Архитектура первой половины XIX века

Содержание

Слайд 2

1. Ампир: происхождение и особенности. 2. Петербургский ампир: А.Н.Воронихин .,Ж.Тома де

1. Ампир: происхождение и особенности.
2. Петербургский ампир:
А.Н.Воронихин .,Ж.Тома де Томон, А.Н.Захаров
К.Росси,

О .Монферран.
3. Московский ампир:
О.Бове ,Д.Жилярди, А.Г.Григорьев.
4. Заключение, проверочный тест.

Содержание

Слайд 3

Московский ампир Его своеобразие вытекало из сочетания новых идей 19 века

Московский ампир

Его своеобразие вытекало из сочетания
новых идей 19 века с

национальными традициями;
До войны 1812 года облик Москвы создан М.Ф.Казаковым.

Здание Градской больницы арх. М.Ф.Казаков.

Слайд 4

Москва после пожара 1812года из 9 тыс. домов уцелело 2,5тыс. В

Москва после пожара 1812года
из 9 тыс. домов уцелело 2,5тыс.
В столице в

1813-1830 гг. возникли главные архитектурные ансамбли, важнейшие общественные сооружения.

.

Созданная в 1813 году Комиссия для строения Москвы (из
учеников и последователей М.Ф.Казакова), обеспечила
стилевую целостность застройки города.

Слайд 5

О.И.Бове Возглавлял комиссию архитектор О.И.Бове, создавший архитектурный ансамбль центра города. Он

О.И.Бове

Возглавлял комиссию архитектор О.И.Бове, создавший архитектурный ансамбль центра города. Он провёл:
реконструкцию

Красной площади
(торговые ряды)
Разбивку Александровского сада;
Создал Театральную площадь , за счёт «погребения» реки Неглинки.
Верхние торговые ряды

Раух. « Красная площадь»

Слайд 6

Театральная площадь( 1816-1824) Центр площади- здание Большого театра ,имеющего высоту 37

Театральная площадь( 1816-1824)

Центр площади- здание Большого
театра ,имеющего высоту 37 метров,
по

его оси был расположен 8-колонный
портик , увенчанный великолепной
фигурой Аполлона на колеснице
зал вмещал 3тыс. зрителей.

арх. А.А.Михайлов и О.Бове

Московские ведомости о
рождении Большого театра:
«прекраснейшее здание
очаровывающее благородной простотой , соединенной с изяществом , величавостью и
легкостью» 17января 1825г.

Слайд 7

Пожар Большого театра,1853г После пожара восстанов- лен архитектором А.К.Кавосом (он увеличил


Пожар Большого театра,1853г

После пожара восстанов-
лен архитектором А.К.Кавосом (он увеличил

высоту, изменил пропорции и архитектурный декор).

)

Квадрига Аполлона Скульптор П.К .Клодт

Слайд 8

В 1941году,прорвавшийся немецкий бомбардировщик сбросил 500кг. бомбу на театр. Ежегодно у

В 1941году,прорвавшийся немецкий
бомбардировщик сбросил 500кг.
бомбу на

театр.
Ежегодно у фонтана Большого
театра собираются ветераны
Великой Отечественной войны.

Большой театр является гордостью
русской культуры.
С 1842 года на его сцене ставятся
оперы и балеты русских
композиторов.

Слайд 9

На Театральной площади располагается и здание Малого театра- «второго Московского университета».

На Театральной площади располагается и здание Малого театра- «второго Московского университета».

Открытие его состоялось в 1824году. Архитекторами являлись О.Бове и
А.Ф.Элькинский (перестроено в 1838 году архитектором К.А.Тоном). Этот театр называют ещё «домом Островского»,
47 пьес А.Н.Островского поставлено на его сцене.
А.Н.Островский о театрах на Театральной площади:
«национальные театры- есть признак совершеннолетия нации,
так же как и академии, университеты, музеи».
Слайд 10

Александровский сад О.Бове проектировал устройство Александровского сада до Троицкого моста. Были

Александровский сад
О.Бове проектировал устройство Александровского
сада до Троицкого моста.

Были высажены лучшие
деревья и кусты, разбиты клумбы, построен грот.
Предполагалось устроить в саду пруды с каскадом
и подсветкой .Эта идея О.Бове была воплощена в жизнь
В XX веке при реконструкции Манежной площади.
Отдельный выход из Александровского сада вёл к
Манежу.
Слайд 11

Здание Манежа (1817г). Построено к 5-ю победы русского оружия в войне1812г.

Здание Манежа (1817г).
Построено к 5-ю победы русского оружия в войне1812г.
Предназначалось для

смотра
и учения войск .Представляло уникальное инженерное соо-
ружение длиной 166м, шириной 45м.
Без промежуточных опор внутри. В Манеже мог маневрировать
пехотный полк численностью
2 тыс.человек. Построено по
проекту инженеров А.А.Карбонье,
и Л.Л.Бетанкура.
Слайд 12

С 1831 г он использовался как выставочный зал для проведения с/х

С 1831 г он использовался как выставочный зал для проведения с/х

выставок, промышленных и выставок цветов. В советское время до 1957г в здании был гараж.
С 1957г –Манеж- выставочный зал.

О.Бове разработал проект
декоративного скульптурного убранства Манежа, использовав тему античных военных доспехов Манеж часто использовался как концертный зал для проведения « концертов-монстров» , где число участвующих 1000 человек, а слушателей-12 тысяч.

Слайд 13

Пожар 2004года уничтожил здание. В апреле 2005г здание полностью восстановлено.( Проект

Пожар 2004года уничтожил здание. В апреле 2005г здание
полностью восстановлено.( Проект -24,5

млн. долларов)
Манеж и сегодня удивляет строгостью фасадов, внешней лёгкостью при своих громадных размерах. После восстановления выставочная площадь увеличена в 2 раза.

