Возникновение одежды и ее основные функции

Содержание

Слайд 2

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития

человеческого общества. Человек в эпоху палеолита (40 — 25 тысяч лет тому назад) уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы: выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха или страусового яйца, панцирь черепахи.
Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма. Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию, украшая его — эстетическую функцию.
Слайд 3

Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя. Путешественники, изучавшие

Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя. Путешественники, изучавшие

быт племен, находившихся на стадии первобытного общества, отмечали, что, несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно-африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески, относящиеся к четвертому тысячелетию до н. э., показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.
Предполагая, что одежда возникла вначале как средство украшения и “сословного отличия человека, историки, археологи, искусствоведы утверждают также и то, что с изменением климата и образа жизни людей значительно усилилась защитная, практическая функция одежды. Прямыми предшественниками одежды является татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Большую роль в древности играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека первобытного общества. Так изображают людей Дордонийские пещерные росписи во Франции и другие древние наскальные и пещерные изображения. Длинные ожерелья, подвески, браслеты из кости или камня с выцарапанными магическими знаками свидетельствовали о храбрости, охотничьей и воинской доблести их носителя. На форму древнейших украшений влияла форма частей человеческого тела. Форма шеи, ушей, носа, губ, запястья, щиколотки, пальцев рук и ног, талии обусловили круглую замкнутую линию ожерелий, подвесок, обручей, колец.
Слайд 4

Виды силуэтов в одежде Прямой силуэт в одежде отличается прямоугольной геометрической

Виды силуэтов в одежде

Прямой силуэт в одежде отличается прямоугольной геометрической формой

и представляется в нескольких вариантах: узкий и расширенный прямоугольник, а также квадрат с усеченными верхними углами. Прямой силуэт наиболее универсальный, он отлично смотрится в одежде независимо от фигуры. Ширина одежды данного силуэта в области груди и бедер одинакова.
Слайд 5

Виды силуэтов в одежде Полуприлегающий силуэт в одежде характеризуется легким прилеганием

Виды силуэтов в одежде

Полуприлегающий силуэт в одежде характеризуется легким прилеганием по

линии груди, талии, бедер и плавным, иногда еле заметным расширением книзу. В целом этот силуэт повторяет очертания фигуры, но не выявляет ее при этом полностью.
Слайд 6

Виды силуэтов в одежде Приталенный силуэт говорит сам за себя. Одежда

Виды силуэтов в одежде

Приталенный силуэт говорит сам за себя. Одежда имеет

расширенную линию плеча, зауженную талию и низ изделия.
Слайд 7

Виды силуэтов в одежде Силуэт трапеция в одежде тоже имеет свои

Виды силуэтов в одежде

Силуэт трапеция в одежде тоже имеет свои особенности.

Основной характеристикой трапециевидного силуэта является расширение от линии плеча или проймы. Одежда, выполненная в этом силуэте, может быть как свободной по всей длине, так и фиксироваться изящным поясом в области талии. Значительное расширение одежды станет лучшим решением для обладательниц высокого роста или женщин, находящимся в интересном положении.
Слайд 8

Требования к одежде Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело

Требования к одежде

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека,

предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.
   Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

повседневная – это одежда, которая употребляется ежедневно и отличается относительно строгими формами, умеренным количеством украшений;
торжественная – это одежда для различных торжеств, праздников и отдыха.

Слайд 9

Эргономические требования Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и

Эргономические требования
   Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и

другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.
Слайд 10

Функциональные требования Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить

Функциональные требования
   Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить

человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.
   Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.
Слайд 11

Антропометрические требования Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно

Антропометрические требования
   Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно

быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.
   Минимальный припуск для пальто — 5-6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.
   Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.
Слайд 12

Гигиенические требования Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности

Гигиенические требования
   Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности

организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.
   К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.
   Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.
   Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.
    Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.
   Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.
   Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.
   Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.
Слайд 13

Эксплуатационные требования В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные

Эксплуатационные требования
   В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные

деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки. Свойств ткани, ее качества и вида обработки.
Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).
    Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.
    Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.
Слайд 14

Эстетические требования Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной,

Эстетические требования
   Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной,

красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.
   Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.
   Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.