Зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

Содержание

Слайд 2

Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему.

Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и

образовательную систему.
Слайд 3

В основе педагогических традиций Древнего Китая, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

В основе педагогических традиций Древнего Китая, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий

корнями в первобытную эпоху.
Слайд 4

Китайцы уделяли большое внимание вопросу воспитания детей. Они учили своих детей

Китайцы уделяли большое внимание вопросу воспитания детей. Они учили своих детей

так, чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни, управлении нацией и победы над врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.
Слайд 5

Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений:

Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений:

у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев;
все члены семьи соблюдали правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. ;
вера в существование божества, следящего за нравственностью;
присутствие атрибутики в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.
Слайд 6

Воспитание детей начиналось с рождения. Считалось, что когда ребенок уже может

Воспитание детей начиналось с рождения. Считалось, что когда ребенок уже может

донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно.
Слайд 7

В Древнем Китае под одной кровлей уживались несколько поколений. Пожилые члены

В Древнем Китае под одной кровлей уживались несколько поколений. Пожилые члены

семьи пользовались большим почтением. Основа воспитательных отношений в такой семье - уважение младших к старшим. С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения.
Слайд 8

И мальчики и девочки раннее детство проводили с матерью. Рождению ребенка,

И мальчики и девочки раннее детство проводили с матерью. Рождению ребенка,

особенно мальчика, очень радовались и первое время с ним нянчились. Мать кормила его своим молоком до 3-4 лет, повсюду таскала с собой, привязав к спине.
Мальчик учился говорить «да» решительно и твердо, по-мужски.
В зажиточных семьях мальчиков с трех лет заставляли учить иероглифы.
Слайд 9

Девочкам обычаи предписывали покорный тон. Рано или поздно они выйдут замуж

Девочкам обычаи предписывали покорный тон. Рано или поздно они выйдут замуж

и будут принадлежать другой семье. Но и будущих невест держали в строгости. Уже в 5-6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых.
Слайд 10

В семилетнем возрасте детей разделяли. Мальчики отправлялись к учителю, который преподавал

В семилетнем возрасте детей разделяли.
Мальчики отправлялись к учителю, который преподавал

вежливые манеры, танцы, стрельбу из лука, управление лошадьми.
За лень и нерадивость наказывали беспощадно. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.
Слайд 11

Девочки оставались на женской половине, где учились ткать, прясть, шить, кормить

Девочки оставались на женской половине, где учились ткать, прясть, шить, кормить

шелковичных червей.
С 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи.
Слайд 12

Девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти

Девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти

к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия.
Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений – это все полагалось только замужней женщине.
Слайд 13

Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого человека, умеющего познать себя и

Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого человека, умеющего познать себя и

установить гармонию в своей душе.
Приобретение образования считалось крайне важным делом.
Деятельность учителя считалась весьма почетной.
Обучение строилось на согласии между учеником и учителем и самостоятельности учащихся.
Слайд 14

Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования: пресекать дурное, пока оно

Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования:
пресекать дурное, пока оно

не обнаружилось;
учиться, пока не упущено время;
соблюдать последовательность в учении;
учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.
Слайд 15

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э.

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э.

и назывались сян и сюй.
Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь.
В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука.
Учились только мальчики, девочек в школу не принимали – они получали воспитание в домашних условиях.
Слайд 16

Позднее для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). В

Позднее для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться).


В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей.
В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Слайд 17

В эпоху династии Шан (Инь) (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае

В эпоху династии Шан (Инь) (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае

появилось первое высшее учебное заведение - своего рода университет «Да Сюэ».
Слайд 18

Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице

Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице

под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.
Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы.
Слайд 19

Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные

Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные

школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет.
В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.
Слайд 20

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.).

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.).

В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ- в столице) и менее родовитой знати (сансюэ- в провинцальных городах).
Слайд 21

Главная цель обучения - освоение иероглифического письма. Формула обучения - легкость,

Главная цель обучения - освоение иероглифического письма.
Формула обучения - легкость,

согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи.
Слайд 22

В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование.

В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование.


Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до нашей эры. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.
Слайд 23

Конфуций (551 —479 до н.э.) - китайский мыслитель и педагог. Методика

Конфуций (551 —479 до н.э.) - китайский мыслитель и педагог.
Методика преподавания

в школе Конфуция основывалась на:
диалоге учителя с учениками;
создание классификаций и сравнение фактов и явлений, подражание образцам;
умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы.
Слайд 24

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать благородством, стремлением к истине,

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать благородством, стремлением к истине,

богатой духовной культурой.
Конфуций утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно отличаются друг от друга по своим привычкам.
В деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости.
Слайд 25

Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах уважения

Конфуций открыл первую в мире частную школу, основанную на принципах уважения

к ученику, где пример учителя - основа воспитания; пример терпимости, единства учения и жизни.
Задача учителя сводилась к открытию новой перспективы размышления ученика.
Слайд 26

Разработанная им программа обучения предполагала две ступени: изучение шести искусств (письма,

Разработанная им программа обучения предполагала две ступени:
изучение шести искусств (письма,

арифметики, морали, музыки, стрельбы из лука, управления колесницей);
и четырех наук (добродетели, политики, управления, литературы и языка)
Слайд 27

Во II в. до н.э. во времена династии Хань конфуцианство было

Во II в. до н.э. во времена династии Хань конфуцианство было

объявлено официальной идеологией императорского Китая.
К этому времени сеть школ, появившихся в Древнем Китае еще в конце II тысячелетия до н.э., охватила страну.
В начальных школах дети учились с 7 лет. Они овладевали иероглифической письменностью.
Слайд 28

В столице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов могли

В столице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов могли

получить чиновничью должность.
Успешно сдавшие экзамены получали награды, например, лучшим ученикам дарили парадную одежду, в которой они возвращались домой.
Слайд 29

Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних и провинциальных школах. Главное

Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних и провинциальных школах. Главное

внимание в них уделялось изучению конфуцианских канонов.
Слайд 30

Таким образом, можно сказать, что в Древнем Китае воспитание и образование

Таким образом, можно сказать, что в Древнем Китае воспитание и образование

способствовало закреплению за каждым человеком определённой общественной функции, определённого социального статуса.
Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.