Белокаменные памятники городов Владимира и Суздаля

Содержание

Слайд 2

Культурные критерии: i, ii, iv Год включения в Список всемирного наследия:

Культурные критерии: i, ii, iv
Год включения в Список всемирного наследия: 1992
Согласно

критериям включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» представляют собой шедевр человеческого созидательного гения, свидетельствуют о значительном влиянии православного христианства в архитектуре Руси XII—XIII веков и являются выдающимся примером архитектурного ансамбля, который иллюстрирует данный период человеческой истории.
Слайд 3

Характерные черты кладка из плит белого известняка (отсюда и название -

Характерные черты

кладка из плит белого известняка (отсюда и название -

«белокаменные» памятники)
изысканность пропорций
тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения)
аркатурные пояса
внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.
Слайд 4

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Слайд 5

Успенский собор Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской

Успенский собор

Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской

Руси
В соборе венчались на великое княжение владимирские и московские князья.
Собор был построен всего за три года (1158–1160)
В соборе помещалась святыня Владимира – икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской
В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (сохранились фрагменты этих фресок).
Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Дмитриевский собор Дмитриевский собор (1194–1197 гг.) – это четырехстолпный одноглавый храм,

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор (1194–1197 гг.) – это четырехстолпный одноглавый храм, относительно

небольших размеров, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки.
Слайд 9

Кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором», насчитывает примерно 1500 рельефов

Кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором», насчитывает примерно 1500 рельефов

Слайд 10

Золотые ворота Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили

Золотые ворота

Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили не

только крепостным сооружением, но и триумфальной парадной аркой при въезде с запада. Их соорудили одновременно с земляным валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Золотые ворота были сложены из белого камня, их массивные дубовые двери были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв.
Слайд 11

Богородице-Рождественский собор в Суздале Богородице-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225

Богородице-Рождественский собор в Суздале

Богородице-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225

гг.
Он входит в ансамбль Суздальского кремля, с трех сторон окруженного рекой Каменкой, и его массивные, синие, «усыпанные» звездами купола во многом определяют облик всего кремлевского комплекса.
В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего (в XVI в.) его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.
Слайд 12

Архиерейские палаты Рядом с Богородице-Рождественским собором, также в пределах Суздальского кремля,

Архиерейские палаты

Рядом с Богородице-Рождественским собором, также в пределах Суздальского кремля, располагается

другой ценнейший белокаменный памятник, также отнесенный к категории Всемирного культурного наследия, – Архиерейские палаты, выстроенные в XV-XVIII вв.
Слайд 13

Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри На окраине Суздаля расположены два уникальных монастырских

Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри

На окраине Суздаля расположены два уникальных монастырских комплекса

(основные каменные постройки относятся к XVI в.) - Покровский и Спасо-Евфимиев. Эти монастыри, будучи опоясаны высокими каменными стенами с башнями, внешне весьма напоминают крепости. Внутри стен – соборы, церкви, звонницы, разного рода подсобные строения.
Слайд 14

Резиденция Андрея Боголюбского Руины резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть

Резиденция Андрея Боголюбского

Руины резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть в

поселке Боголюбово, что в 10 км к востоку от Владимира.
Этот укрепленный замок был выстроен в середине XII в., однако до наших дней от него дошло лишь немногое. На месте главного Рождественского собора уже в ХVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры.
Слайд 15

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 16

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится недалеко

от Боголюбова, она стоит на берегу реки Нерль, и поражает своей утонченностью и стройностью.
Она представляет собой невысокий одноглавый четырехстолпный храм, который украшен резьбой XII в.
Церковь отличается гармонией несколько вытянутых по вертикали пропорций, изяществом пластической обработки (уступчатые лопатки, перспективные порталы, рельефные украшения).
Слайд 17

Церковь Бориса и Глеба Расположена в селе Кидекша Является одним из

Церковь Бориса и Глеба

Расположена в селе Кидекша
Является одним из древнейших

памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси.
Эта церковь - одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом на фасаде.
Постройка церкви относится к середине XII в. (1152 г.), причем в XVIII в. ее перестаивали, однако сохранившиеся в ней фрагменты фресковой живописи относятся еще ко времени ее сооружения. В 1660-х годах утрачены своды, глава и апсиды.