Содержание
- 2. Структура и содержание курса «Государственная культурная политика России» органично связана с дисциплинами профессионально-образовательной программы по культурологии,
- 3. Задачи курса: - дать фундаментальные знания по теории и истории культурной политики в России; - сформировать
- 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ТЕОРИЯ Литература: Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история.
- 5. Тема 1. Основные понятия и термины. Источники и историография. Характеристика базовых понятий «культура», «культурная политика», «культурная
- 6. Содержание концепта культура: Культура как результат человеческой деятельности в материальной и духовной сфере, то есть, как
- 7. Содержание концепта культура Культура как историческая, локальная система коллективных представлений, символов, ритуалов, и коллективных практик, их
- 8. Содержание концепта культура: Культура как система (исторических, относительных) ценностей, норм, предписаний, которые представлены в личном и
- 9. Содержание концепта культура Культура как производство разделяемых значений и смыслов в обществе (общественных группах), их трансляция,
- 10. Культурная картина мира Конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов
- 11. Культурная картина мира Это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных,
- 12. Компоненты картины мира Пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного. В совокупности
- 13. Культурная картина мира реализуется В различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему.
- 14. Субкультура Культура группы людей, объединенных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Локальная групповая культура, возникшая в
- 15. Рост субкультур Рост субкультур совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, развитием разделения труда и
- 16. Основные формы субкультур Профессиональные Возрастные Культурные Региональные Примеры: хиппи, вегетарианцы, культуристы, различные электронные сообщества.
- 17. Функция субкультуры Помогать человеку найти социальную и культурную связи с другими людьми
- 18. Культурное наследие Материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты,
- 19. Культурные традиции Устойчивые, «инерционные» моменты в культуре. Это традиция, представленная элементами культурного наследия: идеями, ценностями, обычаями,
- 20. Введение в теорию субкультурной стратификации Природа и проблематика картины мира в работах А. Я. Гуревича, А.
- 21. Источники: Ершов Г.Г. Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты, (№ 01-06-87076). Гуревич А.Я.
- 22. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА Организационно-управленческая деятельность государства в сфере культуры, направленная на создание в ней определенной системы регуляции.
- 23. Культурная политика направлена на: Утверждение общности культурной жизни страны; Расширение сети культурных учреждений и координацию их
- 24. Культурная политика направлена на: Утверждение национального единства через развитие уникальности и самобытности национальной культуры; Формирование средств
- 25. Методы достижения целей: Зависят от идеологических ориентаций правительства; От своеобразия культурных, политических традиций в обществе; От
- 26. Закономерности Чем больше государство ориентируется на общенародные интересы, тем меньше оно опирается в культурной политике на
- 27. Закономерности В демократическом обществе значительное место в формировании и проведении культурной политики играют неправительственные организации (творческие
- 28. Тема 2. Средства осуществления государственной культурной политики. Государство как субъект культурной политики. Подходы к формированию и
- 29. Формальные методы в исследованиях метамеханизмов культурной политики Исследование метамеханизмов культурной политики в работах Н. М. Зоркой,
- 30. Источники: Батов В.И. Эмоциональная компонента эволюции и революций: опыт количественного анализа, № 96-06-80028. Громов Е.С. Системный
- 31. Субъекты культурной политики Общественные структуры Частные лица Субкультурные группы Производственные и иные коллективы Государство
- 32. Государство как субъект культурной политики Располагает несоизмеримыми с другими субъектами возможностями (в том числе ресурсными) воздействия
- 33. Демократическое государство Признание самоценности сферы культуры, поддержка культуры без каких-либо предварительных условий. Определенные патерналистские отношения, предполагающие
- 34. Тоталитарное государство Культура как инструмент реализации собственных целей, которые чаще всего для культуры не являются главными.
- 35. Тоталитарное государство Непосредственное вмешательство в культурно-творческий процесс Осуществление целей культурной политики административно-распорядительными (силовыми) методами
- 36. Культурная политика (ЮНЕСКО) Комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу
- 37. Реализация культурной политики Сумма сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение
- 38. Эффективность культурной политики Зависит от того, насколько государству удается реально согласовать несовпадающие интересы различных субъектов культурной
- 39. Культурная политика демократического государства Это деятельность, предполагающая: Формирование основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте
- 40. Система государственного управления культурной жизни Средство осуществления приоритетных целей государственной культурной политики. Эффективность – насколько она
- 41. Культурная политика государства Стратегические цели культурной деятельности – определяются внутренним законом развития соответствующей сферы культурной активности.
- 42. Культурная политика государства Цели, приоритеты, задачи и способы их решения – охватывают всю культурную жизнь общества.
