Богордская и семеновская игрушки

Содержание

Слайд 2

Богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из

Богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких

пород дерева (липы, ольхи, осины).
зарождение резной Богородской игрушки можно отнести к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началу XIX веков.

.

Слайд 3

Легенда появления игрушки . Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева

Легенда появления игрушки

. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада

жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Слайд 4

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа- щучки

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа- щучки

Слайд 5

Техника выполнения Резьба ведется по липовому полену, как самой мягкой и

Техника выполнения

Резьба ведется по липовому полену, как самой мягкой и податливой

породе, специальными резцами разной формы. Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.
Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изоб­ражаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.
Слайд 6

Техника выполнения Сначала игрушки раскрашивались, позже Богородская скульптура остается неокрашенной —

Техника выполнения

Сначала игрушки раскрашивались, позже Богородская скульптура остается неокрашенной — фактура

и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.
Слайд 7

Техника выполнения Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля

Техника выполнения

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы,

а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.
Слайд 8

Персонажи Богородской игрушки Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни

Персонажи Богородской игрушки

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и

гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.
Различные исторические события, происходившие в жизни русского общества, рождали новые сюжеты и персонажей. Появляются и новые куклы: крестьянин, барин, бедняк, монахи и монахини. Эти персонажи изображались резчиком с юмором, мастер зорко подмечал характер фигурок, передавал их позу и жесты.
Слайд 9

барыня и гусар

барыня и гусар

Слайд 10

крестьянин

крестьянин

Слайд 11

Самыми известными из Богородских игрушек считаются медведи

Самыми известными из Богородских игрушек считаются медведи

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Загорская и семеновская матрешки знаменитыми традиционными матрешками являются — Сергиев-Посадская (загорская), семеновская (хохломская)

Загорская и семеновская матрешки

знаменитыми традиционными матрешками являются — Сергиев-Посадская (загорская),

семеновская (хохломская)
Слайд 17

История создания Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив

История создания

Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив свое

оригинальное воплощение у нас. В 90-е годы XIX века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали токарь из подмосковного города Подольска В. Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее известный художник С. Малютин.
Слайд 18

Техника выполнения Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал

Техника выполнения

Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую

чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.
Слайд 19

Прообраз современной матрешки Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном

Прообраз современной матрешки

Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном костюме:

сарафане, переднике, платочке, — была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руках кукла могла держать платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб или вести за руки малыша.
Слайд 20

Загадка имени Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно

Загадка имени

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не

знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ла­сково Матрешей, Матренушкой; так и закрепилось имя Матрешка.
Слайд 21

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 22

Отличительные черты Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с

Отличительные черты

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с пе­тухом

в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета.
Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, — остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использовав прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 26

Отличительные черты Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы

Отличительные черты

Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют

хорошо просушенную древе­сину липы, осины, березы. Непросушенную древесину при­менять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, по­траченного на него.
Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие.
Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клей­стером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и что бы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.
Слайд 27