Анри Тулуз-Лотрек 1864-1901

Содержание

Слайд 2

Анри де Тулуз-Лотрек - французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер

Анри де Тулуз-Лотрек - французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Лотрек одним

из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства
Искусство Тулуз-Лотрека — это искусство импровизации, создаваемое несколькими ударами кисти, одновременно и объективное, и деформирующее, но в совершенстве выражающее видение и чувства художника. Творчество Тулуз-Лотрека, расцветшее в такой краткий промежуток времени, представляет один из краеугольных камней современного искусства.
Слайд 3

Тулуз после своей тяжелой травмы ходил к глухонемому художнику Рене Пренсто,

Тулуз после своей тяжелой травмы ходил к глухонемому художнику Рене Пренсто,

автора военных, кавалерийских и охотничьих сцен, писавшего в основном для дворянских и богатых буржуазных салонов. Пренсто познакомил молодого Лотрека с основами техники живописи, научил его видеть движение. Очень скоро он понял, насколько его ученик одарен. Пренсто часто приводит Анри в цирк, учит его фиксировать движения лошадей во время дрессировки. Здесь открывается перед Лотреком мир, к которому художник будет впоследствии неизменно возвращаться. Быстрота зарисовки, техника краткого удара кистью- таким приходит Тулуз-Лотрек в ателье Леона Бонна в 1882 г. Однако холодный академизм последнего не привлекает Лотрека, и он вскоре переходит в ателье Фернана Пьестра (известного под псевдонимом Кормон) — 1883.
Слайд 4

Плакат к новому сезону Мулен-Руж 1891 г В 1891 г. Тулуз-Лотрек

Плакат к новому сезону Мулен-Руж 1891 г

В 1891 г. Тулуз-Лотрек получает заказ

на плакат, приглашающий посетителей в Мулен-Руж. Плакату предшествует множество рисунков, акварелей, эскизов. В типографской мастерской Леви Пьер Боннар посвящает Тулуз-Лотрека в тайны цветной литографии. В течение одной ночи Тулуз-Лотрек становится знаменитым. Его имя, подписанное на большом плакате, знают сотни парижан. Смелое художественное решение привлекает внимание с первого же взгляда. Серый силуэт танцовщика на переднем плане, белая и розовая спираль танцовщицы, черная стена зрителей под желтыми лампами удивляет выдумкой и расчлененностью пространства. Четкий рисованный контур придает фигурам монументальность.
Слайд 5

«королева радости с Виктором Жозе». 1892 г. Английский коммерсант в «Мулен Руж» 1892 г.

«королева радости с Виктором Жозе».
1892 г.

Английский коммерсант в «Мулен Руж»


1892 г.
Слайд 6

Афиша «Японский диван». 1893 г. Плакат «Конфетти» 1894 г.

Афиша «Японский диван». 1893 г.

Плакат «Конфетти» 1894 г.

Слайд 7

«Повешенный» Афиша. 1892 г. «Почему нет?» 1893 г. «Обморок». 1894 г.

«Повешенный» Афиша. 1892 г.

«Почему нет?» 1893 г.

«Обморок». 1894 г.

Слайд 8

Плакат-реклама книги "Германский Вавилон» 1894 г. Обложка журнала «Оригинальный эстамп» 1893 г.

Плакат-реклама книги "Германский Вавилон»
1894 г.

Обложка журнала «Оригинальный эстамп»
1893 г.

Слайд 9

Плакат ложа с позолоченной маской1894 г. Плакат. «Старики» 1894 г.

Плакат ложа с позолоченной маской1894 г.

Плакат. «Старики» 1894 г.

Слайд 10

Танец в Мулен Руж. 1897 г. Плакат «На концерте» 1896 г.

Танец в Мулен Руж. 1897 г.

Плакат «На концерте» 1896 г.

Слайд 11

Труппа мадемуазель Эглантин 1895 г. Плакат "Адольф, или Печальный юноша" Мориса Донне. 1894 г.

Труппа мадемуазель Эглантин 1895 г.

Плакат "Адольф, или Печальный юноша"
Мориса Донне.

1894 г.
Слайд 12

Сидящая Ша-Ю-Као. Цветная литография из цикла «Они». 1896 г. Клоунесса в Мулен Руж. 1897 г.