- 43. История культурной политики Попытка воссоздать действия исторических персонажей, влияющие на состояние культурной жизни. Совокупность идеологии, целей,
- 44. Компоненты картины мира Научный – создается в исследовательской сфере и транслируется через систему образования и по
- 45. Компоненты картины мира Искусство – в синтетическом виде отражает представления человека о мире и себе самом,
- 46. Способы воздействия на субъекты культурной жизни Научно-идеологический Социально-психологический Правовой Экономический
- 47. Тема 3. Управление художественной жизнью общества. Культурная политика и искусство. Функции искусства. Художественная жизнь общества. Потребности
- 48. Культурная политика и искусство Искусство в системе культуры. Функции искусства. О механизме поддержки художественной культуры в
- 49. Функции искусства А.Я.Зись, Е.С.Громов, М.Е.Марков – 4 функции Ю.Н.Давыдов, С.Н.Плотников, Ю.Н.Селинов – 5 А.Ф.Еремеев, Ю.А.Лукин –
- 50. Функции искусства М.С. Каган – следует разделять процесс художественного творчества и функционирование самого произведения Познавательная Оценочная
- 51. Сложность проблемы Г.А.Праздников: «в реальной художественной жизни общества одни функции произведения (а также искусство в целом
- 52. Искусство – инструмент формирования картины мира Искусство, представляя в художественно-образной и ценностно-ориентированной форме фрагменты окружающей действительности,
- 53. Государственная культурная политика в сфере искусства Государство - поддерживает искусство – в той мере, в какой
- 54. Вывод: Культурная политика российского государства строилась на одном из двух типов отношения к искусству: либо недооценивало
- 55. Художественная жизнь общества. Создание художественных ценностей. Сохранение художественных ценностей. Распространение и освоение (восприятие) художественных ценностей.
- 56. Система интересов
- 58. Управление общественной жизнью Процесс разрешения противоречий между интересами субъектов этой жизни различных уровней, с одной стороны,
- 59. Управление В сфере общественной жизни управленческое регулирование осуществляется специальными структурами – органами управления, построенными по иерархическому
- 60. Субъекты культурной жизни: создатели художественных ценностей (художники всех видов искусства); потребители (население), составляющие различные субкультурные группы;
- 61. Выводы Интересы субъектов художественной жизни есть не что иное, как цели культурной деятельности; Некоторые интересы населения
- 63. Выводы: Культурная жизнь – многоаспектный процесс. И каждый ее аспект нуждается в особом управленческом подходе; Культурная
- 64. Источники: Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1971. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978.
- 65. Тема 4. Реализация культурной политики. Функции государственных органов управления культурной жизнью (федеральный, региональный, муниципальный уровни). Федеральная
- 66. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИСТОРИЯ
- 67. Тема 5. Язычество и христианство – новая картина мира Картина мира славян до крещения. В. О.
- 68. Три стихии русской природы в картине мира древних славян Лес Река Степь Сформировали общий постоянный фон
- 69. Картина мира в IX веке Начинает складываться территориальная и политическая общность славян; Формируется единая национальная картина
- 70. Язычество и христианство – новая картина мира Принятие христианства – точка бифуркации в истории государства Российского.
- 71. Выводы Источники формирования новой картины мира – христианство, язычество, византийская народная и городская культура. Синтез двух
- 72. Выводы Принятие византийского православия определило историческую судьбу России, ее культурно-исторический путь. Через христианство Древняя Русь вступает
- 73. Источники Ключевский В.О. О русской истории. – М., 1993. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.,1994.
- 74. Русь – от татар к Рюриковичам. Н. М. Карамзин о монгольском нашествии и освобождении Руси от
- 75. Татаро-монгольское иго – величайшая катастрофа мировой истории С 1237 по 1480 гг. установилось иго завоевателей. Новое
- 76. Картина мира в начале XVI века Формирование национальной картины мира как единого целого. Сложилось территориальное ядро
- 77. Картина мира при Иване IV Иван IV Васильевич Грозный (1530-1584 гг.). 1547 г. венчание Ивана Грозного
- 78. Вывод Национальная картина мира приобретает антигуманистические черты, постоянно подвергается внешней деформации. Социальные катаклизмы становятся неизбежными. Складывается
- 79. Формирование картины мира в XVII веке Роль церкви в формировании новой картины мира в XVII веке.
