Храмовая живопись

Содержание

Слайд 2

Храм и его роспись(фрески, иконы)-это книга, предназначенная для того, чтобы ее

Храм и его роспись(фрески, иконы)-это книга, предназначенная для того, чтобы ее

можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз
Храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего – Бог, Всевидящий и Всемогущий.
Слайд 3

Иконографический канон Церковь никогда не допускала писания икон с живых людей

Иконографический канон

Церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или

по воображению и требовала четкого соблюдения иконописного канона (правил), который определял особенности иконописных изображений:
Условность письма (подчеркивала неземную сущность лиц, их духовность);
Фигуры писались плоскими и неподвижными;
Использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных изображений (вневременное изображение);
Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет;
свечение вокруг головы в виде круга (нимб);
Фигуры не отбрасывают теней.
Слайд 4

Иконографический канон Икнописные подлинники толковые Иконописные подлинники лицевые Содержали словесное описание

Иконографический канон

Икнописные подлинники толковые

Иконописные подлинники лицевые

Содержали словесное описание каждого иконописного сюжета

(“Пророк Даниил млад, кудреват, аки Георгий , в шапке, одежды испод лазарь, верх – киноварь…”

“Лицевые” –т.е. иллюстративные (прориси –графическое изображение сюжета)

Слайд 5

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Общий вид Высокий русский иконостас

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Общий вид Высокий русский

иконостас
Слайд 6

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.

Слайд 7

Храмовая живопись Монументальная Станковая фреска мозаика икона

Храмовая живопись

Монументальная

Станковая

фреска

мозаика

икона

Слайд 8

Фреска – картина, написанная водяными красками на сырой штукатурке.

Фреска – картина, написанная водяными красками на сырой штукатурке.

Слайд 9

Фреска "Сошествие Христа в ад« ("Сошествие в ад"). Трансепт. Северная сторона София Киевская

Фреска "Сошествие Христа в ад« ("Сошествие в ад"). Трансепт. Северная сторона

София Киевская
Слайд 10

Фрески Ильи Пророка. Храме Ильи Пророка в Ярославле.

Фрески Ильи Пророка. Храме Ильи Пророка в Ярославле.

Слайд 11

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатуру стекловидных камешков (смальты).

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатуру стекловидных камешков (смальты).

Слайд 12

Мозаика.Николай Чудотворец (фрагмент). Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Мозаика.Николай Чудотворец (фрагмент). Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Слайд 13

Мозаика. Богоматери с младенцем на руках. Храм Святой Софии.

Мозаика. Богоматери с младенцем на руках. Храм Святой Софии.

Слайд 14

Икона- священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Икона- священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Слайд 15

Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. Икона. ХII век. ГРМ Древняя икона

Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. Икона. ХII век. ГРМ
Древняя икона дошла

до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.
Слайд 16

Петр и Павел апостолы. Иконa . Конец XI — начало XII

Петр и Павел апостолы. Иконa . Конец XI — начало

XII вв
В домонгольской Руси стояли сотни деревянных храмов, в каждом из которых было хотя бы с десяток икон. Значит, образов на досках существовало в этот период несколько тысяч. Но до нас дошло лишь не более сорока икон в достаточно приемлемом виде. «Петр и Павел» — самая древняя из сохранившихся икон, бытовавших в эпоху Киевской Руси. Именно с этого образа начинается история русской иконописи на досках.