Сидящая Ша-Ю-Као.
Цветная литография из цикла «Они».
1896 г.

Клоунесса в Мулен

Руж. 1897 г.
Слайд 13

Плакат «Гитана» 1899 г. Современный художник. 1896 г.

Плакат «Гитана» 1899 г.

Современный художник. 1896 г.

Слайд 14

Иветт Гильбер. Литография из Альбома «Иветт Гильбер» 1894 г. Замечательным образцом

Иветт Гильбер. Литография из
Альбома «Иветт Гильбер» 1894 г.

Замечательным образцом портретного

искусства Тулуз-Лотрека является портрет Иветт Гильбер. Тулуз-Лотрек неоднократно изображал Иветт Гильбер (1867–1944), популярную эстрадную певицу, выступавшую в Париже в конце ХIХ — начале ХХ века. 
Слайд 15

Иветт Гильбер совершенно покорила Лотрека, и он ходил за ней по

Иветт Гильбер совершенно покорила Лотрека, и он ходил за ней по

пятам. Как всякий раз, когда он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с «профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы». Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир. С Иветт Гильбер это было сделать легко, она была его «типажем».
Слайд 16

Чем бы ни работал Лотрек - углем, кистью, литографским карандашом, -

Чем бы ни работал Лотрек - углем, кистью, литографским карандашом, - он

проникал в душу своей модели, вживался в ее образ, изучал ее тело, лицо, ее выпирающие кости, подключичные и подмышечные впадины, ее длинные руки, шею, ее взбегающие брови, рыжий шиньон, остренький подбородок, ее вздернутый, словно он ловит капельки дождя, нос.
Глаз художника был жесток. В процессе творчества художник зачастую проявляет насилие, выступает как узурпатор.
Слайд 17

Иветт Гильбер. 1894 г.

Иветт Гильбер. 1894 г.

Слайд 18

Серия «кафешантан» 1893 г. Для Лотрека Иветт Гильбер заняла в кафешантане

Серия «кафешантан» 1893 г.

Для Лотрека Иветт Гильбер заняла в кафешантане такое

же место, какое Ла Гулю занимала в кабаре на Монмартре. Она была воплощением кафешантана, как Ла Гулю - кадрили. Лотреку хотелось сделать афишу для Иветт Гильбер, он набросал углем на желтоватой писчей бумаге эскиз этой афиши, подкрасил его и послал актрисе.
Слайд 19

Иветт Гильбер на поклонах.1894 г.

Иветт Гильбер на поклонах.1894 г.

Слайд 20

Джейн Авриль - ее звали также Ла Меленит - Жанна Луиза

Джейн Авриль - ее звали также Ла Меленит - Жанна Луиза Бодон.

В семнадцать лет она сбежала из дома и не вернулась. Музыка и танец стали ее убежищем. Сначала она работала наездницей на ипподроме на авеню Альма, потом кассиршей на Всемирной выставке 1889 года, затем пришла в «Мулен Руж», где ее очень тепло принял Зидлер.

1899 г.

Тулуз-Лотрек без конца писал ее, очарованный ее своеобразным лицом, сдержанным и потому, как это ни странно, особенно привлекательным, придававшим ей «волнующий» шарм, порочный, как уверяли некоторые, или же, как его остроумно определил Артур Саймонс, - шарм «развращенной девственницы».

Слайд 21

Жанна Авриль. Афиша. 1893 г. Лотрек написал ее исполняющей сольный танец,

Жанна Авриль.
Афиша. 1893 г.

Лотрек написал ее исполняющей сольный танец, с поднятой

ногой, затем выходящей из «Мулен Руж».
Слайд 22

Однажды Лотрек забрел в кафешантан «Декадан», на улице Фонтен, и увидел

Однажды Лотрек забрел в кафешантан «Декадан», на улице Фонтен, и увидел

на сцене Мэй Белфорт. Одетая по моде, которую ввела Кэт Гринуэй (*Английская художница (1846-1901), иллюстратор многих книг.), в длинное одноцветное платье с короткими рукавами, обшитыми пышными кружевными оборками, с чепчиком, завязанным под подбородком, она изображала маленькую девочку. Держа на руках котенка, она слащавым детским голоском, сюсюкая, пела:

 У меня есть маленький котенок,  И я так люблю его, так люблю…      «Я взял ее под свою защиту»,  - рассказывал Лотрек.

Слайд 23

Она не стала его любовницей, но согласилась позировать ему. Лотрек написал

Она не стала его любовницей, но согласилась позировать ему. Лотрек написал

пять ее портретов, сделал несколько литографий и к началу выступлений певицы в «Пти казино» выполнил для нее афишу - великолепное произведение в красных тонах, которое «образовало светлое и торжествующее пятно на стенах Парижа» (*Жуаян.).
Слайд 24

Лотрек почти с первых же дней стал завсегдатаем «Мирлитона». И не

Лотрек почти с первых же дней стал завсегдатаем «Мирлитона». И не

просто завсегдатаем, он полюбил это кабаре, он восхищался им. Брюан приводил его в восторг. Пожалуй, никогда еще ни один мужчина не производил на Лотрека такого сильного впечатления, как этот эстрадный певец. Огромный, с лицом Цезаря, с иронической, желчной улыбкой на губах, с бритыми щеками, решительной походкой и громким голосом, «голосом бунта и баррикад, созданным для того, чтобы перекрывать рев толпы, свершившей революцию» (*Жюль Леметр.), Брюан вызывал у Лотрека восхищение. Впрочем, это бывало с ним всегда, когда он сталкивался с людьми, наделенными недюжинной жизненной силой.

Аристид Брюан в «Амбассадор»
1892 г.

Слайд 25

Аристид Брюан. Афиша. «Аристид Брюан в своем кабаре». 1893 г. Афиша

Аристид Брюан. Афиша. «Аристид Брюан в своем кабаре». 1893 г.

Афиша Эльдорадо

,Аристид Брюан.
1892 г.

«В „Мирлитон“ ходят те, кто любят, чтобы их оскорбляли».

Слайд 26

Афиша. Брюан в Мирлитоне. 1894 г.

Афиша. Брюан в Мирлитоне.
1894 г.

Слайд 27

Утки 1901 г. Голуби1901 г. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СОЧИНЕНИЮ ЖЮЛЯ РЕНАРА"НАТУРАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ". Лебеди. 1901 г

Утки 1901 г.

Голуби1901 г.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СОЧИНЕНИЮ ЖЮЛЯ РЕНАРА"НАТУРАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ".

Лебеди. 1901 г

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Циммерман со своим велосипедом 1895 г. Фотограф-любитель. 1895 г. Ужас улицы Гренель. 1894 г.

Циммерман со своим велосипедом
1895 г.

Фотограф-любитель. 1895 г.

Ужас улицы Гренель. 1894 г.

Слайд 31

Моющаяся женщина 1896 г. В 1896 г. Лотрек издает у Пелле

Моющаяся женщина 1896 г.

В 1896 г. Лотрек издает у Пелле альбомы литографий

«Они». Так завершается цикл произведений, посвященный жизни женщин на рю де Мулен и рю д’Амбуаз.

Причесывающаяся женщина 1896 г.

Слайд 32

Женщина с тазом 1896 г. Женщина с зеркалом в руке 1896 г. Спящая женщина 1896 г.

Женщина с тазом 1896 г.

Женщина с зеркалом в руке 1896 г.

Спящая

женщина 1896 г.
Слайд 33

Наездница и собака. 1898 г. Маленький пони и собака. 1898 г.

Наездница и собака.
1898 г.

Маленький пони и собака.
1898 г.

Лошадь и

Колли. 1898 г.

Две лошади. 1884 г.

уже в 1898 г. библиография произведений художника, составленная Жойяном, отмечает трагически небольшое количество большей частью лишь начатых и незаконченных произведений.

Слайд 34

Цирковая сценка 1899 г Цирковая наездница 1899 г февраль 1898 г.

Цирковая сценка 1899 г

Цирковая наездница 1899 г

февраль 1898 г. знаменует кризис в

ходе болезни Анри де Тулуз-Лотрека. Тяжелое душевное заболевание быстро прогрессирует. После одного из сильнейших припадков Лотрека перевозят в больницу д-ра Семеленя в Сен-Жам. Тулуз-Лотрек вскоре осознает, где он находится. Он пишет письмо отцу: «Отец, у Вас есть возможность доказать, что Вы честный человек. Они заперли меня в тюрьму, но все запертое умирает …» Письмо осталось без ответа.

Женщина- клоун . 1899 г.