- 80. Картина мира в XVII веке Формируются принципиально разные картины мира и тем самым русское общество надолго
- 81. Картина мира в XVII веке В картине мира происходят радикальные изменения. Изменение образа времени. Изменение взглядов
- 82. Картина мира в XVII веке Помимо образов государя и Бога, фигурируют три фрагмента: полное подчинение личности
- 83. Картина мира в XVII веке Московское общество было почти поголовно безграмотным, правительство сознательно стремилось не допустить
- 84. Источники: Карамзин Н.М. История государства российского. М., 1993. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993. Костомаров
- 85. Тема 6. Петровские реформы и картина мира Культурная политика петровской эпохи. Манифест 1702 г. Влияние русской
- 86. Картина мира в правление Петра I (1689-1725 гг.) Россия на распутье (в точке бифуркации): Оставаться ли
- 87. Картина мира в правление Петра I (1689-1725 гг.) Внесение в картину мира русских людей более или
- 88. Задачи имперской культурной политики Петра I Формирование в картине мира народа образа доброго, умного и сильного
- 89. Источники формирования картины мира Наука и школа должны служить практическим потребностям государства и преобразованию армии и
- 90. Источники формирования картины мира Развитие книгопечатания Возникновение публичной российской прессы. Введение европейского календаря.
- 91. Инструменты формирования картины мира Идеологические институты: Русская православная церковь – государственный департамент по идеологии. Отмена патриаршества
- 92. Петровские реформы и картина мира Перестройка государственного управления, создание Сената, коллегии, органов высшего государственного контроля и
- 93. Петровские реформы и картина мира Создание класса чиновничества, бюрократии. Коррупция, взяточничество, воровство. Наказания за нарушение предписаний.
- 94. Историческая оценка петровских попыток модернизации России Внедрение в национальную картину мира элементов западничества. Западничество носило ограниченный
- 95. Историческая оценка петровских реформ Замена традиционных фрагментов национальной картины мира европейскими элементами породила симптомы культурного застоя
- 96. Историческая оценка петровских реформ Петр I оставил в неприкосновенности архаичные основы русской жизни – осталось неизменным
- 97. Национальная картина мира в эпоху становления российской империи Формирование картины мира в послепетровскую эпоху. Екатерининское просвещение
- 98. Хронология XVIII века
- 99. Картина мира в правление Екатерины II (1762-1796 гг.) Нарастание хаоса в обществе усиливало противоречие между картиной
- 100. Картина мира в правление Екатерины II (1762-1796 гг.) Крестьянская картина мира не совпадала с господской. Свое
- 101. Источники: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. М., 1991. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого
- 102. Формирование картины мира в XIX веке Картина мира начала XIX века. Работы П. Я. Чаадаева. Роль
- 103. Хронология XIX века
- 104. Картина мира в XIX веке Война с Наполеоном существенно изменила картину мира русского крестьянина. Создание образа
- 105. Картина мира после восстания декабристов Общенациональная картина мира дала трещину. В 1826 г. Был создан эффективный
- 106. Картина мира после восстания декабристов В зависимости от исторической обстановки власть принимала на вооружение ту картину
- 107. Картина мира после восстания декабристов Интеллигенция вырабатывала новые образы природы и истории, процессов развития и познания,
- 108. Новая официальная культурная политика Вера в истинно русские хранительные начала православия, самодержавия и народности – идейное
- 109. Инструменты формирования новой картины мира Церковь Литература Система образования Цензура Наука Театр Изобразительное искусство и архитектура
- 110. Источники: Преснякова Л.В. Русская опера. Страницы истории. Владивосток, 2005. Пресняков С.В., Преснякова Л.В. Летопись театральной жизни
- 111. Тема 7. Культурная политика большевистского государства Н. А.Бердяев о смысле русского коммунизма. Ю. М. Лотман о
- 112. Концепция большевизма История человечества сводится к изменению материальных факторов бытия 9материализм), которые затем влияют на духовную
- 113. Концепция большевизма Ради достижения поставленной цели правомерно применение любых средств (цель оправдывает средства); Вожделенной целью всех
- 114. Культурная политика большевистского государства В. И. Ленин о месте и роли культуры в жизни общества. Культурная
- 115. Культурная революция большевиков Два глубоких кризиса – российской государственности, исчерпавшей монархический этап своей истории и кризиса
- 116. Культурная политика советского государства Культура и политика. Искусство и политика. Органы управления культурой и проблемы формирования
- 117. Тема 8. Культурная политика: современный этап Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Голомшток
- 118. Культурная политика России: современный этап Изменение социокультурной ситуации в стране. Демократизация и децентрализация культурной политики. Районирование
- 119. Культурная политика России: современный этап Задачи государственной культурной политики. Идея «евразийства». Массовая культура. Принципы культурной политики.
- 121. Скачать презентацию