Манеж до пожара до 14 марта 2004 года.

Манеж после восстановления 18 апреля 2005года.

Слайд 14

Триумфальные ворота О.Бове(1834г) Воздвигнуты у Тверской заставы на месте деревянных возведённых

Триумфальные ворота О.Бове(1834г)

Воздвигнуты у Тверской заставы на месте деревянных возведённых в

1814году для встречи победоносных русских войск из заграничного похода.
В 1936г арку разобрали, её части хранились в Музее архитектуры на территории Донского монастыря. В 1983г арку восстановили на Кутузовском проспекте .Скульптуры на арке выполнены И.Т.Тимофеевым и И.П.Витали. В основу проекта положена знаменитая аркаТита.
Слайд 15

Храмовые постройки О.Бове В культовом зодчестве 20-30х г . распространена храмовая

Храмовые постройки О.Бове

В культовом зодчестве 20-30х г . распространена храмовая купольная

ротонда.

Церковь Всех скорбящих
Радости на Ордынке.

Церковь Вознесения у Никитских ворот

Слайд 16

Дом Н.С. Гагарина на Новинском бульваре(разрушен во время войны) Покровская церковь О.Бове

Дом Н.С. Гагарина на Новинском бульваре(разрушен
во время войны)

Покровская церковь

О.Бове

Слайд 17

Д.И.Жилярди (1788-1845 г ) Д.И.Жилярди по происхождению итальянец.С1810-1832 работал в России.

Д.И.Жилярди (1788-1845 г )

Д.И.Жилярди по происхождению итальянец.С1810-1832 работал в России.

Восстановил здание Университета (1817-1819)г.
А.Ф.Мерзляков: «Храм Миневры, восстал облекаясь в великолепие, превосходящее даже то, в коем был до пожара.»

Он сохранил объём здания,
ионический портик Казакова
был заменён более крупным
дорическим .Использовал декор
в виде масок, факелов, венков.

Слайд 18

Дом Луниных на Никитском бульваре ныне Музей искусств народов Востока Д.И.Жилярди

Дом Луниных на Никитском бульваре
ныне Музей искусств народов Востока

Д.И.Жилярди
(1823г.)

В этом здании

проявилась московская черта – общая
живописность композиции, динамичность,
неуравновешенность .Асимметричный по построению
состоящий из сооружений различных форм и размеров,
ансамбль развивается, как бы следуя направлению уличного
движения.
Слайд 19

А.Г.Григорьев(1782-1868) Славу архитектору принесло строительство жилых зданий. Интересными среди них являются

А.Г.Григорьев(1782-1868)

Славу архитектору принесло строительство жилых зданий.
Интересными среди них являются 2

дома на Пречистенке:
Хрущёвых-Селезнёвых (ныне Музей А.С. Пушкина1814г)
Лопухиных- Станицких ( ныне Музей Л.Н.Толстого 1817-1822г)

.

С 1920 года музей С 1968 года музей Л.Н.Толстого. А.С.Пушкина

Слайд 20

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев. Здание Опекунского совета (1821-1826г ) Усадьба Усачёвых-Найдёновых( 1829-1831г)

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев.

Здание Опекунского совета
(1821-1826г )

Усадьба Усачёвых-Найдёновых( 1829-1831г)

Вместе они

осуществили перестройку Вдовьего дома, Слободского дворца в Лефортове , Екатерининского института , в имении Голицыных в Кузьминках.
Слайд 21

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев Мавзолей –ротонда в Суханово Конный павильон в Кузьминках

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев

Мавзолей –ротонда в Суханово

Конный павильон
в Кузьминках

Парадный монументализм подчёркнутый

мощными колоннами фасадов, чёткой ритмикой орнаментальных
вставок и скульптурного декора.
.
Слайд 22

Московский особняк и городская усадьба Торжественная ордерная архитектура и посвящённая победам

Московский особняк и городская усадьба

Торжественная ордерная архитектура и посвящённая победам скульптура

, её масштабы, чёткость и стройность форм- всё это отвечало духу народа-победителя, отстоявшего независимость России , но основным , что определяло облик восстанавливаемой Москвы –была массовая застройка. которая строго регламентировалась.
А.К.Толстой так изложил эти требования :
« В мои года хорошим было тоном
Казарменному типу подражать
И 4-м или 6-ти колоннам,
Вменялось в долг шеренгою стоять,
Под неизменным греческим фронтоном.»
Стены особняков красили в светлые тона: жёлтый,
палевый , розовый, жёлто-серый..
Слайд 23

Дом «МУ-МУ» на Остоженке Дом в Денежном переулке «Московский ампир»,чаще всего

Дом «МУ-МУ» на Остоженке

Дом в Денежном переулке

«Московский ампир»,чаще всего деревянный доживёт

до сер.XIX века. Он проникнут идеей уюта, домашнего очага, имеет некий налёт провинциализма ,т.е. он ближе к провинциальной русской архитектуре, чем к петербургской..В конце 30-40-х в Петербурге и в Москве работало немало архитекторов ,воспитанных на приёмах классицизма.
Слайд 24

Кризис классицизма и появление эклектики. В 30-40г единый стиль , скреплявший

Кризис классицизма и появление эклектики.

В 30-40г единый стиль , скреплявший


прежде всё русское зодчество
распадается, разрушается
ансамблевость ,
из зодчества уходит былое величие и
простота .Наступает время эклектики
или историзма.

Синодальная
типография
А.Балакирев
И.Мироновский

Храм Христа
Спасителя
К.Тон