие в летописи Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных лет», сведения о событиях
- 25. Скачать презентацию
Владимир Всеволодович Мономах
— князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094),
Владимир Всеволодович Мономах
— князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094),
Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая была родственницей византийского императора Константина IX Мономаха.
В Русской православной церкви почитается как благоверный князь в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы) и в Соборе Киевских святых (15 июля (28 июля)).
Владмимир Мономах
Владмимир Мономах
«Поучение Владимира Мономаха»
(«Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный
«Поучение Владимира Мономаха»
(«Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный
До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
В Поучениях цитируется 36 и 55 псалом. Также Мономах упоминает следующие города: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов, Голтав, Лубны, Ромны, Воинь, Вырь и центр вятичей Корьдно (Кордно).
Страницы «Поучения»
Страницы «Поучения»
Содержание
В первой части князь Владимир Мономах обращается к своим детям и
Содержание
В первой части князь Владимир Мономах обращается к своим детям и
«жить, как подобает христианам, всегда и везде поступать так, как прилично мужам, помня, что блюдение Божие надёжней человеческого»
Князь призывает не лениться, трудиться, подавать милостыню, быть верным крестному целованию. Владимир Мономах рассказывает, как он отказался от предложения братьев участвовать в войне с сыновьями князя Ростислава Владимировича: «не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить». (Речь идёт о соглашении на Любечском съезде 1097 г.) Основу нравственности («начало добра») Мономах видит в «страхе Божьем». Он поучает своих детей о необходимости «малых дел», призывает молиться молитвой «Господи помилуй», помогать нищим, не губить христианских душ, быть гостеприимным, почитать старших и священников, любить равных, не пьянствовать, не блудить, не лгать, быть осторожным на войне.
Рассказ Мономаха о своей жизни
Следующая часть «Поучения Мономаха» («рассказ о путях
Рассказ Мономаха о своей жизни
Следующая часть «Поучения Мономаха» («рассказ о путях
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Послание к черниговскому князю Олегу Святославичу стало
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Послание к черниговскому князю Олегу Святославичу стало
«Обстоятельства, которые дали повод для написания письма, исключительны, и сама тональность письма, его содержание также совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление.»
Также он пишет: мировая история не знает «ничего похожего» на это
«письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу»
Связь трёх частей Поучения Владимира Мономаха
Все три части «Поучения» поучения объединяет
Связь трёх частей Поучения Владимира Мономаха
Все три части «Поучения» поучения объединяет
«Характерная особенность „Поучения“ Владимира Мономаха — тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами»
«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова
«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова
История написания
Отсутствие в «Поучении» точных датировок поставило под вопрос дату создания
История написания
Отсутствие в «Поучении» точных датировок поставило под вопрос дату создания
Лаврентьеская летопись
«Поучение Владимира Мономаха» дошло до нас в пергаментной Лаврентьевской летописи
Лаврентьеская летопись
«Поучение Владимира Мономаха» дошло до нас в пергаментной Лаврентьевской летописи
Первое современное издание
Первое издание сочинений Владимира Мономаха, куда входило Поучение, вышло в Санкт-Петербурге под заглавием «Духовная Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названная в Летописи Суздальской Поученье». Издателем текста был Мусин-Пушкин, однако само издание вышло анонимно— археограф предпочёл не указывать своё имя. Рядом c «Поучением» был приложен словарь с толкованием древних слов. Некоторые исследователи указывают на ряд ошибок и неточностей, допущенных Мусиным-Пушкиным при издательстве «Поучения».
Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"
Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"
Первое современное издание
Первое издание сочинений Владимира Мономаха, куда входило Поучение, вышло
Первое современное издание
Первое издание сочинений Владимира Мономаха, куда входило Поучение, вышло
С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.
Религиозный контекст
«Поучение Владимира Мономаха» во многом обусловлено теоцентризмом сознания его автора.
Религиозный контекст
«Поучение Владимира Мономаха» во многом обусловлено теоцентризмом сознания его автора.
“Всего же паче убогых не забывайте. / Всего же более убогих не забывайте”
Таким образом, можно сделать вывод, что, обращаясь к «Шестодневу» Иоанна Экзарха
Таким образом, можно сделать вывод, что, обращаясь к «Шестодневу» Иоанна Экзарха
Шапка Мономаха
Шапка Мономаха
Жанровое определение
«Поучение Владимира Мономаха» довольно сложно свести к определённому жанру. Тем
Жанровое определение
«Поучение Владимира Мономаха» довольно сложно свести к определённому жанру. Тем
В статье «„Поучение“ Владимира Мономаха: поэтика жанра» учёный приводит следующие примеры:
В статье «„Поучение“ Владимира Мономаха: поэтика жанра» учёный приводит следующие примеры:
Оформление и издания
Лаврентьевская летопись, в которой впервые фиксируется текст «Поучения Владимира
Оформление и издания
Лаврентьевская летопись, в которой впервые фиксируется текст «Поучения Владимира
В издании А. И. Мусин-Пушкина 1793 года «Поучение» Владимира Мономаха напечатано шрифтом en regard с переводом на другой половине каждой страницы гражданским шрифтом. Причём церковный шрифт использован здесь, скорее, как декоративный символ старины, так как он не отражает графики и орфографии пергаменного подлинника XIV века, а следует позднейшей системе полуустава церковных печатных книг.
Что касается языковой точности, исследователи замечают в издании Мусина-Пушкина некоторые отклонения
Что касается языковой точности, исследователи замечают в издании Мусина-Пушкина некоторые отклонения
В третьем издании «Летописи по Лаврентьевскому списку» 1897 года напечатано начало «Поучения», писанное полууставом конца XVIII в. И. М. Ивакин называет это издание «каллиграфическим упражнением на основании печатного издания 1793 г.» с домыслами и вставками.
Сведения, отсутствующие в летописи
Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных
Сведения, отсутствующие в летописи
Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных