Законы Ману

Содержание

Слайд 2

Характеристика исторического периода Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась

Характеристика исторического периода

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более

четырех тысяч лет тому назад в долине Инда. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.
Наиболее полно представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. — середина I тысячелетия до н.э.).
Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. — II в. н.э.).
Слайд 3

Общая характеристика памятника Законы Ману – это памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский

Общая характеристика памятника

Законы Ману – это памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний

благочестивому человеку в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр.
Слайд 4

Общая характеристика памятника Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му

Общая характеристика памятника

Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му  веку до н.э.,

но окончательная редакция брахманами Древней Индии относится к середине II в. н.э. Точная дата их появления неизвестна. В Европе Законы стали известны с конца 18в. с началом английского владычества в Индии. Считается, что Законы Ману старше Артхашастры. Ману - мифический прародитель человечества - первый человек. По легенде всевышний бог Брахма послал Ману на землю, чтобы навести порядок и законность.
Слайд 5

Структура «Законов Ману» Законы Ману написаны на санскрите, содержит 2685 стихов

Структура «Законов Ману»

Законы Ману написаны на санскрите, содержит 2685 стихов (шлок), которые разбиты

на 12 глав.
I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;
II — понятие кармы и порядок изучения Вед
Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед. После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни – «дваждырожденным».
III- в наиболее обобщенном виде содержит постановления о брачном праве
IV — учение о дхарме, ее ритуальной стороне
V — постановления о форме брака
VI — ритуальные постановления
VII — публичное право Древней Индии или учение о царской власти и государстве
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и "защите всех творений''; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.
Слайд 6

Структура «Законов Ману» VIII — сведения о процессе, вещном и обязательственном

Структура «Законов Ману»

VIII — сведения о процессе, вещном и обязательственном праве
IX- вопросы

брака и семьи
X - посвящена семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
Глава Х содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности, десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам.
XI — уголовное право
XII — заключительные постановления о дхарме
Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.
Слайд 7

Сословия по Законам Ману

Сословия по Законам Ману

Слайд 8

Брахманы Брахманы якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы.

Брахманы

Брахманы якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы. В древних

источниках брахман считался чуть ли не божеством в человеческом облике. Только он мог узнавать волю богов, изучать священные тексты, делать жертвоприношения, совершать обряд коронации правителя.
Исключительная привилегия брахманства (brahman) - изучение Вед. Она была поколеблена уже в ведическую эпоху. Законы Ману содержат подробные постановления относительно порядка изучения Вед разными варнами. Брахман начинал изучение Вед с восьмилетнего возраста.
Брахману запрещалось касаться оружия, даже для того, чтобы осмотреть его, но в случае нужды он мог заниматься военным делом, кроме того, он мог брать в руки оружие, чтобы защититься. Денежными операциями он мог заниматься только через посредников. В случае нужды он мог заниматься торговлей, но и при этом он не мог торговать определенными товарами.
Слайд 9

Кшатрии Кшатрии были якобы сотворены из рук бога. Охрану подданных, раздачу

Кшатрии

Кшатрии были якобы сотворены из рук бога.
Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение,

изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия» (Ману. I. 89). Такова дхарма варны воинов и правителей.
Царь должен быть из варны кшатриев.
Кшатрий начинал изучение Вед с 11 лет, совершеннолетие для него наступало в 22 года. История знает несколько царей кшатриев, прославившихся не как воины, а как философы. Помимо этого, кшатриям принадлежит честь создания науки четырех родов и десяти видов, т.е. военного искусства. 
Со временем кшатрии опростились и разделились на различные касты, не имевшие уже ничего общего с военным делом.
Слайд 10

Вайшьи Вайшьи созданы якобы из бедра бога. Это была последняя варна

Вайшьи

Вайшьи созданы якобы из бедра бога.
Это была последняя варна «дваждырожденных». Вайшьи

начинали изучать Веды с 12 лет, совершеннолетие для них наступало в 24 года. Согласно законам Ману: «Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьи» (Ману. I. 90).
Однако нельзя утверждать, что именно они составляли большинство производительного населения, производством занимались абсолютно все варны.
Слайд 11

Шудры Шудры как варна образовались позже всех остальных варн. Достаточно долго

Шудры

Шудры как варна образовались позже всех остальных варн. Достаточно долго в

науке существовало мнение, уравнивающее шудр с рабами.
Известно, что труд шудр имеет в большой степени предназначение служить трем первым варнам «дваждырожденных», тогда как сам шудра не предназначен ко второму рождению в этом мире: «Но только одно занятие Владыка [Брахма] указал для шудры — служение этим варнам со смирением» (Ману. I. 91).
Шудре запрещено было изучать Веды, но этот запрет, судя по всему, сложился достаточно поздно. В ведическую эпоху его еще не существовало.
Шудра не мог быть судьей, так как не знал Вед и соответственно не знал дхармы. Шудра не мог совершать жертвоприношения, которые вменялись в обязанность «дваждырожденным». Не мог он делать подарки брахману, приближаться к нему на меньшее, чем определено, расстояние и говорить с ним.
Слайд 12

Суд Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда

Суд

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов.

Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя.
Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Слайд 13

Преступления и наказания Великими грехами (махапатака) согласно Законам Ману являлись убийство

Преступления и наказания

Великими грехами (махапатака) согласно Законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с

женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.
От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».
Наказание зависело от варны наказуемого.
Слайд 14

Вещное и обязательственное право Частная собственность на землю не получила распространение

Вещное и обязательственное право

Частная собственность на землю не получила распространение в

Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений.
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре.
Слайд 15

Брачно-семейные отношения Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману

Брачно-семейные отношения

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены

в основном главы III и IX
Известно, что браки должны совершаться только между представителями одной варны, но межварновые браки (анулома и пратилома) тем не менее разрешаются. Так, Ману. III. 13–19 разрешает брахману жениться на шудрянке и одновременно осуждает такой брак.
В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),  дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»).
Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид —пайшачу.
Слайд 16

Наследственное право Законы Ману называют наиболее древним образцом наследственного права. В

Наследственное право

Законы Ману называют наиболее древним образцом наследственного права.
В законах упоминается

два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.