Гжель. 5 класс

Содержание

Слайд 2

В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись вдоль

В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись вдоль

Большого Касимовского тракта дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Слайд 3

Гжель – это один из самых известных народных художественных промыслов России.

Гжель – это один из самых известных народных художественных промыслов

России.
Слайд 4

Всякую глину давала земля гжельская умелым рукам – и для гончарного

Всякую глину давала земля гжельская умелым рукам – и для гончарного

дела, и для майолики.

Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика
(в переводе с греческого «керамос» - глина).

Слайд 5

200 лет назад мастера создавали изделия из гончарных глин. Называлась она

200 лет назад мастера создавали изделия из гончарных глин.
Называлась

она майоликой. Ее делают и сейчас. Яркий гжельский
квасник из майолики-сугубо русский сосуд, не имевший аналогов в западноевропейской керамике
Слайд 6

В середине 18 века ученым Д.И.Виноградовым был открыт секрет состава фарфоровой

В середине 18 века ученым Д.И.Виноградовым был открыт секрет состава

фарфоровой массы. Гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора.
Слайд 7

По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий.

По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели

будущих изделий.
Слайд 8

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую

фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.  
Слайд 9

Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания

формы.
Слайд 10

Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись наносится быстрыми, сочными мазками кисти.

Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись наносится

быстрыми, сочными мазками кисти.
Слайд 11

Один из основных типов росписи- под глазурная синяя на белом фоне.

Один из основных типов росписи- под глазурная синяя на белом фоне.

Именно такой мы Гжель и знаем.
Слайд 12

Орнамент, украшающий гжельские изделия, растительный. Цветы, травы, листья переработаны в декоративном плане.

Орнамент, украшающий гжельские изделия, растительный. Цветы, травы, листья переработаны в

декоративном плане.
Слайд 13

Фарфор, имеющий тонкий, белоснежный черепок, позволял создавать разнообразные формы изделий.

Фарфор, имеющий тонкий, белоснежный черепок, позволял создавать разнообразные формы изделий.

Слайд 14

Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же

декоративного мотива.
Слайд 15

На всю Россию славились гжельские мастера! Где ещё встретишь расписные тарелки

На всю Россию славились гжельские мастера! Где ещё встретишь расписные

тарелки с диковинными птицами, сосуды своеобразной формы (фляги, квасники, кумганы), украшенные забавными фигурками, расписанные яркими сложными рисунками, выполненные синим, голубым, коричнево-фиолетовым, и даже жёлтым и зелёным цветом
Слайд 16

КУМГАНЫ В 18-19 веке изделия были другого цвета.

КУМГАНЫ

В 18-19 веке изделия были другого цвета.