Джироо́ламо Савонароо́ла Итальянский монах и реформатор 1494—1498 годов

Содержание

Слайд 2

Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре.

Родился
21 сентября
1452 года
в Ферраре.

Слайд 3

Биография до вступление в монашество. Джироламо был третьим ребёнком в семье

Биография до вступление в монашество.

Джироламо был третьим ребёнком в семье Николо

Савонаролы
и Елены Буонокорсси.
Воспитанием Джиролома занимался дед,
Микеле Савонарола-известный врач.
Когда мальчику исполнилось 6 лет дед умер.
Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере
и старался дать ему достойное образование.
Савонарола окончил первый факультет искусства
и получил звание магистра.
Неудачная любовь в 19 лет к известной и богатой флорентийки
и увлечение средневековыми богословскими сочинениями
привели Джироламо к решимости поступить
в монастырь.
Слайд 4

В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью,

В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью,

в доминиканский монастырь, оставив дома написанную им книгу «О презрении к свету».
В монастыре он вёл суровую жизнь.
Был ярым противником монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению Отцов Церкви.
Настоятель монастыря поручил Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника.

Портрет Савонаролы кисти
Фра Бартоломео, около 1498

Слайд 5

В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, в том

В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, в том

числе в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться во Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-арко.
В 1483 г. Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха.
Слайд 6

Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в

Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в

небольшой городок Сан-Джиминьяно, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами.
Слайд 7

В 1486 году Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла

В 1486 году Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла

Мирандола, который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию (1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.
Слайд 8

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо

Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.
Слайд 9

1 августа 1490 г. Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной

1 августа 1490 г. Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной

до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

Проповедь Савонаролы во Флоренции.
(Ломтев Н. П., 1850-е годы)

Слайд 10

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передаёт лишь веления Божии, угрожал


Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передаёт лишь веления Божии,

угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.
В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».
Слайд 11

Влияние Савонаролы усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы


Влияние Савонаролы усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти

папы Иннокентия, нашествию французского короля Карла VIII и др.
Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.
Слайд 12

«Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ


«Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком».

Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убеждён в своём Божественном призвании.

Моретто да Брешиа (Алессандро Бонвичино).«Портрет доминиканца Джироламо Савонарола»

Слайд 13

Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех


Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал

всех монахов работой. Для успеха проповеди язычникам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку; но Савонарола не прекращал своих обличений Рима и папы.
Слайд 14

В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию и

В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию и

в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан как изменник; во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения.
Слайд 15

По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что

По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что

республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу.
Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он стоит жизней бедным.
Слайд 16

Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и

Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и

совершалась по его программе.
По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти.
Ставленником Савонаролы в Совете был Никколо Макиавелли
5 февраля 1495 г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %.
Заёмщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заёмный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32 с половиной процента.
Слайд 17

Наконец Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же

Наконец Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа,
сам же он

был в глазах народа избранником Христа.
Слайд 18

Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё

Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё

нравственно возродить Флоренцию.
Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.
Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и гомосексуалов он призывал сжигать заживо.
Слайд 19

Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое.

Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое.

Её можно проследить по сохранившимся документам. Как правило, наказания ограничивались штрафами, а в наиболее тяжких случаях и для закоренелых преступников — телесными наказаниями или изгнанием из Флоренции. Фактов отрезания языка не известно. Была практика прокалывания языка святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы. Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены. Также при Савонароле был принят закон, предполагающий сожжение «содомитов». Однако, за весь период руководства Савонаролы только трое так называемых "содомитов" были приговорены к смерти, из них двоим приговоры были заменены штрафами. Третий осужденный также имел дурную славу вора и бандита, и был казнен скорее по этой причине.
Слайд 20

Стороники и противники Савонаролы. Против него были: «беснующиеся», приверженцы аристократического республиканского

Стороники и противники Савонаролы.

Против него были:
«беснующиеся», приверженцы аристократического республиканского правления
«серые», стоявшие

за Медичи.

На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами»

В проповедях Савонарола никого не щадил и потому обрёл много врагов как в светской среде, так и среди духовенства.

Слайд 21

По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его

По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его

прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы.
Против Савонаролы не раз выставляли других проповедников; не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава Савонаролы проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана).
Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала.
Слайд 22

Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно распространился

Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно распространился

во Флоренции.
Савонарола организовал решительный удар «беснующимся».
Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи; потом все это предавалось торжественному сожжению на так называемом «костре тщеславия».
Слайд 23

Костёр тщеславия (итал. falò delle vanità) — сожжение светских книг музыкальных

Костёр тщеславия (итал. falò delle vanità) — сожжение светских книг музыкальных

инструментов, игральных карт и костей, парфюмерных продуктов, богатых нарядов и зеркал, конфискованных у граждан Флоренции по наущению религиозного реформатора Джироламо Савонаролы.
Самая пышная церемония такого рода была проведена на городской площади в Жирный вторник 7 февраля 1497 года. Согласно преданию, художник Сандро Боттичелли самолично бросил в костер несколько лучших своих полотен на мифологические темы.
Слайд 24

Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий — испытание

Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий — испытание

огнём. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но испытание огнём не состоялось. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.
На другой день монастырь Сан-Марко был осаждён разъярённой толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключён в темницу. Папа учредил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия, допросами, упрёками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман.
Слайд 25

Согласно легенде, Савонарола за несколько часов до смерти начал писать также

Согласно легенде, Савонарола за несколько часов до смерти начал писать также

«Руководство к христианской жизни» на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика.
22 мая ему был объявлен смертный приговор;
23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.
Слайд 26

В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре;

В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре;

Слайд 27

В то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации,

В то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации,

входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.